Герои ленинградского неба

Герои ленинградского неба
06 мая
16:06 2025

80 лет Победе в Великой Отечественной войне

Военные летчики… Трудно переоценить их вклад в героическую оборону Ленинграда, их самоотверженность, риск с которым был связан каждый боевой вылет. Сколько жизней спасли герои, ставшие на пути фашистских бомбардировщиков? Не все вернулись из полетов. Им посвящены книги, стихи, песни, кинофильмы. Многие из них были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а имена их запечатлены в названиях улиц нашего города.

Ночной таран над Ленинградом и поющий авиаполк

Ночь с 4 на 5 сентября 1941 года. Аэродром Горская. Группа летчиков по тревоге занимает места в кабинах истребителей, чтобы перехватить вражеские бомбардировщики, прорвавшиеся к Ленинграду. Внизу – центральные районы огромного города. Лучи прожекторов на мгновенье выхватывают из темноты махину двухмоторного бомбардировщика Хенкель-111. К нему устремляется истребитель И-153 («Чайка») младшего лейтенанта Алексея Севастьянова.
Пулеметная очередь, еще одна. Самолеты стремительно сближаются, стрелок «Хенкеля» открывает огонь по истребителю. Ему отвечают четыре пулемета «Чайки», но вдруг замолкают – закончились боеприпасы. «Идти на таран», — приходит мгновенное решение. «Чайка» стремительно пикирует на бомбардировщик, пытающийся уйти в сторону.


Алексей Севастьянов и обломки сбитого им вражеского бомбардировщика в Таврическом саду

Вражеский самолет упал в самом центре Ленинграда – на территории Таврического сада, летчик был взят в плен. Обломки «Чайки» упали неподалеку – в Басковом переулке. Герой спасся, приземлившись на парашюте на территории Невского машиностроительного завода им. Ленина. По иронии судьбы он был задержан и едва не избит разъяренными ленинградцами – рабочими завода, сначала принявшими его за вражеского летчика.
В ту же ночь в штабе он увидел своего противника. Как выяснилось, советский летчик сумел одержать победу над асами «люфтваффе», летавшими над всей Европой, 20 раз бомбившими Лондон. «В темноте, когда фашистский самолёт лишь на какие-то мгновения попадает в перекрестье прожекторных лучей и огонь «Чайки» может не дать желаемого результата, надо таранить!», — скажет потом Севастьянов во время разбора полетов.

Авиацией Севастянов заболел в детстве, впервые увидев самолет в небе над своей деревней под Лихославлем в Калининской области. Потом был железнодорожный техникум, комсомольская путевка в знаменитое Качинское летное училище. Уже в первый день войны Алексей Севастьянов вступает в бой с «мессершмидтами» в небе над Брестом. Алексей Севастьянов погиб в воздушном бою 23 апреля 1942 года, прикрывая Дорогу жизни, неподалеку от поселка Рахья во Всеволожском районе Ленобласти.
Лишь в 1971 году в торфяном болоте был обнаружен самолет, останки летчика и его награды. Останки героя были торжественно преданы земле на Чесменском воинском кладбище, именем Алексея Севастьянова названы улицы в Санкт-Петербурге и в Колпино, поселок в Приозерском районе Ленинградской области.

Имя однополчанина Севастьянова Героя Советского Союза летчика 26-го Гвардейского истребительного авиационного полка Дмитрия Оскаленко носит улица в Приморском районе Санкт-Петербурге. «Между бинтами на голове пробивались завитки волос, мягко и внимательно глядели сквозь узкий разрез продолговатых век темные глаза. Это был опытный боевой летчик, уже сбивший в воздушных боях тринадцать вражеских самолетов», – вспоминал известный ленинградский артист Владимир Гардин, на даче которого в Лисьем носу частыми гостями были военные авиаторы. Незадолго до этого летчик в воздушном бою был ранен в руку, ногу и голову, но уже вернулся в строй.

Владимир Гардин вспоминал, как после выступления артистов авиаторы под руководством Дмитрия Оскаленко в ответ исполнили русские народные песни.


