Летчик всегда смотрит вверх!
На страницах «Площади Труда» мы не раз рассказывали о первичной профсоюзной организации АО «ОДК-Климов», имеющей большой опыт социального партнерства, коллективные договоры которой не раз побеждали на конкурсах Ленинградской Федерации профсоюзов. У руля ее стоит человек, отдавший тридцать лет вооруженным силам, участник военных действий и миротворческих операций ООН, Герой России Валерий Чухванцев. В канун Дня защитника Отечества о своем боевом пути рассказывает подполковник запаса, военный летчик, Герой России Валерий Чухванцев.
«В детстве я много читал – гаджетов тогда не было – и мечтал стать моряком, подводником», – с улыбкой вспоминает Валерий Чухванцев. Познакомиться с воздушной стихией помог случай. На уроках начальной военной подготовки мы изучали парашют, и военрук предложил желающим совершить прыжок. Записались только шесть человек. И вот наступил заветный день, когда школьники, пройдя строгую медкомиссию, приехали на аэродром ДОСААФ.
«После прыжка я понял, что снова хочу в небо, впечатления были неповторимыми! Вскоре принял решение – стать военным летчиком. Выбрал вертолет. Истребитель — это скорость, высота, транспортная авиация – дальние перелеты. А меня привлекали винтокрылые машины – маневренные, летающие на небольшой высоте, способные приземлиться в труднодоступных местах», – рассказывает он. Первая попытка поступить в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков оказалась неудачной. Вернувшись домой, будущий летчик год работает на заводе термистом. На следующий год цель была достигнута.
По окончании училища в 1983 году Валерий Чухванцев получает направление на Дальний Восток. Недавний выпускник становится командиром вертолета Ми-2 в специальной эскадрилье, главной задачей которой была разведка. Он вспоминает, что поначалу было трудно командовать прапорщиком борттехником, по возрасту годившемуся ему в отцы. Служба на Дальнем Востоке принесла бесценный летный опыт. А красота природы этого сурового края запомнились на всю жизнь.
Затем были годы службы в Группе советских войск в Германии командиром Ми-8 – многочисленные учения, маневры, высокая боеготовность. За несколько лет офицер сменил три гарнизона – при переезде коробки от вещей уже не выбрасывал, а складывал в уголке в ожидании нового назначения и смены квартиры. После вывода войск из Германии Валерий Чухванцев получает назначение в Северо-Кавказский военный округ (СКВО), аббревиатуру которого в советское время в шутку расшифровывали как «Санаторно-курортный военный округ». Однако уже вскоре регион становится ареной многочисленных конфликтов.
Экипаж Валерия Чухванцева участвует в миротворческой миссии во время грузино-абхазского конфликта. Вертолет эвакуировал раненных и больных, доставлял продукты российским частям, разъединявшим противоборствующие стороны. Иногда в борту вертолета появлялись пробоины – обстреливали с земли.
Но самым трудным, суровым экзаменом стали военные действия в Чечне. Экипаж Ми-8 высаживал разведгруппы, десанты, поддерживая их огнем, перевозил боеприпасы, эвакуировал раненных.
Одна из операций по эвакуации раненных потребовала от экипажа исключительного мужества и прекрасного владения вверенной техникой. 17 мая 2008 года разведчики российского спецназа попали в засаду боевиков у горы Ночкорт неподалёку от селения Танги в Урус-Мартановском районе Чеченской Республики. Трое бойцов спецназа были ранены, требовалась срочная медицинская помощь. На выручку отправили опытный экипаж Валерия Чухванцева.
Покрытая сосновым лесом местность не позволяла вертолету приземлиться. Решено было поднимать раненных при помощи лебедки в специальном кресле. Вертолет завис на высоте около шестидесяти метров. Боевики открыли огонь по зависшему вертолету из крупнокалиберного пулемета. Когда поднимали третьего бойца, речевой информатор сообщил о пожаре правового двигателя. Загорелся разлившийся керосин. Срочно принять решение, от которого зависит жизнь людей – такая задача стояла перед командиром. Попытаться посадить вертолет? Но внизу 30-метровые сосны, при посадке на деревья возможно разрушение машины, могут пострадать люди. И Чухванцев принимает решение – уходить на минимальной высоте с одним полноценно работающим двигателем и раненным на тросу. Вообще-то до этого считалось, что Ми-8 не может летать на одном двигателе.
