«Музыкальные редкости» и несостоявшаяся дуэль

«Музыкальные редкости» и несостоявшаяся дуэль
22 ноября
15:42 2024

В воскресный день — 24 ноября любителей органной музыки ждут сразу два концерта. Правда начнутся он оба в одно и то же время — ровно в 16 часов. Так, в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской на Ковенском переулке, 7 (метро Площадь Восстания), в цикле концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском, прощвучит концерт «Музыкальные редкости»

Музыкальные редкости — вечер открытий с неутомимым в своем творческом поиске Михаилом Мищенко. Петербургский музыковед и органист неизменно поражает публику необычными и яркими программами, в которых знакомит с малоизвестной в России светской и духовной музыкой. В этот вечер орган встретится с кларнетом. Федор Кузнецов и Михаил Мищенко исполнят самобытные сочинения Бернхарда Кроля, Петера Михаэля Брауна и Лотара Грапа. Сольный орган представлен творчеством Франца Шмидта, со дня рождения которого в декабре исполняется 150 лет.
Франц Шмидт — крупнейший венский композитор, «австрийский Регер», ученик Брукнера и Фукса, автор четырех симфоний, двух опер, оратории «Книга за семью печатями», а также камерных ансамблей и сочинений для органа. Своим творчеством продолжал традицию тональной венской музыки XIX века, в то же время осваивая новации Шёнберга, Дебюсси, Хиндемита. Впоследствии Шмидт стал директором Венской консерватории.
Бернхард Кроль учился в Берлине и Вене, у Йозефа Руфера, ученика Арнольда Шёнберга. Играл на валторне в оркестрах Берлина и Штутгарта. Много писал для сольных инструментов с оркестром, а также камерных ансамблей духовых с органом. Сочинял в тональной системе, продолжая традицию Регера и Хиндемита. Кроль — соединил в себе музыканта-исполнителя и композитора легкой академической музыки.
Композитор и церковный музыкант Лотар Грап окончил консерваторию и школу церковной музыки в Гёрлитце. Впоследствии служил кантором и церковным музик-директором в Коттбусе, там же преподавал игру на органе. В числе его учителей — известные немецкие композиторы Венцель, Борнефельд, Реда. Многочисленные сочинения Грапа — характерная для своего времени адаптация неоклассического письма Хиндемита в церковной и духовной музыке.
Музыкальные редкости — откройте для себя новые имена и созвучия!

Программа:
Франц Шмидт (1874–1939) Токката
Бернхард Кроль (1920–2013) Nun bitten wir den Heiligen Geist (Отныне молим Святого Духа) хоральная фантазия для кларнета и органа ор. 154
Франц Шмидт Две интермедии для органа из оратории «Книга за семью печатями»
I. Lento
II. Vivace ma non troppo
Лотар Грап (1933*) Партита для кларнета и органа Freu dich, du Himmelskönigin (Возрадуйся, Царица Небесная!)
Франц Шмидт (1874–1939) Четыре маленькие хоральные прелюдии:
1. O Ewigkeit, du Donnerwort (О вечность, слово – будто гром)
2. Was mein Gott will (Что хочет Бог, то и бывает)
3. O wie selig seid ihr doch, ihr Frommen (О, сколь блаженны верующие)
4. Nun danket alle Gott (Возблагодарим Творца и сердцем, и устами)
Петер Михаэль Браун (1936–2019) Молитва для кларнета и органа из оперы «Прекрасная Лау»

Исполнители: Федор Кузнецов (кларнет) и Михаил Мищенко (орган).

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта. Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

А в храме католического Францисканского монастыря святого Антония Чудотворца Падуанского, на 9-й Красноармейской, 10А (Станции метро: Балтийская, Технологический институт). в цикл концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев», будет сыгран концерт «Бах, несостоявшаяся дуэль и торжество труб»

Бах, несостоявшаяся дуэль и торжество труб. Орган и труба. Два духовых инструмента. Яркие, праздничные, звучные. Несмотря на разницу в возможностях, прекрасно сочетающиеся в ансамбле. В программе концерта —лучшие сочинения от барокко до наших дней в исполнении молодых харизматичных музыкантов.
Концерт откроет топовое органное сочинение — знаменитая Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха. Хоральные обработки, отражающие праздники литургического календаря, являются подлинными шедеврами жанра в творчестве великого лейпцигского кантора. Хоральная прелюдия фа минор — один из хитов органного репертуара, стала необычайно популярной после выхода культового фильма Андрея Тарковского «Солярис». Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, ставшего композитором и знаменитым органистом. Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, состоит из двух тем и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает почетное место.
Музыкальный стиль старшего современника Баха Георга Муффата основан на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал ряд великолепных хоральных партит.
Композитор Луи Маршан служил органистом соборов в различных городах Франции, играл на органе в королевской капелле Версаля. По свидетельству современников, виртуозная игра Маршана отличалась смелостью исполнительского замысла и высочайшим искусством импровизации. Вошел в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом.
Еще один французский гость вечера — Марк Антуан Шарпантье. Гениальный композитор был надолго забыт после своей кончины, а ныне признан одним из лучших мастеров эпохи короля Людовика XIV. Благодаря сотрудничеству с Мольером и другими видными драматургами своего времени, Шарпантье с удовольствием творил для театра.
Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор эпохи романтизма, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауза. заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха и совершил переворот в жанре органной сонаты. Мендельсон был блестящим органистом и импровизатором Именно из многочисленных импровизаций и отдельных пьес и родился эклектичный цикл из Шести сонат, ставший центром органного творчества композитора.
Вечер завершится легендарной Аллилуйей Леонарда Коэна — мировым хитом, отпетым и проигранным в самых разных вариантах.
Бах, несостоявшаяся дуэль и торжество труб — потрясающая музыкальная прогулка сквозь века.

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката ре минор
Хоральная прелюдия BWV 639 Ich ruf` zu dir, Herr Jesu Christ (Взываю к Тебе, Господи) в переложении для трубы и органа
Георг Муффат (1653–1704) Токката № 1 в тоне ре
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната № 1 фа минор
Иоганн Себастьян Бах Трио-соната № 3 ре минор
Луи Маршан (1669–1732) Grand Dialogue
Марк-Антуан Шарпантье (1643–1704) Прелюдия для трубы с органом
Менуэт и Шутка в переложении для трубы и органа
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалья и фуга до минор
Леонард Норман Коэн (1934–2016) Аллилуйя в переложении для трубы и органа

Исполнители: Иван Демченко (труба) и Иван Мокшин (орган)

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.