«Ave Maria» и «Триумф барокко» рядом с Площадью Восстания
Да, да именно это будет совершаться все выходные на Ковенском переулке. дом 7, что рядом с Площадью Восстания. Здесь с пятницы по воскресенье в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, как всегда выступят замечательные музыканты. Будет звучать его величество — орган. Цикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском продолжается… Что же вы услышите в эти выходные?
Но, сначала напомним, что Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга. Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Итак, в пятницу 14 июня, в 20 часов здесь сыграют концерт «Триумф барокко: Бах-Вивальди-Перголези».
Музыка барокко, берущая свои истоки в Италии, столь востребованная в наши дни, манит в причудливые звуковые лабиринты, завораживает терпкими и неожиданными созвучиями.
Беспрецедентная эпоха, сломавшая стереотипы и подарившая миру уникальную архитектуру и оперный театр, стала одной из вершин мировой музыкальной культуры.
Иоганн Себастьян Бах — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Он объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое.
Джироламо Фрескобальди известен далеко не всем, хотя фигура великого итальянца была настолько значительной, что повлияла не только на творчество современников, но и музыкантов последующих эпох.
Его талантливые ученики распространили итальянский стиль музыкального письма по всей Европе.
Сам Иоганн Себастьян Бах не избежал очарования итальянского духа, хранил у себя рукопись Fiori musicali, самого известного опуса Фрескобальди, и в течение жизни написал немало сочинений не только в итальянском стиле, но и в прямом подражании Мастеру.
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли cвое воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом» неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра.
Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор.
Младший современник Вивальди, Джованни Батиста Перголези прожил всего лишь 26 лет, но оставил ярчайший след в мировой музыкальной культуре. Создатель жанра оперы буфф, он наиболее известен кругу широкой публики своей гениальной кантатой Stabat mater.
Триумф барокко— погрузитесь в блистательную эпоху, полную загадок и тайн.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532; Ария Bist du bei Mir BWV 508; Ария Schafe können sicher weiden из кантаты BWV 208; Джироламо Фрескобальди (1583–1643) Токката I и Токката Per l’elevatione из рукописи Fiori musicaili; Джованни Батиста Перголези (1710–1736) Tre giorni son che Nina; Se tu m’amiАнтонио Вивальди (1678–1741) — Иоганн Себастьян Бах Концерт для органа №3 до мажор BWV 59; Мотет In furore iustissimae irae RV 626: I. Aria: In furore II. Recitativo: Miserationum Pater III. Aria: Tunc meus fletus IV. Aria: Alleluia
Исполнители: Лауреаты международных конкурсов Елизавета Анненкова (сопрано), Эльнора Гросс (орган).
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет
В субботу 15 июня, также в 20 часов для вас сыграют концерт «Ave Maria и органные шедевры»
Ave Maria и органные шедевры — потрясающий концерт, в котором встретились голос и орган.
Ave Mariа — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками.
Популярнейшая Ave Maria Шуберта написана не на канонический латинский текст, а на текст нашумевшей в свое время поэмы Вальтера Скотта «Дева озера».
В Ave Maria Баха–Гуно сошлись два столетия. Прелюдия до мажор — самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор», ставшая любимицей публики и получившая бессмертное вокальное воплощение.
Ave Maria Пьяццоллы в оригинале написана для солирующего гобоя с оркестром для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV», вышедшего в 1984. Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы, стал известен ее вокальный вариант на стихи Роберто Бертоцци, исполненный знаменитой певицей Мильвой.
Прекрасна версия Паоло Тости — итальянского композитора, создателя камерной вокальной школы конца XIX–начала XX века. Мировую славу ему принесли многочисленные канцоны, романсы, вокальные дуэты и неаполитанские песни, вот уже более ста лет входящие в золотой репертуар звезд оперной сцены.
Чудесная мелодия Ave Maria, долгое время приписываемая Джулио Каччини, — одна из самых дерзких мистификаций XX столетия, принадлежащая ленинградскому музыканту Владимиру Вавилову.
Сольный орган представлен сочинениями Баха, Шумана и Франка. Несмотря на всю глубину и философичность баховских опусов, круг почитателей его творчества не ограничивается избранным сообществом музыкальной элиты, они находят отклик практически у самой широкой публики. Во вселенной Баха сосредоточены творческие поиски многочисленных музыкантов разных стран и эпох. Многие из них в своих сочинениях использовали код фамилии BACH, состоящий из четырех букв, которым соответствуют четыре звука. Иоганн Себастьян часто зашифровывал свое имя в собственных сочинениях, а первым композитором, использовавшим «код», стал Роберт Шуман, создав цикл из шести фуг на тему B.A.C.H.
Глава французской органной романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни. Оставив свыше ста тридцати пьес для органа, он объединил в них черты стиля барокко с музыкальным языком своего времени.
Ave Maria и органные шедевры — музыка для всех!
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 547
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) — Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
Роберт Шуман (1810–1856) Фуга си-бемоль мажор из цикла Шесть фуг на тему B.A.C.H. op. 60/1
Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
Франческо Паоло Тости (1846–1916) Ave Maria
Сезар Франк (1822–1890) Фантазия для органа ля мажор FWV 35
Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
Эдуард Кипрский (*1986) Ave Maria
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565
Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria; Libertango
Исполнители: Лауреаты международных конкурсов Ольга Самойленко (сопрано) и Майя Мокрецова (орган)
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет
И в воскресенье 16 июня, уже в 16 часов для вас прозвучит концерт «Органная Германия и музыкальные дуэлянты»
Органная Германия и музыкальные дуэлянты — масштабная программа выдающейся петербургской органистки Регины Каменщиковой. В этот вечер прозвучат сочинения самой органной в мире страны, и будет перекинут музыкальный мост из роскоши барокко в эклектику 20 столетия.
Вершина органного Олимпа — Иоганн Себастьян Бах — предстанет в окружении своих современников. Предки Георга Муффата по отцовской линии были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество — важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus musico organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.
Иоганн Готфрид Вальтер — немецкий органист и композитор эпохи барокко, перу которого принадлежит множество органных сочинений, отражающих стилевое богатство музыкальной Европы. В веймарский период жизни Бах сдружился с Вальтером, благодаря которому многие его сочинения дошли до наших дней в виде рукописных копий. Первый в истории музыки энциклопедический словарь также создан Вальтером, и именно в нем впервые упомянуто имя Баха.
Оресте Раванелло — итальянский органист и композитор. Активно сотрудничал с композитором Марко Энрико Босси и руководителем папской певческой капеллы Лоренцо Перози. Музыканты устраивали своеобразные дуэли, в которых состязались в импровизации на двух органах Собора святого Марка! Позже Раванелло работал в Падуе, возглавляя капеллу собора Святого Антония, затем руководил Институтом музыки имени Чезаре Поллини.
Яркий акцент концерта — сочинение самобытного чешского композитора Клемента Славицкого Ecce homo.
Органная Германия и музыкальные дуэлянты — триумф короля инструментов!
Программа:
Георг Муффат (1653–1704) Пассакалия соль минор
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре минор BWV 539; Две хоральные прелюдии: Kyrie, Gott heiliger Geist BWV 671; Vater unser im Himmelreich BWV 737
Иоганн Готфрид Вальтер (1684–1748) Концерт си минор: Allegro – Adagio – Allegro
Оресте Раванелло (1871–1938) Прелюдия и Молитва ор. 50
Исполнитель: Регина Каменщикова (орган).
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий