На Ковенском, дом 7 «Французские сюрпризы» и «Гимн великому городу»
Сегодня, завтра и послезавтра в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, по адресу Ковенский переулок 7, продолжится ццикл концертов Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском. Здесь один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Напомним, что Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de France – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Итак, сегодня 24 мая в 20 часов Органная Германия и французские сюрпризы — в концерте московской гостьи органных вечеров на Ковенском Юлии Лотовой прозвучат сочинения Баха, его старших современников и музыка французских романтиков.
Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Георг Бём также известен своим влиянием на творчество Баха и является признанным основоположником хоральной партиты – сочинения, состоящего из нескольких вариаций на мелодию хорала. Музыка Бёма замечательна тем, что она написана в «фантастическом стиле», основанном на импровизации.
100, 200, 300 лет спустя музыка германского гения Иоганна Себастьяна Баха всегда была, будет и останется необычайно созвучна любой эпохе, вызывая неизменный интерес для творческих поисков многочисленных музыкантов. Вы услышите два сочинения веймарского периода, в числе которых масштабный двухчастный цикл Прелюдия и фуга ля минор, поражающий грандиозностью масштабов, которые приближают сочинение к жанру симфонии, и Фантазию, к которой позже была добавлена фуга. Существует версия, что ее создал один из его сыновей Баха.
В Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия. Прелюдия до мажор — самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха, получившая всеобщее признание среди музыкантов и публики. Шарль Гуно использовал ее в качестве аккомпанемента к пьесе для скрипки или виолончели, названой «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса в рекордные сроки обрела популярность, затем была положена на канонический латинский текст. Ave Maria Шуберта тоже была написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера», изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева.
Франция представлена именами Александра Боэли. Камиля Сен-Санса и Жозефа Боннэ. Боэли оставался верен прекрасной эпохе барокко и безуспешно пытался продвинуть её наследие. Блестящий талант музыканта, которого не ценили при жизни, был отмечен великим органистом и композитором Сезаром Франком. В программе прозвучит органная версия знаменитого «Лебедя» из «Карнавала животных» Сен-Санса, который, кстати, блестяще владел органом и служил церковным органистом в одной из самых почитаемых церквей Парижа во имя Святой Марии Магдалины, изумляя современников своими импровизациями. Выдающийся потомственный органист и композитор Жозеф Боннэ представлен чудесной пьесой «Эльфы». Музыкант служил органистом в церкви Сен-Эсташ в Париже, сменив на этом посту своего выдающегося наставника Александра Гильмана, затем его деятельность продолжилась в США и Канаде.
Органная Германия и французские сюрпризы — грандиозный органный вояж за один вечер!
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия до минор BWV 562
Хоральная прелюдия Wenn wir in höchsten Nöten sein (Когда мы в тягчайших бедствиях) BWV 641
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия соль минор
Георг Бём (1661–1733) Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich (Отче наш на небесах)
Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria
Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга ля минор BWV 543
Камиль Сен-Санс (1835–1921) Лебедь
Жозеф Боннэ (1884–1944) Эльфы
Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria
Александр Пьер Франсуа Боэли (1785–1858 ) Фантазия и фуга си бемоль мажор op.18 №6
Исполнитель :
Лауреат премии Органист года 2022
Юлия Лотова, орган
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
Завтра, в субботу 25 мая, в 20 часов будет дан концерт «Бах и органная сага Европы»
Бах и органная сага Европы. Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения Великого Мастера входят в золотой фонд любого концертирующего органиста, и это неудивительно — ведь в течение всей жизни орган оставался его любимым инструментом.
Прелюдию и фугу ми минор, написанную Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736, во время его пребывания в Лейпциге, часто называют «симфонией из двух частей» для органа в силу его масштабов. Массивная структура прелюдии считается одной из самых сложных в жанре, а фуга получила название «клин» из-за хроматического движения темы фуги «наружу». А вот авторство самого популярного органного сочинения Иоганна Себастьяна, Токкаты и фуги ре минор, уже давно вызывает у исследователей его творчества сомнения.
