Готический менуэт и славянские мотивы

Готический менуэт и славянские мотивы
22 ноября
15:12 2024

Сегодня в пятницу 22 ноября свои двери распахнут лоя любителей органной музыки сразу три католических храма Северной столицы. Вы услышите произведения Листа, Вивальди. Вьерна, Франка, ну и, конечно, Баха.

Так, в 19 часов 30 минут в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», будет дан концерт «Бах, парижские соборы и грезы любви»

Бах, парижские соборы и грезы любви. От вершин барокко до пика романтизма. Бах — Лист — Вагнер.
Все знаменитые органисты-композиторы, как правило, служили в церквях, орган каждой из которых был уникален и неповторим. Продолжается эта традиция и по сей день.
Великий Иоганн Себастьян Бах предстанет в этот вечер во французском варианте. Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки французского органиста Николя де Гриньи, сочиненной в 1700 году.
Расцвет органного искусства Франции во второй половине XIX столетия связан с появлением нового типа органа, который был создан органостроителем Аристидом Кавайе Колем, и получил название «симфонического». Новые возможности инструмента привлекли внимание многих композиторов того времени. В их числе Сезар Франк и Луи Вьерн, сочинения которых прозвучат в концерте.
Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сен-Клотильд Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, создав свыше ста тридцати пьес для органа. Триптих Прелюдия, фуга и вариация си минор демонстрирует удивительное сочетание барочной и романтической традиций в творчестве мастера.
Готическая сюита Леона Боэльмана — одно из самых исполняемых органных произведений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений в лучших традициях французской поздней романтической школы, большая часть которых — для органа. В Готической сюите оживают величественные соборы, с крыш которых взирают их мрачные стражи — химеры и гаргульи.
«Вестминстерские колокола» из цикла «24 пьесы в фантастическом стиле» Луи Вьерна –— одно из топовых сочинений органного репертуара. Блестящий ученик Франка и Видора, великий виртуоз и импровизатор занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери более 30 лет. Его симфонии и циклы, объединившие различные программные миниатюры, по праву входят в сокровищницу органной музыки.
Фортепианный ноктюрн «Грёзы любви» Ференца Листа посвящен княгине Каролине Витгенштейн — самой большой любви его жизни. Благодаря этой трагической истории, мировая музыкальная культура обогатилась не только легендарным ноктюрном, но и другими шедеврами композитора.
Тристан и Изольда — величайшая сага о любви. История создания оперы Рихарда Вагнера тоже связана со страстью. В процессе написания «Тристана и Изольды», Вагнер жил в доме богатого цюрихского торговца шелком Отто Везендонка, в молодую жену которого Матильду, был безудержно влюблен.
Бах, парижские соборы и грезы любви — невероятное музыкальное путешествие.

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор (Пьеса во французском стиле) BWV 572
Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариация си минор ор. 18
Леон Боэльман (1862–1897): Готическая сюита: Интродукция – Менуэт – Молитва – Токката
Ференц Лист (1811–1888) Liebestraum (Грезы любви) S. 541 № 3
Рихард Вагнер (1813–1883) Увертюра и «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда»
Луи Вьерн (1870–1937) «Вестминстерские колокола» из цикла «24 пьесы в фантастическом стиле»
Сюита № 3

Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Светлана Фурник, орган

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

А в 20 часов 15 минут, в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии на 1-й Красноармейской, 11 (станция метро Технологический институт), в цикле концертов «Время органа», прозвучит концерт «Бах и органисты парижских соборов».