Пролетев восемь километров над горными хребтами, экипаж вывел вертолет к расположению российской воинской части, где была подходящая площадка. Все это время экипаж гасил пожар, однако вскоре языки пламени уже задевали пилотскую кабину. В конце концов остановился и исправный двигатель, и вертолет приземлился в режиме авторотации – с неработающими двигателями. Вместе со штурманом и борттехником командир эвакуирует раненных из горящей машины, а затем экипаж вступает в борьбу с огнем, сумев сохранить вертолет. Все трое раненных спецназовцев были доставлены в госпиталь, получили необходимую помощь и со временем вернулись в строй.
Устранив наиболее опасные повреждения, экипаж перегнал вертолет на свой аэродром, где механики восстановили боевую машину. За проявленное мужество Валерий Чухванцев был удостоен звания Героя России. Членов экипажа – бортового техника, старшего лейтенанта Юрия Головнёва и лётчика-штурмана, старшего лейтенанта Валерия Евдокимова – наградили Орденами Мужества.
В 2006 году Валерий Чухванцев принимает участие в миротворческой миссии ООН в Судане. «Привозили продукты, воду – и миротворцам, и местным жителям – увозили больных, раненных. Вооружения на вертолете не было, вместо него установили дополнительные баки с горючим, поскольку приходилось преодолевать большие расстояния. С нами всегда летал переводчик с английского Женя, выпускник Института военных переводчиков», – вспоминает Валерий Чухванцев.
Ситуации возникали самые разные, и летчик вспоминает комический эпизод, последствия которого, впрочем, могли быть совсем не комическими. Экипаж вылетел, чтобы эвакуировать мирных жителей. Вскоре после посадки к вертолету подъехали вооруженные люди в военной форме, почти не владевшие английским.
Переводчик не мог понять их требований, между тем, обстановка накалялась – боевики навели оружие. К счастью, мимо проезжал миротворец из Таиланда, понимавший по-русски, который объяснил экипажу, что вооруженные люди хотят осмотреть вертолет изнутри.
В 2011 году заместитель начальника авиабазы в станице Кореновской подполковник Чухванцев выходит в запас и приходит на завод «ОДК Климов» на должность специалиста по пожарной безопасности. Вскоре офицеру запаса предложили возглавить первичную профсоюзную организацию завода.
«Для меня радостно чувствовать, что по-прежнему связан с авиацией. Летчик не может смотреть вниз, он смотрит всегда вверх. И я всегда испытываю белую зависть к тем, кто сейчас в кабине пролетающего самолета или вертолета. Когда испытывают авиадвигатели, радует этот звук, запах авиационного керосина – это для меня родное. Многие годы я работал с этой техникой, а теперь вижу, как ее создают, стараюсь помочь людям, работающим здесь», – говорит Валерий Чухванцев.
Не забывают в первичной профсоюзной организации и о тех, кто сегодня несет нелегкую и опасную военную службу. «Фактически с первого дня Специальной военной операции мы помогаем раненным в клинике Военно-медицинской академии, постоянно привозим для всех подарки. Оказываем адресную помощь военным частям, участвующим в СВО – присылаем то, что они просят. Это, к примеру, и дизель-генераторы, и различные инструменты, материалы», – рассказывает профлидер «Климова».
Он демонстрирует сувенир – гильзу от неприятельского снаряда с дарственной гравировкой, подаренную офицерами мотострелковой дивизии. Подполковник запаса Чухванцев – частый гость в школах и подростковых клубах Санкт-Петербурга. Вместе с другими ветеранами он проводит уроки мужества, рассказывает о своем боевом пути, о своих товарищах — военных авиаторах. По стопам отца пошли и его дети, связавшие жизнь с армией, хотя и не с авиацией: сын Сергей капитан, дочь Марина – тоже капитан, военный врач. В качестве своего хобби Валерий Чухванцев называет путешествия, отмечая, впрочем, что времени на них остается очень мало.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий