«От классики — до рок-хитов». Органу подвластно все

«От классики — до рок-хитов». Органу подвластно все
05 апреля
12:01 2024

В этом можно сполна убедится на концертах, которые как всегда пройдут в эти выходные в католических церквах Северной столицы, а также в Невской ротонде.

Сегодня в пятницу — 5 апреля, в 19 часов 30 минут, в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу: улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», прозвучит концерт «Интерстеллар и орган в космосе».

Приглашаем совершить потрясающий музыкальный полет вместе с известной органисткой Алие Абдурашитовой.

Основа творчества композитора-легенды Ханса Циммера — эксперимент. Когда саундтрек к фантастическому блокбастеру «Интерстеллар» был готов, Циммер все ещё не знал, о чем будет фильм. Органная версия удивит вас не менее, чем Циммера фабула фильма Нолана. Топовые сочинения известной мультиинструменталистки и композитора Елизаветы Панченко продолжат путешествие в космос: «Галактика без виз и санкций» встретит вас потрясающим попурри из топовых американских кинофильмов, а «Космос» — знакомыми мелодиями из любимых отечественных фильмов о человеке и космосе. По возвращении на Землю вас ждет встреча с героями фильма «Собачье сердце» и музыкой Владимира Дашкевича, автора музыки более, чем к 80 фильмам и сериалам, и самым популярным в мире органным сочинением воистину КОСМИЧЕСКИХ масштабов. Да, вы догадались — это легендарная Токката и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха. И, конечно же, по весне, просто невозможно не затронуть тему любви: прозвучит саундтрек к одному из самых популярных фильмов нашего времени — «Амели» Яна Тирсена, прославивший его на весь мир. Космос ждет!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор; Елизавета Панченко (1987*) «Космос», попурри на темы из отечественных кинофильмов о космосе и человеке, переложение для органа соло; Владимир Дашкевич (1934*) Тема из музыки к к/ф «Собачье сердце»; Елизавета Панченко «Галактика без виз и санкций», кинокроссовер на темы из голливудских фильмов о космосе, переложение для органа соло; Ян Тирсен (1970*); Три темы из музыки к к/ф «Амели»; Елизавета Панченко «Родина», попурри на известные кинотемы о Родине, переложение для органа соло; Ханс Циммер (1957*) «День первый», тема из музыки к к/ф «Интерстеллар».
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.
[/blockquote]

В этот же день — пятницу 5 апреля, ровно в 20 часов, уже в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке. Дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», будет дан концерт «От Баха до Пьяццоллы».
За органом московская гостья вечеров на Ковенском Полина Пантелеева.

Звучание музыки Баха и Пьяццоллы в одном концерте стало достаточно частым явлением. В 1933 году великий Астор начал обучаться у венгерского пианиста Белы Вильда, а позже сказал: «Благодаря ему я на всю жизнь полюбил Баха». Под влиянием баховской полифонии Пьяццолла создал особую музыкальную форму танго-фугу, явив миру уникальный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии. Из баховских опусов в программе прозвучит самое «органное» сочинение из репертуара короля инструментов — легендарная Токката и фуга ре минор, а также знаменитая органная транскрипция ля минорного концерта для струнных Антонио Вивальди, творчество которого высоко ценил Иоганн Себастьян. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных переложений Баху, а не Вивальди!

Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Уроженец Вадуца, столицы миниатюрного Княжества Лихтенштейн, в возрасте семи лет он уже стал церковным органистом, а прозвучавшая в храме месса была написана им в восемь! Окончив Мюнхенскую консерваторию, Райнбергер вернулся в нее и воспитал выдающихся органистов, пианистов, композиторов и дирижеров. Мастер контрапункта и композиции, он создал чудесные по своей мелодичности шедевры.

Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через все творчество великого романтика: Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Знаковое сочинение Мендельсона для органа – 6 сонат, в которых нет строго регламентированного количества частей. Они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.

Теодор Дюбуа — композитор, органист и музыкальный педагог, преемник Сен-Санса в парижской церкви Мадлен, создавший множество органных сочинений, а также опусов в самых разнообразных жанрах, среди которых особо выделяется оратория «Семь слов Христа». Яркий акцент концерта — Токкаты американского композитора и органиста Джоэла Рейни. Это самобытный образец современных обработок старинных традиционных гимнов и спиричуэлсов, созданных на основе его собственных импровизаций.
От Баха до Пьяццоллы — музыка для ВСЕХ!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе – единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград храм посетил генерал де Голль. Интересный факт – к визиту президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532; Иоганн Себастьян Бах – Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт ля минор BWV 593: I. Allegro – II. Adagio – III. Allegro; Теодор Дюбуа (1837–1924) Fiat lux (Да будет свет) из 12 новелл для большого органа; Йозеф Райнбергер (1839–1901) Betrachtung из 12 пьес для органа Miscellaneen op.174, Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната №1 фа минор op.65: III. Andante recitativo – IV. Allegro assai vivace; Джоэл Рейни (*1956) Токката №4 на тему Holy manna, Токката №6 на тему Ein’ feste Burg, Токката №8 на тему Hanson place; Астор Пьяццолла (1921–1992) Либертанго; Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

И еще один концерт состоится в пятницу 5 апреля, в 20 часов 15 минут в Центре искусства и музыки на Невском, дом 20. Здесь в цикле концертов «Органные вечера в Голландском квартале», для вас сыграют концерт «Бах и шедевры органного барокко». За органом — лауреат международных конкурсов Светлана Фурник.

Центр искусства и музыки на Невском 20 — уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

Бах — планета, вселенная, океан. Его музыка востребована и актуальна во все времена. Композиторы самых разных стран в разные эпохи неизменно обращались к его творчеству, не только используя прямое цитирование, но и прибегая к самым дерзким и неожиданным экспериментам. Величайший новатор своей эпохи, Бах, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Органная книжечка (Orgel-Büchlein), номера из которой прозвучат в концерте, — сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов. Лаконизм формы и проникновенность музыкального языка этого опуса вновь погружают нас в космос Баха.

Этот вечер Иоганн Себастьян проведет в обществе своих выдающихся предшественников. Нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог Ян Питерсзон Свелинк прославился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван за это амстердамским Орфеем, а слава о его педагогическом таланте распространилась по всей Северной Европе, особенно — в Германии. Среди его учеников — легендарные фигуры северогерманской органной школы.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Букстехуде прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха, с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль мастера отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично сочетается с идеально выстроенной полифонией.

Английский гость праздника — Генри Перселл, талант которого наиболее ярко раскрылся в музыке к театральным постановкам, которых было в его жизни более 50! Эта область его авторского наследия неразрывно связана с особенностями традиций национального театра. Песни, хоры в народном стиле, антемы (английские духовные песнопения на библейские тексты), великое множество сочинений для различных инструментальных составов и клавира. Творчество гения было возрождено после двухвекового забвения усилиями общества Перселла, созданного в 1876.

Бах и шедевры органного барокко — роскошная музыка на единственном в Петербурге голландском органе.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 545; Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) Вариации на тему песни Mein junges Leben hat ein End; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная обработка Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659; Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона до минор BuxWV 159; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) 3 хоральные прелюдии из «Органной книжечки»: Christum wir sollen loben schon BWV 611; Wir Christenleut’, BWV 61, Herr Christ, der ein’ge Gottes Sohn BWV 601; Дитрих Букстехуде (1637–1707) Пассакалия ре минор BuxWV 161; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная партита O Gott, du frommer Gott BWV 767 (1); Генри Пёрселл (1659–1695) Рондо из сюиты «Абделазар»; Дитрих Букстехуде (1637–1707) Токката ре минор BuxWV 155.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

На следующий день, в субботу 6 апреля, в 20 часов, вновь в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской на Ковенском, дом 7, вы услышите гала-концерт «Во вселенной Баха».