Убеждённый «бахианец» Сезар Франк, бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. В его творчестве удивительным образом соединились барочная и романтическая традиции. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр — три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора. Они не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Луи Вьерн — гений французского симфонического органа, автор органных симфоний и чудесных программных миниатюр, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он в то же время был одержим поиском.
Бах и органная сага Европы — топ 10 органного репертуара!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Программа:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Маленькая прелюдия и фуга
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката ре минор BuxWV 15
Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга ми минор BWV 548
Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалия фа минор ор. 63
Луи Вьерн (1870–1937) Симфония для органа №1 ре минор ор. 14:
Прелюдия, фуга и скерцо
Сезар Франк (1822–1890) Героическая пьеса FW37
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Александр Патрушин, орган
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
В воскресенье 26 мая, в 16 часов вы сможете услышать концерт «Времена года и Гимн великому городу»
Времена года и Гимн великому городу – роскошный подарок петербуржцам и его гостям ко Дню рождения Санкт-Петербурга. Любимый публикой дуэт музыкантов исполнит сочинения, наполненные неповторимой аурой этого фантастического города. Чудесное сопрано Александры Зарянкиной и виртуозная игра Екатерины Маришкиной встретятся под сводами одного из самых красивых храмов Петербурга. Прозвучат шедевры Чайковского и Глинки, Кюи и Свиридова, Таривердиева и Соловьева-Седого, Вивальди и Римского –Корсакова.
Времена года Антонио Вивальди — философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками «календарь» и «обзорная экскурсия» по четырем регионам Италии.
«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, –— музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Размеренная усадебная жизнь XIX века и петербургский городской пейзаж. Цикл из 12 характеристических картин для фортепиано обретет иные краски в органной транскрипции Екатерины Маришкиной.
Известно ли вам, что перу Цезаря Кюи принадлежит Ave Maria? Эта молитва, обращенная к Пречистой Деве, переведена на множество языков, а композиторы разных стран и эпох создали ее многочисленные музыкальные версии. Кстати, к началу ХХ века, из стен Петербургской консерватории вышло множество крупных органистов, а органная музыка заняла достойное место в культурной жизни столицы. Именно тогда Кюи по просьбе французского аббата и органиста Жозефа Жубера и написал две прелюдии для сборника «Современные мастера органа».
Одна из самых ярких мистификаций 20 века — долго приписываемая Каччини Ave Maria, рожденная талантом нашего современника Владимира Вавилова, ленинградского лютниста и композитора. Сольный орган также представлен творчеством Микаэла Таривердиева. Две хоральные прелюдии Микаэла Таривердиева из цикла «Подражание старым мастерам» — виртуозная стилизация на тему ушедшей, блистательной эпохи барокко. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания.
Финал концерта… да, вы догадались – конечно, это Гимн Великому городу Рейнгольда Глиэра.
Присоединяйтесь к поздравлениям любимому и прекрасному Петербургу!
Программа:
Георгий Мушель (1909–1989) Токката
Николай Римский-Корсаков (1844–1908) Октава
Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Концерт № 1 ми мажор «Весна» из цикла «Времена года» RV 269, переложение для органа Евгении Лисициной
Георгий Свиридов (1915–1998) О, Родина!
Пётр Чайковский (1840–1893) Времена года Цикл из 12 характеристических картин для фортепиано оp. 37b. 1. Март – Апрель – Май, переложение для органа Екатерины Маришкиной
Цезарь Кюи (1835–1918) Ave Maria
Василий Соловьёв-Седой (1907–1979) Вечерняя песня
Микаэл Таривердиев (1931–1996) Прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам»
Концерт для органа №2 «Полифоническая тетрадь»: Basso ostinato
Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
Рейнгольд Глиэр (1875–1956) Гимн Великому городу
Исполнители:
Лауреаты международных конкурсов
Александра Зарянкина, сопрано
Екатерина Маришкина, орган
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий