«Волго-Балт»: движение вместе с профсоюзом

«Волго-Балт»: движение вместе с профсоюзом
06 июня
15:48 2024

Ровно шестьдесят лет исполнилось с начала сквозного движения судов по Волго-Балтийскому водному пути. Сегодня Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей» (ФБУ «Администрация «Волго-Балт») — это 2 600 работников самых разных профессий, среди которых судоводители, механики, диспетчеры районов гидросооружений, инженеры и техники, специалисты по судоремонту и другие. Они обеспечивают бесперебойную проводку пассажирских и грузовых судов на территории Ленинградской, Новгородской, Вологодской и Калининградской областей, а также в Санкт-Петербурге. Все эти годы на «Волго-Балте» активно действует и профсоюз. В эти юбилейные дни о профсоюзной истории и современности «Волго-Балта» нам рассказал его профсоюзный лидер, специалист речного флота 10-й категории Евгений Овсяников.

— Евгений Викторович, давайте вспомним «как все начиналось»?

— В далеком уже 1963 году Управление Волго-Балтийского водного канала было создано на базе Северо-Западного бассейнового управления пути приказом Минречфлота РСФСР. Сквозное судоходство по каналу открылось 5 июня 1964 года. Так повелось, что именно эта дата и считается днем рождения нашего коллектива. Одновременно были созданы первичные профсоюзные организации в каждом подразделении.

Евгений Овсянников.

— Что же было в центре внимания профсоюза в те годы?

— Профсоюзные комитеты Управления ВБВП — каждый в своем районе — сразу же занялись благоустройством многих населенных пунктов, расположенных вдоль нового канала. На этапе строительства и становления Волго-Балта именно это стало основной задачей профсоюза.

После того как быт речников был в целом налажен, в период так называемого «Брежневского застоя» роль профсоюза стала заключаться в поддержании духа трудящихся на основе социалистической морали, а также в заботе об их оздоровлении. Огромная роль отводилась культурно-массовой и политической работе. Отмечу, что вместе с коллективом профсоюзные активисты выезжали на поля совхоза «Ленсоветовский» для прополки и уборки турнепса, свеклы и капусты, на покос кормовой травы. Тяжелый физический труд на полях соседствовал с веселыми песенными конкурсами, совместными поездками на совхозном транспорте, угощением совхозным молоком и другими дарами села.

Фото предоставлено Первичной профсоюзной организацией ФБУ «Администрация «Волго-Балт».

На шефскую помощь в совхоз выезжали регулярно, коллективами до 50 человек, как руководители, так и рядовые работники, соревновались с коллективами родственных организаций, особенно с Северо-Западным пароходством. Также профсоюзы организовывали дежурство работников «Волго-Балта» совместно со штатными работниками милиции. Рейды бойцов ДНД проходили в районе улицы Маяковского.

— Но пришло время перестройки. Как изменилась жизнь работников «Волго-Балта» и его профсоюза?

— В середине 1987 года, как вы помните, был принят Закон СССР «О государственном предприятии». В нем говорилось о «полном хозрасчете, самофинансировании и социалистическом самоуправлении». Главное в этом законе было повышение роли трудового коллектива и профсоюза, который сам вправе был выбирать руководителя предприятия, а с экономической точки зрения – оставление всей хозрасчетной прибыли в распоряжении коллектива, которая могла идти на социальное развитие и оплату труда.

Фото предоставлено Первичной профсоюзной организацией ФБУ «Администрация «Волго-Балт».

И вот в декабре 1987 года Государственное предприятие «Волго-Балт» стало Производственным объединением. Видимо, в высших эшелонах власти не представляли, что основная наша работа — это пропуск судов, поддержание габаритов пути и обеспечение безопасности судоходства. О каких самофинансировании и прибыли могла идти речь?!

— Так что же произошло?

— Государственное финансирование было урезано. Совместно с профсоюзными комитетами руководство «Волго-Балта» изыскивало возможности перехода на коммерческие рельсы, чтобы обеспечить достойную зарплату и социальные гарантии работникам. Социалистический «кайф», увы, закончился. А вот что касается выборов коллективом и профсоюзами руководства, как требовал Закон, то это наш «Волго-Балт» пережил без особых потерь и революций. Хотя в тот период активно и бурно проходили общие собрания профкомов и трудовых коллективов, связанные с ухудшением их жизни и процессами, происходящими в стране.

Фото предоставлено Первичной профсоюзной организацией ФБУ «Администрация «Волго-Балт».

— Приведите наиболее яркие примеры тех лет?

— Пожалуй, вот такой. Несколько неожиданное событие произошло тогда в городе Петрокрепость, ныне Шлиссельбург, где все-таки профсоюзы и коллектив избрали своего альтернативного начальника, бывшего до этого работником технического отдела. Он в период выборов наобещал коллективу «золотые горы» и во время своей деятельности пытался выйти из состава объединения, стать самостоятельным и привлек к этому тогдашние местные и даже областные партийные власти. Подчеркну, что именно наш профсоюз помог не допустить такого сепаратизма. Профактив прибыл в Петрокрепость и убедил «самостийника» сложить с себя полномочия. Так, наш профсоюз фактически не допустил развала Волго-Балта. Но наступил развал СССР…

— Чем ознаменовалась жизнь водных путейцев и их профсоюза в «лихие 90-е»?

— Тот самый закон о государственных предприятиях канул в Лету, отраслевые министерства, регулировавшие нашу работу, были ликвидированы. Мы остались наедине с собой. А ведь у нас было сложное хозяйство, своего рода государство в государстве. Он включало как водные пути пароходства, так и заводы, НИИ, учебные заведения, была своя связь и радионавигация, гостиницы, жилье, социальная инфраструктура. Многие из социальных объектов были безвозвратно утрачены. Сам «Волго-Балт» превратился в «государственное учреждение», а его работники в федеральных бюджетников с соответствующими заработными платами. Так для нас начались голодные 90-е.

Профсоюз в ту пору считал своей главной задачей в равной степени поддерживать дух речников и их материальную поддержку. Включая снабжение продовольствием. В годы тотального дефицита и талонов на продукты, главным было — выжить! Теперь уже совхоз «Ленсоветовский» оказывал нам шефскую помощь (смеется). Раз в неделю прямо в здание Управления привозили и продавали по закупочным ценам совхозное молоко, овощи. О мясе речь даже не шла.

Профсоюз тем временем организовал для работников доставку и продажу куриных тушек и яиц с птицефабрики «Роскар», а также колбас и мясопродуктов из мясокомбината «Самсон».

Замечу, что даже в те «голодные годы» профсоюзной организации удавалось предоставлять работникам путевки на отдых, оздоровление и санаторно-курортное лечение по льготным ценам!

Мои предшественники на посту председателя первичной профсоюзной организации «Волго-Балта» — начальник его планово-экономического отдела Сергей Григорьевич Капцевич, а затем и Валерий Михайлович Когай, с честью выполнили свой долг профсоюзных лидеров в те нелегкие годы. В 2010 года эстафету от них принял я.

Фото предоставлено Первичной профсоюзной организацией ФБУ «Администрация «Волго-Балт».

— И что же выпало на долю профлидера Евгения Овсянникова?

— Мне посчастливилось работать в период созидания. В последние годы для того, чтобы эффективнее защищать трудовые права и законные интересы наших водников мы добились образования единой первичной профсоюзной организации всего ФБУ «Администрация «Волго-Балт» и девяти бывших ранее. Мы создали таким образом единую вертикаль управления всей нашей профорганизацией.

Теперь цеховые комитеты в каждом районе гидросооружений и судоходства (РГСиС) подчиняются президиуму во главе с председателем. Теперь все вопросы с нашим работодателем мы можем решать конструктивно и оперативно. Этому событию предшествовал долгий процесс, когда мы с председателем нашей Северо-Западной Территориальной организации Общественной организации — Профсоюз работников водного транспорта РФ Еленой Свешниковой и специалистами посетили практически все РГСиС, где провели встречи с трудовыми коллективами. Там мы рассказывали о том, зачем нужен сильный профсоюз, как важен для каждого работника хороший, наполненный весомыми социальными гарантиями коллективный договор. Отмечу лишь то, что в числе таких гарантий в нашем коллективном договоре сегодня — это наем жилья для специалистов, не имеющих своей жилплощади. Определена в колдоговоре и сумма помощи работнику при дорогостоящем лечении и главное — это возмещение расходов работников по путёвкам на санаторно-курортное лечение.

Наш нынешний руководитель Федор Валерьевич Шишлаков — настоящий социальный партнер профсоюза. Мы вместе идем по пути взаимного уважения, решая непростые задачи в непростое для всей нашей отрасли, а также и всей России, время.

Председатель Северо-Западной Территориальной организации Общественной организации — Профсоюз работников водного транспорта РФ Елена Свешникова:
Объединенная первичная профсоюзная организация ФБУ «Администрация «Волго-Балт» одна из лучших наших первичек. Несколько лет назад она была создана из девяти отдельных организаций в каждом районе судоходства. Для этого мы проделали большую работу, встречаясь как с работодателем, так и с самими речниками. В итоге в профсоюзе состоят сегодня более 50% всех работников «Волго-Балта», а в коллективном договоре лишь увеличивается объем социальных гарантий, что достойно особого упоминания, ведь это бюджетное учреждение. Важно, что в переговорном процессе профлидер Евгений Овсянников старается не отставать, идет в ногу со временем. Так, помимо прочего, в коллективном договоре «Волго-Балта» появились дополнительные меры поддержки для работников, мобилизованных на проведение специальной военной операции. Этот процесс продолжается благодаря конструктивному социальному диалогу с профсоюза и работодателя.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.