Грандиозный гала-концерт московских гостей органных вечеров на Ковенском. Исполнители: заслуженный артист РФ Александр Фисейский, лауреаты международных конкурсов Алиса Саввушкина, Виктор Качулин, Ксения Подлипчук, Анастасия Ильясова, орган (Москва).

Альфа и омега органной Вселенной Иоганн Себастьян Бах доказал своей гениальной музыкой, что время бесконечно. Космичность его полифонии стирает границы пространства, увлекая в непознанные миры. Творчество Баха неизменно притягивало и продолжает притягивать многочисленных исполнителей, композиторов и публику. В этот вечер с Иоганном Себастьяном встретятся многочисленные преемники его традиций, прославившие немецкую музыкальную культуру.

Бах представлен двумя масштабными двухчастными циклами и хоральной обработкой — жанром, занимающим одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, во многом пересекающиеся с баховскими принципами письма. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора.

Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработка хорала. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг.

Фамилия BACH состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам гений часто зашифровывал собственное имя в своих сочинениях, а первым композитором, который использовал этот мотив, стал Роберт Шуман. Им создан цикл фуг на тему B-A-C-H. Макс Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. «Себастьян Бах для меня — начало и конец всей музыки, на нём зиждется и основывается всякий истинный прогресс» — говорил Регер, позиционировавший себя как убежденный бахианец. Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, — лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба.
Во вселенной Баха — золотой фонд органного репертуара!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия соль мажор BWV 568, Хоральная обработка Aus der Tiefe rufe ich BWV 745, Прелюдия и фуга си минор BWV 544; Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Прелюдия и фуга до минор соч.; Роберт Шуман (1810–1856) Две фуги из цикла Шесть фуг на BACH ор. 60; Феликс Мендельсон-Бартольди Соната до минор ор.65 № 2: Grave – Adagio – Allegro maestoso e vivace – Fuga. Allegro moderato; Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалия ре минор; Август Готтфрид Риттер (1811–1885) Соната № 1 ре минор соч. 11; Allegro – Andante – Allegro – Andante con moto; Иоганнес Брамс (1833–1897) Прелюдия и фуга соль минор, WoO 10.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Там же, в воскресенье 7 апреля, в 16 часов, все в том же цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», будет дан органный гала-концерт «Легенды французских соборов и орган по-русски».

Легенды французских соборов и орган по-русски — роскошный гала-концерт саратовских гостей органных вечеров на Ковенском. Мистика старых соборов. Гулкое эхо шагов и отзвучавшего органа. Отблески солнца и лунные блики на витражах. Каждый собор — это целый мир и множество нерассказанных историй. Исполнители: Доцент Саратовской консерватории Наталья Гольфарб, лауреаты международных конкурсов Дарья Сидорова, Елизавета Рубцова, Екатерина Дунаева, орган (Саратов).

Родоначальник жанра органной симфонии — Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Александр Гильман — выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки, в творчестве которого органные сонаты занимают особое место. Основная часть его органных сочинений собрана в 18 сборниках под названием «Пьесы в различных стилях». Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана — непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви. Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Уроженец Вадуца, столицы миниатюрного Княжества Лихтенштейн, в возрасте семи лет, он уже стал церковным органистом, а прозвучавшая в храме месса была им написана в восемь! Окончив Мюнхенскую консерваторию, Райнбергер вернулся в нее и воспитал выдающихся органистов, пианистов, композиторов и дирижеров. Мастер контрапункта и композиции, он создал чудесные по своей мелодичности шедевры.

Яркий акцент концерта — удивительные сочинения русских композиторов. Один из шедевров репертуара Короля инструментов — Пассакалия фа-диез минор композитора Христофора Кушнарёва — его экзаменационная работа по полифонии во время обучения в Ленинградской консерватории. Выдающийся русский органист и педагог Исайя Браудо — первый исполнитель этого сочинения. «Медитация» патриарха российской органной школы Олега Янченко широко известна по одному из самых пронзительных и незабываемых военных фильмов «Иди и смотри». «Большая органная тетрадь» Юрия Буцко — уникальное явление в современном органном репертуаре, созданном в России. Обращение к старинным жанрам абсолютно по новому раскрывает их в наши дни, представляя богатейший спектр образов и ассоциаций.
Легенды французских соборов и орган по-русски — незабываемое органное путешествие.

Программа: Шарль-Мари Видор (1844–1939) Симфония № 6 ор. 42/2: I часть; Александр Гильман (1837–1911) Lamentation op. 45 №1; Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Пассакалия op. 156; Юрий Буцко (1938–2015) Пассакалия из Первой органной тетради; Олег Янченко (1939–2002) Медитация; Христофор Кушнарёв (1890–1960) Пассакалья фа-диез минор; Оливье Мессиан (1908–1992) Медитация «Бог среди нас» из цикла «Рождество Господне».
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

В этот же воскресный день — 7 апреля, 16 часов, состоится и концерт в храме католического Францисканского монастыря святого Антония Падуанского чудотворца, что на 9-й Красноармейской улице, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Там в этот день дадут концерт «Вокруг Баха».

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Вокруг Баха — роскошный органный гала, в котором Иоганн Себастьян предстанет в окружении своих предшественников и последователей. Творчество гения привлекало и неизменно продолжает привлекать композиторов, музыкантов и публику, которой наиболее известны его органные сочинения.

Бах писал для органа в течение всей жизни, оставив многочисленное наследие в самых разнообразных жанрах. В концерте прозвучит яркая праздничная Прелюдия и фуга ре мажор, созданная в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.

Предки Георга Муффата были выходцами из Англии и Шотландии. Он учился в Париже у Люлли и в Риме у Паскуини. Служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество — важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus musico-organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.

Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через все творчество великого романтика: Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Знаковое сочинение Мендельсона для органа – 6 сонат, в которых нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов. Так, в первую часть Шестой сонаты заложена музыкальная тема XIV столетия «Отче наш».
Вокруг Баха — лучшие сочинения органного репертуара.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532, Хорал Dies sind die heil’gen zehn Gebot BWV 678, Георг Муффат (1653–1704) Токката соль минор; Иоганн Себастьян Бах, Хорал Jesus Christus, unser Heiland BWV 688; Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната № 2 до минор оp.56 No.2, Соната № 6 ре минор оp.56 No.6
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

И последний воскресный концерт 7 апреля состоится уже в 19 часов в Невской ротонде — Центре искусства и музыки на Невском, дом 20. Он называется: «ОТ КЛАССИКИ ДО РОК-ХИТОВ».

В чем секрет популярности органа сегодня? Причин, наверное, много! Но главная заключается в том, что именно в звучании органа абсолютно актуально и современно звучит музыка любых эпох: как средневековье, так и романтизм; как классика, так и рок-хиты. Величественный и таинственный тембр органа используется как в современной академической музыке, так и в музыке для кинематографа. Это вам докажут: лауреат международных конкурсов Аида Глухова (орган) и Ангелина Шарнина (скрипка).

Именно этой всеобъемлющей вселенной органа и посвящен наш очередной концерт из цикла концертов в Ротонде на Невском. Программу от классики до рок-хитов представит вашему вниманию лауреат международных конкурсов Аида Глухова.

В программе: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565, Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ (Взываю к тебе Господи) BWV 639; Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона ре минор; Луи Вьерн (1870–1937) Триптих для органа op.58; Оливье Мессиан (1908–1992) Majesté du Christ demandant sa gloire à son Père (Величие Христа, просящего Отца прославить Его), Transports de joie… (Вспышка радости…) из цикла «Вознесение»; Ханс Циммер Интерстеллар; Леонард Коэн Аллилуйя; Фредди Меркьюри Somebody to love, Богемская рапсодия.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.