Бах и органисты парижских соборов — за органом Наталья Михайлова. Орган — константа баховского творчества, которое оказало огромное влияние на всё последующее развитие мировой органной культуры, включая Францию. В его гигантском наследии для короля инструментов сосуществуют несколько жанров, от масштабных циклов прелюдий и фуг до «камерных» хоральных обработок.
Токката и фуга ре минор BWV 538, «дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718 годах, в период творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян Бах основательно изучал, сделав ряд органных транскрипций неистового венецианца.
В творчестве Баха хоральные обработки занимают особое место. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.
Практически все великие французские органисты-композиторы в разные времена служили в соборах Франции. Эта традиция продолжается и по сей день.
Сезар Франк — крупнейший французский композитор XIX столетия, глава французской романтической органной школы. Его творчество оказало колоссальное влияние на последующее поколение композиторов Франции. Органист-виртуоз, прославившийся своими импровизациями, Франк был глубоко религиозен и до конца дней прослужил в парижской церкви Сен-Клотильд. Там он стал первым исполнителем на только что построенном органе работы знаменитого мастера Аристида Кавайе-Колля. Органные сочинения композитора написаны в позднеромантическом стиле. Они стали своеобразной прелюдией к рождению масштабных органных опусов Шарля-Мари Видора, Луи Вьерна, Марселя Дюпре.
Лирическая Пастораль посвящена гениальному органостроителю Аристиду Кавайе-Коллю. Героическая пьеса по масштабам и языку высказывания отсылает нас к симфоническим сочинениям Франка. Андантино наполнено светлым лиризмом.
Родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор — выдающийся композитор рубежа XIX–XX столетий. Музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия!
Готическая сюита Леона Боэльмана, пожалуй, одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых написана для органа.
Бах и органисты парижских соборов — роскошная музыка для всех!

Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Токката ре минор («Дорийская») BWV 538/1
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich (Отче наш) BWV 683
Фуга ре минор («Дорийская») BWV 538/2
Сезар Франк (1822–1890) Пастораль ор. 19 из цикла «Шесть пьес для большого органа» Андантино соль минор FWV 25
Героическая пьеса FWV 37 из цикла «Три пьесы для большого органа»
Леон Боэльман (1862–1897) «Готическая сюита» op. 25:
Интродукция-хорал
Готический менуэт
Молитва Деве Марии
Токката
Шарль-Мари Видор (1844–1937) Адажио и Токката из Органной симфонии № 5 оp. 42 № 1

Исполнитель: Лауреат международных конкурсов Наталья Михайлова, орган.

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

И ровно в 20 часов, уже в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, на Ковенском переулке, 7 (метро Площадь Восстания), в цикле концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском, для вас сыграют концерт «Органная Германия и славянские мотивы»

Органная Германия и славянские мотивы — известный немецкий органист Мартин Штефан приглашает в музыкальный вояж по Германии разных эпох. Роскошь барокко, стихия романтизма, симфоническая музыка на органе и импровизации на тему русских песен.
Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом.
Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, обойдя вниманием лишь оперу. Орган — константа баховского творчества. Иоганн Себастьян писал для любимого инструмента много и охотно, сочиняя циклы прелюдий и фуг, хоральные обработки, трио-сонаты, фантазии.
«Если музыка Баха — это храм, то музыка Генделя — дворец», – сказал некогда Антон Рубинштейн. Бах и Гендель родились в один год, но их судьбы сложились по-разному. Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он сочинил за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создает многочисленные оркестровые концерты, клавесинные сочинения. Особенно известны его сочинения для исполнения на открытом воздухе — «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», а также оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом Аллилуйя.
Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Он основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса. заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха и совершил переворот в жанре органной сонаты. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.
Славянский акцент концерта –– знаменитая Симфония «Из Нового Света» чешского классика Антонина Дворжака и номер из легендарного фортепианного цикла Мусоргского «Картинки с выставки». Сюрприз вечера — импровизации на темы русских народных песен.
Органная Германия и славянские мотивы —яркое музыкальное событие!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа:
Георг Фридрих Гендель 1685–1759) Прибытие королевы Шебы из оратории «Соломон»
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия и фуга соль минор BuxWV149
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная фантазия Schmücke dich, o liebe Seele BWV 654
Прелюдия и фуга до мажор BWV 547
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Прелюдия и фуга соль мажор оp. 37
Модест Мусоргский (1839–1881) Старый замок из цикла «Картинки с выставки»
Антонин Дворжак (1841–1904) Симфония № 9 ми минор op. 95 («Из Нового света»): II. Largo
Мартин Штефан Импровизация на темы русских песен

Исполнитель: Лауреат Международных конкурсов Мартин Штефан (Германия)

Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта. Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.