Из писем Дмитрия Оскаленко жене:
«Не удивляйся этому письму и тому месту, откуда я пишу. Ведь это неизбежно на войне. Через 3 часа после нашего расставания моя машина было подбита, я кое — как дотянул до линии фронта и приземлился на огороде, где, к великой радости, были наши. Сейчас чувствую себя хорошо. Лишь небольшой осколок повредил мне нос и лоб: придётся полечить…»
Второе письмо:
«Знаешь, Нина, сегодня бесчисленное множество посетителей совершенно меня расстроило. Хорошо быть здоровым… Я жду не дождусь, когда выпишусь и снова в бой. Скорее бы драться…»
Третье письмо :
«Я на старом месте. Снова влился в настоящую авиационную жизнь, немного подлетнул, как говорится, душу отвёл. Тянет меня в бой. Скорее бы !…»
Четвёртое письмо:
«Получил твоё письмо от 14 Марта. Как я был рад ! В эту же ночь летал первый на штурмовку, заставил замолчать одну зенитку и потом работали беспрепятственно. От хорошего настроения зависит и успех в работе…»
……………………………………………………
Десятое письмо:
«Пишу тебе после очень жаркого дня. Вот уже темнеет, писать почти невозможно, да и ночная работа предстоит. День прошёл в жестоких боях, одного парнишку потерял на глазах, сам зверски устал, 4 часа дрались, шею натёр — не повернуть. Но немцам изрядно надавали. Свой счёт увеличил ещё на один…»
Одиннадцатое письмо :
«Вчера, почти в это время, я написал одно письмо, сейчас решил продолжить, так как тогда меня прервали. За прошедший день произошли кое — какие события, из — за которых пришлось немного пережить. Думали уже всё, что не стало Гришина, но его спас друг — белый купол. Только пришлось бедняге выкупаться. А так всё прошло благополучно…»

Капитан Оскаленко пал смертью храбрых 27 сентября 1942 года в неравном воздушном бою вражескими истребителями близ деревни Манушкино во Всеволожском районе Ленобласти. Летчик сумел покинуть сбитый самолет, но из-за недостаточной высоты парашют не успел раскрыться. Герою было 22 года…

Конечно же, нельзя не вспомнить и командира эскадрильи 26-го ИАП, одного из асов ленинградского неба Героя Советского Союза майора Василия Мациевича. Весной 1942 года газеты писали о том, как четверка истребителей под его командованием рассеяла армаду «юнкерсов» и «хенкелей», пытавшихся прорваться к кораблям Балтийского флота, стоявшим на Неве. Во время одного из боев Василий Мациевич сбил два вражеских истребителя, но самолет получил повреждения, внизу был Финский залив, и садиться пришлось на воду. Летчика и самолет доставил на берег оказавшийся поблизости буксир.

Ну а во время упомянутого вечера на даче Гардина боевой летчик исполнил на скрипке торжественную фугу Иоганна Себастьяна Баха. Как тут не вспомнить поющую эскадрилью из прекрасного фильма «В бой идут одни старики»!
К июню 1942 года совершил 196 боевых вылетов, принял участие в 44 воздушных боях, сбив 16 вражеских самолётов лично и ещё 6 — в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» Василий Мациевич был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.


Василий Мациевич у истребителя «Спитфайр»

Кстати говоря, дядей героя был один из первых русских авиаторов капитан Лев Мациевич, автор проекта авианосца, погибший 24 августа 1910 году во время демонстрационного полета на Комендантском аэродроме. Его имя носят площадь и сквер в районе бывшего Комендантского аэродрома, сохранилась и плита на месте гибели авиатора. Свидетелем трагедии стал поэт Александр Блок, посвятивший пилоту стихотворение «Авиатор».
Майор Василий Мацеевич узнал о своем родственнике только в годы Великой Отечественной – в семье, опасаясь репрессий, скрывали родство с царским офицером и дворянское происхождение.
После Победы Василий Мацеевич продолжил службу в ВВС, закончил Военную академию генерального штаба и вышел в отставку в 1964 году в звании полковника, жил в Ленинграде – городе, который он защищал.

С аэродрома Сосновка

Улицу Оскаленко в Приморском районе Санкт-Петербурга пересекает улица, также названная в честь одного из героев ленинградского неба – улица Савушкина, одна из самых длинных улиц нашего города протяженностью почти шесть километров. Аэроклуб, в который он поступил, прибавив себе год, летная школа. Боевое крещение он получил во время советско-финской войны 1939-40 годов, был награжден Орденом Боевого Красного знамени за сбитый над Ладожским озером бомбардировщик «Бристоль Бленхейм».
С июня 1941 года в составе 11-го истребительного авиаполка он сражается с врагом. Война застала авиаполк на аэродроме в Ропше, а в годы блокады Ленинграда истребители базировались в основном на аэродроме Сосновка, построенном осенью 1941 года. Сегодня память о фронтовом аэродроме хранят мемориал, посвященный военным летчикам, и воинское кладбище в лесопарке Сосновка.

Август 1941 года, бои на подступах к Ленинграду. Нередко летчики-истребители делали по 5-6 вылетов в день. В эти дни Александр Савушкин устанавливает своеобразный рекорд, сбив четыре вражеских самолета в одном воздушном бою. В этом бою шестнадцати самолетам противника противостояли всего пять советских истребителей. В районе Шлиссельбурга под ураганным огнем зенитной артиллерии и «мессершмидтов» капитан Савушкин уничтожил аэростат-корректировщик, направлявший огонь фашистской артиллерии по Ленинграду.
Александр Савушкин совершил 373 боевых вылета на истребителях ЛаГГ-3 и P-39 «Аэрокобра», защищая Ленинград от налётов гитлеровской авиации. В 79 воздушных боях сбил 8 вражеских самолётов лично и 6 в группе. Летчик виртуозно владел крылатой машиной, был настоящим мастером воздушного боя.

Ученик и ведомый Александра Савушкина, тоже Герой Советского Союза Михаил Евтеев вспоминал: — С Савушкиным мы чувствовали себя уверенней, сильней. Когда впереди был Савушкин — казалось, будто нас вдвое больше. Мы знали, что он всегда найдёт выход из любого тяжёлого положения и никого в обиду не даст.
Это всё сущая правда. Ведь и ранен он был именно в тот момент, когда выручал товарища. Зато и боевые друзья готовы были рисковать жизнью ради своего командира. А он, заметив, что ребята готовы для него на всё, сказал однажды:
— Не обо мне думайте в бою, а о том, как врага сбить.
— Вы ведь всегда выручаете нас, — возразил молодой лётчик. — Чуть что, смотришь — капитан тут как тут.
Савушкин улыбнулся: — Мне по штату положено. На то я и командир…

Александр Савушкин трижды был ранен, но возвращался в строй. Жизнь военного летчика трагически оборвалась 17 мая 1943 года. Транспортный самолет «Дуглас» взлетел с аэродрома Сосновка. На борту его была группа летчиков, вылетевших в Москву для получения новых самолетов. Возможно, впервые в жизни капитан Савушкин поднимался в воздух в пассажирском кресле. Ошибка, допущенная при подготовке к полету, привела в катастрофе, в которой погибли пассажиры и экипаж самолета.
Александр Савушкин был похоронен на воинском кладбище Сосновка, возникшем в годы войны рядом со взлетной полосой фронтового аэродрома. Указом Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года капитан Савушкин был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

На аэродроме Сосновка базировался и 44-й Гвардейский скоростной бомбардировочный полк, один из экипажей которого повторил подвиг Виктора Гастелло. 11 июля 1942 года экипаж среднего бомбардировщика СБ-2 — командир капитан Семен Алёшин, штурман старший лейтенант Владимир Гончарук и стрелок-радист старший сержант Николай Бобров – взлетел с аэродрома Сосновка для бомбардировки позиций финской армии неподалеку от станции Лемболово.
Во время выполнения задания самолет получил серьезные повреждения и загорелся. Экипаж отказывается от попыток покинуть машину, направив горящий самолет на артиллерийскую батарею противника. Всем троим посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

О подвиге авиаторов сегодня напоминает мемориал у железнодорожной платформы Лемболово, возведенный в 1965 году. А в 2004-м поисковым отрядом «Группа Безымянная» были обнаружены обломки СБ-2. Исследования, проведенные в военных архивах России и Финляндии, привели к однозначному выводу – обнаружен именно тот самолет.
В последующие годы, во время поисковых работ, удалось найти останки летчиков, которые были торжественно преданы земле у мемориала 4 ноября 2018 года. В церемонии приняли участие родственники стрелка-радиста Николая Боброва, в том числе два его брата – писатель и журналист Александр Бобров и сотрудник концерна «Алмаз-Антей» Анатолий Бобров.

Память о героях ленинградского неба хранят поколения ленинградцев, и в День Победы цветы ложатся к подножию монументов.
Фото ava.org.ru, tverigrad.ru, forum.patriotcenter.ru, ru.wikipedia.org

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.