Прикосновение к истории– Невский пятачок, Синявинские высоты

Прикосновение к истории– Невский пятачок, Синявинские высоты
09 мая
14:40 2024

9 мая — ДеньПобеды

Невский пятачок, Синявинские высоты – эти названия навеки вписаны в историю обороны Ленинграда, историю всей Великой Отечественной войны. В канун Дня Победы посетить места, святые для каждого петербуржца-ленинградца, почтить память павших решили работники Колпинского автобусного парка СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

Утро 8 мая. У ворот автобусного парка – колонна легковых машин, украшенных российскими государственными флагами и копиями Знамени Победы. У машин – работники автопарка и члены их семей, очень многие приехали с детьми, которые весело играют в ожидании экскурсии.

«Идея такой экскурсии-автопробега возникла у профсоюзного актива и администрации примерно год назад, и сегодня мы ее воплотили. Сначала мероприятие планировалось как сугубо внутреннее, ориентированное только на работников парка, но потом мы решили пригласить ветеранов, живущих в Колпино», — рассказывает председатель первичной профсоюзной организации (ППО) автобусного парка Михаил Антонов. Он отмечает, что в автобусном парке активная первичка, объединяющая более 70 процентов работников, имеющая давние традиции социального партнерства. В профсоюзе состоит и директор автобусного парка Алексей Калинин, тоже участвующий в автопробеге.

«Значительную часть работы по подготовке экскурсии взял на себя молодежный совет первичной профорганизации автобусного парка, автопробег включен в план мероприятий Молодежного совета Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП)»,– продолжает заместитель председателя ППО Евгений Рудницкий, председатель Молодежного совета Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организация Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Но вот колонна выезжает из ворот автопарка. Погрузиться в атмосферу суровых дней войны, блокады, узнать много новых фактов помогает прекрасный рассказ участвовавшего в автопробеге гида, историка Григория Попова, автора проекта «История на колесах». Мы проезжаем по улицам Колпина, и, конечно же,повествование о военных днях начинается с героической истории Ижорского батальона, созданного в августе 1941 года из работников Ижорского завода.
Имена его командиров и бойцов увековечены в названиях колпинских улиц, батальону посвящен прекрасный художественный фильм.«Колпино, возможно, единственный город, который обороняли исключительно его жители», – отмечает Михаил Антонов. Мы проезжаем мимо восстановленного ДОТа, окруженного теперь жилыми домами. Здесь, фактически на окраине города, в годы войны проходил передний край обороны.

Далее путь лежит по живописному берегу Невы. Небольшой монумент «Рубежный камень» на краю шоссе рассказывает о том, что здесь начинается легендарный Невский пятачок. Участники автопробега внимательно слушают Григория Попова, который рассказывает, что небольшой – примерно два с половиной квадратных километра – плацдарм на берегу Невы стал одним из символов стойкости и героизма. В ночь на 20 сентября 1941 года здесь, скрытно форсировав Неву, занял оборону передовой отряд, которым руководили командир 576-го полка 115-й стрелковой дивизии майор С.В. Седых и начальник штаба полка капитан В.П. Дубик. В течение суток был занят небольшой плацдарм, на который переправились основные силы дивизии, а также другие части, были переправлены на понтонах орудия и несколько танков.

Осенью сорок первого отсюда несколько раз предпринимались завершившиеся неудачей попытки прорыва блокады – наступления навстречу частям 54-й армии в направлении Синявинских высот и Мги. Противник окружил Невский пятачок укрепленными позициями и минными полями, небольшой клочок земли и переправа через Неву находились под непрерывным обстрелом вражеской артиллерии. Потери стрелковых частей достигали 95 % от первоначальной численности. Погибших хоронили здесь же, на плацдарме. Об этом рассказывает гид.

«Днём широкая лента Невы пустынна. В светлое время ни одна лодка не отваживалась пересечь 500-метровое расстояние — от берега до берега. Её непременно бы расстреляли раньше, чем бы она успела дойти до середины реки… Но вот наступала ночь. Над Невой зароились вражеские ракеты. Их свет выхватывал из кромешной темноты силуэты развалин бумажного комбината и разбросанные по всему нашему берегу скелеты понтонов, шлюпок, катеров»— вспоминал генерал В. Ф. Коньков, осенью 1941 года — командующий 115-й стрелковой дивизией, затем — Невской оперативной группой. (Коньков В.Ф. Время далекое и близкое., — М.: Воениздат, 1985.)

Участники автопробега выходят из машин. Алые гвоздики ложатся к подножию монумента. По аллее спускаемся к берегу Невы. «Здесь каждый метр земли пропитан костями, кровью, железом. Многие не смогли достичь берега, могилой для них стало дно реки», – отмечает гид. И цветы ложатся на пенящуюся волнами невскую воду.
Следующая остановка – у диорамы «Прорыв блокады». Здесь, у деревни Марьино, переправлялись через Неву войска, идущие освобождать город от вражеского окружения . Экскурсанты осматривают экспозицию техники, участвовавшей в боях за Ленинград –танки «КВ» и Т-26, плавающий танк Т-38, легендарную «полуторку» ГАЗ-АА, противотанковое орудие. У каждого экспоната – своя история, некоторые подняты из болот и со дна Невы, их восстановление потребовало большой и кропотливой работы.

Заключительный пункт маршрута – мемориал на Синявинских высотах. Здесь 26 января 1944 года в ходе операции «Искра» встретились войска Ленинградского и Волховского фронтов, было прорвано кольцо вражеской блокады. Вдоль дорожки, ведущей от шоссе к монументу—могилы павших солдат и офицеров, плиты с именами и фотографиями, братские могилы воинов различных частей РККА. Старая истина – «Война не окончена до тех пор, пока не похоронен последний солдат». И в наши дни на местах боев работают поисковики, каждыйгод здесь торжественно отдают последний долг защитникам Родины.

О событиях тех дней подробно рассказывает наш гид – описание боев, номера частей и соединений, фамилии командиров… Автомобилисты возлагают венок к мемориалу. Участники автопробега собираются у стола рядом с микроавтобусом, где их ждут горячий чай, фронтовая каша и бутерброды.

«Хочу поблагодарить всех организаторов за прекрасное мероприятие. Когда началась война, мы жили в центре Ленинграда на улице Жуковкого. В блокадную зиму умерли мама, бабушка, сестренка. Мне тогда было четыре года. Спасли меня соседи, отнесли в интернат. Потом была эвакуация по Дороге жизни, помню только, что постоянно стреляли зенитки», –говорит житель блокадного Ленинграда, заслуженный работник культуры СССР Олег Викторович Индюшкин. Десятилетия жизни он посвятил кинофикации, руководил работой многих кинотеатров и с удовлетворением отмечает, что в последние годы снято много хороших фильмов, посвященных Великой Отечественной войне.

«Рад, что экскурсия удалась. Особенная благодарность нашему гиду. Мы должны сохранить память о прошлом, передать ее подрастающему поколению»,–делится своими мыслями и впечатлениями директор Колпинского автобусного парка Алексей Калинин.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.