Курс – на Берлин!
Уже в первые месяцы войны, отмеченные потерями и горечью отступления, советские летчики наносили удары возмездия по логову врага – Берлину. Успешные бомбардировки Берлина имели огромный моральный эффект – в эти страшные, тяжелые дни советские люди смогли наглядно убедиться в том, что врага не всесилен, его можно бить. А в рядах противника удары по его столице, возможно, впервые заронили сомнение в непобедимости гитлеровских полчищ.
Через месяц после нападения на СССР 22 июля 1941 года авиация агрессора первый массированный налет на Москву. На фоне больших потерь советских ВВС в первые дни войны, когда многие самолеты были уничтожены на аэродромах, министр пропаганды нацистской Германии Йозеф Геббельс хвастливо заявляет, что советская авиация разгромлена, а главнокомандующий Люфтваффе Герман Геринг обещает что «ни одна бомба никогда не упадет на столицу рейха». В эти дни авиация Балтийского готовит удар по военно-морской базе противника, расположенной в Пиллау (Восточная Пруссия). И вскоре командующий авиацией Военно-морского флота генерал-лейтенант С.В. Жаворонков предложил перенацелить удар на Берлин. 26 июля командующий ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов и С.В. Жаворонков во время совещания у Сталина предложили провести массированные бомбардировки Берлина.
В качестве базы был выбран аэродром Кагул на острове Сааремаа. На тот момент остров был самой западной точкой, остававшейся под контролем советских войск, фактически оказавшейся в тылу немцев, уже подходивших к Таллину. Удар должны были недавно поступившие на вооружение дальние бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4), Тб-7 (Пе-8) и Ер-2 первого минно-торпедного полка Балтийского флота, дальность полета которых позволяла достигнуть вражеской столицы и вернуться на свой аэродром.
Операция готовилась в режиме особой секретности. Были отобраны 15 экипажей, которые летели из Ленинграда на Сааремаа. Вышедший из Кронштадта караван судов в сложнейших условиях – Финский залив был уже заминирован, а Таллин осажден гитлеровцами – доставил на остров авиабомбы, трактора, бульдозер и иное необходимое имущество.
В ночь на 3 августа несколько экипажей с полным боекомплектом и запасом горючего совершили пробный полет, сбросив бомбы на порт Свинемюнде. В ночь на 6 августа пять экипажей совершили разведывательный полет на Берлин. Летчики выяснили, что город окружен сильной противовоздушной обороной, оснащенной мощными прожекторами, способных действовать на расстоянии до 6000 метров.
Уже вечером 7 августа ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 вылетела на боевое задание. Вел группу командир полка полковник Е.Н. Преображенский. Полет проходил на высоте 7 тысяч метров. Температура за бортом достигала -35 ..—40 градусов, стекла кабин и очки шлемофонов покрывались льдом. Полет проходил в режиме строгого радиомолчания. Через три часа самолеты достигли Северной Германии. Как выяснилось позднее, германские посты ПВО несколько раз обнаруживали самолеты, но приняли их за свои, возвращающиеся с задания.
В 1:30 8 августа пять самолетов сбросили бомбы на Берлин, остальные – на предместья и Штеттин. «Мое место-Берлин! Задачу выполнили! Возвращаемся на базу!», — прервал радиомолчание радист Василий Коротенко. В 4 часа утра авиаторы без потерь вернулись на аэродром.
Несмотря на незначительный ущерб, нанесенный военной машине Германии, психологический эффект был огромным! 8 августа германское радио сообщало: «В ночь с 7 на 8 августа силы английской авиации в количестве 150 (!) самолетов, пытались бомбить нашу столицу… Из прорвавшихся к городу 15 самолетов 9 сбито». Неподдельное удивление вызвала бомбардировка и у союзников: «Германское сообщение о бомбежке удивительно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала» — передавала в выпуске новостей Би-Би-Си. «В результате бомбежки возникли пожары и взрывы. Все наши самолеты вернулись на свои базы без потерь», — этими словами завершалась заметка в «Известиях» от 8 августа.
Приказ о поощрении участников бомбардировки г. Берлина
№ 0265 8 августа 1941 года
В ночь с 7 на 8 августа группа самолётов Балтийского флота произвела разведывательный полёт в Германию и бомбила город Берлин. 5 самолётов сбросили бомбы над центром Берлина, а остальные на предместья города. Объявляю благодарность личному составу самолётов, участвовавших в полёте. Вхожу с ходатайством в Президиум Верховного Совета СССР о награждении отличившихся. Выдать каждому члену экипажа, участвовавшему в полёте, по 2 тысячи рублей. Впредь установить, что каждому члену экипажа, сбросившему бомбы на Берлин, выдавать по 2 тысячи рублей. Приказ объявить экипажам самолётов, участвовавшим в первой бомбёжке Берлина, и всему личному составу 81-й авиадивизии дальнего действия.
Народный комиссар обороны И. СТАЛИН
С Пушкинского аэродрома
К следующему вылету, запланированному на 10 августа привлекли армейских летчиков. Боевая задача была поставлена перед 81-й авиационной дивизией ВВС РККА, которой командовал прославленный полярный летчик Герой Советского союза генерал-майор М.В. Водопьянов, только что вступивший в должность . Вечером 10 августа боевая группа из 10 ТБ-7 и 16 ЕР-2 приготовилась к вылету с Пушкинского аэродрома.
Несмотря на мужество и готовность выполнить боевую задачу любой ценой, военных авиаторов преследовали неудачи. На взлете ЕР-2 повредил шасси о дренаж и не смог взлететь. На ТБ-7 сразу после отрыва от земли отказали два правых двигателя. Самолет потерпел аварию. Погибли 6 членов экипажа, шестеро получили ранения, от которых двое умерли в госпитале.
После этого командующий ВВС РККА П.Ф. Жигарев приостановил взлет остальных самолетов. В результате на Берлин ушли лишь 10 самолетов.
Самолет Водопьянова был по ошибке атакован своим истребителем И-16, но долетел до Берлина и отбомбился. Самолет, поврежденный зенитным огнем немцев, совершил посадку на уже оккупированной территории Эстонии в районе Йыхви. Вторым пилотом в экипаже был родившийся в Сибири эстонец Э.К. Пусэп, это помогло наладить контакт с местным населением. Через два дня экипаж вышел к своим
У одного из самолетов в воздухе загорелся один из двигателей в 370 километрах от цели. Сбросив бомбы, он лег на обратный курс и совершил вынужденную посадку на одном из аэродромов. Два самолета были атакованы своими истребителями И-16 (один – уже на обратном пути), экипажи были вынуждены покинуть машины на парашютах. При этом погибли 4 авиатора одного из экипажей.
На одном из ТБ-7 на высоте несколько раз отказывали двигатели, другой был поврежден зенитным огнем. Однако оба экипажа сбросили бомбы на Берлин и совершили вынужденные посадки уже на своей территории. В результате из 10 самолетов только 6 достигли Берлина, лишь два вернулись на Пушкинский аэродром.
Среди причин неудач можно назвать избыточную секретность – нередко летчики-истребители не знали силуэтов новых самолетов, только что поступивших на вооружение; отсутствие времени на подготовку к заданию и проверку техники, и, возможно, недостаток военного опыта у Водопьянова – блестящего полярного летчика, но ранее не командовавшего авиационными соединениями. По результатам налета генерал-майору Водопьянову была объявлена благодарность, но на посту командира дивизии его сменил полковник А.Е. Голованов – в будущем командующий авиацией дальнего действия и маршал авиации. М.В. Водопьянов продолжил службу в дивизии и прошел всю войну в должности простого командира бомбардировщика.
В период с августа по 5 сентября военные авиаторы совершили 9 налетов на Берлин, совершив в общей сложности 86 самолето-вылетов. В дальнейшем полеты выполнялась с острова Сааремаа. Германская авиация стремилась уничтожить аэродром Кагул. Так, 6 сентября после двух массированных бомбардировок аэродрома были потеряны шесть бомбардировщиков ДБ-3, штурмовик Ил-2 и истребитель МиГ-3, уничтожен весь запас бензина и часть боеприпасов. В условиях быстрого наступления противника было принято решение перебросить полк на защиту Ленинграда. После захвата врагом Таллина и Моонзундского архипелага завершились налеты на Берлин.
Указом Президиума Верховного Совета СССР четырём летчикам: полковнику Е. Н. Преображенскому, капитанам В. А. Гречишникову, М. Н. Плоткину, А. Я. Ефремову и штурману флагманского экипажа капитану П. И. Хохлову было присвоено звание Героя Советского Союза. В августе-сентябре 1941 года Орденами Ленина были награждены 13 авиаторов, Красного Знамени и Красной Звезды — 55 человек. Позже Героями Советского Союза стали ещё 5 человек, многие военные авиаторы были отмечены орденами и медалями.
Источник фото Mil.ru
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий