Орган, мандолина, дудук и Лестница в Небеса

Орган, мандолина, дудук и Лестница в Небеса
14 августа
13:12 2024

Солнечное барокко Италии, «несгибаемый как пустыня» армянский дудук в сочетании с органом и, конечно же, наследие великого Иоганна Себастьяна Баха. Все это можно будет услышать на концертах в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания). Здесь как рианьше продолжаются концерты из цикла «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском»

В пятницу — 16 августа, ровно в 20 часов здесь будет дан концерт «Солнечное барокко Италии: орган и мандолина»

Замечательные петербургские музыканты — лауреаты международных конкурсов: Екатерина Забайрачная (мандолина, барокмандолина) и Наталья Михайлова (орган) — приглашают насладиться неповторимым звучанием мандолины в ансамбле с органом, наполниться ласковым итальянским солнцем и яркими незабываемыми эмоциями.

Мандолина появилась в Италии в XVI веке, а первыми опусами, созданными для нее, стали обработки популярных танцев и песен. В следующем столетии голос мандолины все чаще стал звучать в оркестре, вписавшись в партитуры кантат, опер и ораторий.

Век XVIII — расцвет искусства игры на мандолине. Снискавшая необычайную популярность в соседних с Италией странах, она стала излюбленным инструментом в камерном музицировании. Особый успех мандолина приобрела в Париже, куда вслед за оперными певцами устремились и итальянские мандолинисты-виртуозы.
Пьетро Дени, обучавшийся Неаполе, обосновался в Париже. Известен также как блестящий педагог и автор методики обучения игре на мандолине без учителя.
О композиторе XVIII века Аддиего Гуэрре, представленного Сонатой соль мажор для мандолины и basso continuo, ничего не известно. Рукопись этой чудесной пьесы хранится в библиотеке консерватории имени Джузеппе Верди в Милане.

Невероятный каскад ритмов и гармоний подхватит и закружит публику в сочинениях короля стиля Антонио Вивальди –— неугомонного рыжего аббата, чье творчество пронизано солнечной энергетикой Италии, а также Алессандро Марчелло — автора легендарного гобойного концерта, адажио из которого прозвучит в гениальной органной транскрипции Иоганна Себастьяна Баха, как и популярный струнный концерт Вивальди.

Русский гость вечера — Дмитрий Бортнянский. Композитор пользовался при жизни огромной популярностью и был назван Орфеем реки Невы. Создатель уникального жанра хорового духовного концерта acapella в России написал более ста сочинений в этом жанре, а также многочисленные камерно-инструментальные и клавирные сочинения. Опираясь на европейскую традицию, он создал свой неповторимый стиль, оказав огромное воздействие на русскую музыкальную культуру.

Сюита в старинном стиле нашего выдающегося соотечественника Альфреда Шнитке — образец гениальной стилизации. Изначально мастер задумал создать музыку к кинофильмам Элема Климова: «Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт». Лишь в семидесятые годы XX столетия Сюита стала многочастным концертным опусом в стиле барокко. Существует множество инструментальных вариантов Сюиты. За версией для скрипки и фортепиано последовали неожиданные варианты, например, для виоль д’амур, клавесина и ударных и т. д. Вторая часть сюиты стала основой одного из эпизодов Первой симфонии, а приемы старинной музыки прочно вошли в арсенал Шнитке, наряду с самыми дерзкими современными экспериментами.

Солнечное барокко Италии — завораживающее сочетание тембров и магия барокко!

Программа: Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ля минор BWV 593: Tempo giusto – Adagio – Allegro; Соната ре минор для мандолины и органа: Adagio – Allegro – Allegro – Presto; Алессандро Марчелло (1669–1747) Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799; Антонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт ля минор, BWV 593; Маттео Каччини (1573–1640) Две пьесы для барочной мандолины соло: Aria di Venezia, Alemanda; Альфред Шнитке (1934–1998) Сюита в старинном стиле: Menuet – Fugue; Дмитрий Бортнянский (1751–1825) Концерт ре мажор для чембало с оркестром, переложение для органа Натальи Михайловой; Пьетро Дени (XVIII век) Каприс №1 для мандолины соло; Аддиего Гуэрра (XVIII век) Соната соль мажор для мандолины и бассо континуо: Allegro – Largo – Allegro
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

На следующий день — в субботу 17 августа, также в 20 часов музыканты: Аргишти (армянский дудук) и Артур Бочкивский (гитара) для вас сыграют концерт «На пути к любимой».

Для многих слово «дудук» прозвучит впервые, но только не звук его голоса. Дудук – инструмент, обладающий совершенно неповторимым тембром: несгибаемым, как пустыня; сильным, будто буря; томным, как виолончель и страстным, словно живое сердце. Дудук – это ожившие легенды сказочных стран, темперамент и страстность.

В концерте «На пути к любимой» тембр дудука будет сплетен со звучанием не менее романтичного инструмента – гитары. Новые краски, новые тембры и новые эмоции… Всё это ждёт вас в самом французском храме Санкт-Петербурга, что, несомненно, добавит красок этому вечеру. В программе – прекрасная народная армянская музыка и шедевры классического репертуара. Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

И в воскресенье 18 августа, уже в 16 часов, здесь состоится концерт «Бах: лестница в небеса»

Вместе с великим лейпцигским кантором и неутомимой Марией Лобецкой вы совершите восхождение по семи ступенькам музыкального звукоряда от «до» до «си». Возможно, добравшимся до небес посчастливится увидеть там и небожителя музыкального Олимпа — бессмертного Иоганна Себастьяна Баха.

Бах — гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все мыслимые жанры: протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и… многое другое.

Космичность баховской полифонии стирает границы пространства, увлекая в непознанные миры. Органные сочинения Баха — не просто гениальная музыка, прошедшая проверку временем, это портал, ведущий в Космос. Хельмут Вальха, выдающийся органист, сказал: «Бах открывает двери в вечность. Слушая его, убеждаешься, что жизнь имеет смысл». Музыка немецкого гения созвучна любой эпохе и неизменно вызывает сильнейший отклик у любой публики. В течение всей жизни любимым инструментом Баха оставался орган, хотя писал он для самых разных инструментальных составов.

В его необъятном наследии для Короля инструментов объединено множество жанров. Это развернутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты.

В концерте прозвучат сочинения, созданные Бахом в разные периоды. Вечер завершит знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564, написанный Бахом в возрасте двадцати четырех лет и ставший своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой.

Бах: лестница в небеса ждет!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750), Прелюдия и фуга до мажор BWV 547, Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532, Токката ми мажор BWV 566, Токката и фуга фа мажор BWV 540, Прелюдия и фуга соль мажор BWV 541, Прелюдия и фуга ля мажор BWV 536, Фуга си минор на тему Корелли BWV 579, Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.