«Приношение Баху» и «Ночь Пьяцоллы» под саксофон

«Приношение Баху» и «Ночь Пьяцоллы» под саксофон
14 февраля
09:13 2024

Рабочая неделя неизбежно близится к концу. Впереди — выходные, которые можно провести всей семьей изыскано и по-петербургски. Как это? — Разумеется под орган… Католические храмы Северной столицы – и теперь не только они – а также петербургские музыканты вновь приготовили разнообразные программы, где прозвучит музыка от Баха и Вивальди, до Пьяцоллы и Шнитке.

В пятницу — 16 февраля, в 19 часов 30 минут в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу — улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», для вас сыграют концерт «Бах: 18 органных историй».

18 удивительных органных историй от Иоганна Себастьяна Баха поведает блестящая петербургская органистка Мария Лобецкая.

Представить цикл из шести трехчастных трио-сонат великого кантора в один вечер –— смелая затея. Немногие органисты замахиваются на подобный эксперимент – это музыка необычайно сложна для исполнения и является своеобразным индикатором профессионального уровня исполнителя. Каждая из трех частей сонаты — маленький шедевр, подобный короткому, но необычайно емкому рассказу, где за краткие минуты проходит целый калейдоскоп интереснейших историй. Органная трио-соната — новый органный жанр, созданный Бахом. Хотя трио-соната давно фигурировала в барочной музыке, она никогда не звучала на одном инструменте, а только в ансамбле. Цикл был создан для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но и ставшего знаменитым органистом.

Органные трио-сонаты повлияли на творчество великого немецкого романтика Феликса Мендельсона, написавшего цикл из Шести органных трио-сонат.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Шесть трио сонат для органа. Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

В этот же вечер пятницы — 16 февраля, ровно в 20 часов, уже в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, по адресу — Ковенский переулок, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», будет дан концерт «Органный гранд-вояж».

Это неповторимое музыкальное путешествие с потрясающей органной парой, лауреатами международных конкурсов и организаторами многочисленных фестивалей Диной Ихиной и Денисом Маханьковым. Неповторимый колорит немецкого барокко, океан симфонического органа и эклектика наших дней, орган соло и в дуэте. Нескончаемая органная стихия, представленная лучшими сочинениями композиторов Европы, Канады и России.

Старший современник Баха, Георг Муффат, создал музыкальный язык, основанный на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, написал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для Короля инструментов Apparatus Musico Organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.

В творчестве немецкого гения Иоганна Себастьяна Баха органная музыка достигла пика своего развития. Это не только великая музыка, созвучная любой эпохе, но и врата в бесконечность космоса.

Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха.

Искусство фуги — последнее и самое сложное сочинение великого кантора. Созданный перед смертью в 1749–1750 годах масштабный полифонический цикл Die Kunst der Fuge исполняется обычно на клавире или камерным ансамблем (струнный квартет) и состоит из четырнадцати канонов на одну тему, являя высший пилотаж полифонического мастерства.

С появлением инструмента нового типа — симфонического органа, произошел небывалый подъем французского органного искусства, породивший множество шедевров, созданных блестящей плеядой композиторов того времени. Один из них — Марсель Дюпре — выдающийся композитор и исполнитель, известный не только своими интереснейшими опусами, но и серией из 20 концертов, на которых он исполнил все органные сочинения Баха наизусть.

Истинный французский дух предстанет в сочинениях нашего современника, канадца Дени Бедара. Немецкую тему продолжит интереснейшая пьеса «Эльфы» Ханса-Андре Штамма, одного из самых ярких органистов и композиторов нашего времени. Яркие краски концерта — сочинения эстонского композитора Эстер Мяги, в самобытном творчестве которой нашли отражение романсы и камерно-инструментальные сочинения, вокальные циклы, кантаты, симфонии, хоры, а также бескрайний «Полет», созданный Альфредом Шнитке к легендарному фильму «Сказка странствий» Александра Митты.

Органный гранд-вояж — пристегните ремни!

Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты. Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены не только в Германии, но и в других странах Европы, а также в России.

Программа: Георг Муффат (1653–1704) Пассакалья; Дени Бедар(1950*) Трилогия для органного дуэта: Cortege – Reverie – Danse; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Искусство фуги: Контрапункт XI, Переложение для органного дуэта; Марсель Дюпре (1886–1971)Прелюдия и фуга фа минор Op.7 Nr 2; Иоганн Себастьян Бах Хоральная фантазия Komm, Gott, Schöpfer, Heiliger Geist, BWV 667; Эстер Мяги (1922–2021) Диалог; Альфред Шнитке (1934–1998) Полёт из к/ф Сказка Странствий; Ханс Андре Штамм (1958*) Ellyllon; Дени Бедар Маленькая сюита для органного дуэта: III Песня – IV Скерцандо.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Там же, на Ковенском, дом 7, но уже в субботу — 17 февраля, в 20 часов, все в том же цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», прозвучит концерт «Времена года – времена любви. Зима».

Концерт в последний месяц зимы, самый суровый и непредсказуемый, но…весна уже в пути.

Заслуженный артист России — скрипач Марк Таубе и лауреат международных конкурсов, органистка — Екатерина Маришкина приглашают вдохнуть свежий морозный воздух с Вивальди, согреться душой у камелька с Чайковским, прочувствовать ритмы Буэнос-Айреса с Пьяццоллой, закружиться в хороводе снежинок вместе с Золушкой Прокофьева, ощутить хрупкую ломкость льда во «Временах года» Глазунова и утонуть в бескрайних белых просторах суровой финской зимы вместе с Сибелиусом.

Антонио Вивальди, Петр Ильич Чайковский и Астор Пьяццолла. Три гения представляют абсолютно разные звуковые картины смены сезонов, погружая публику в невероятную ауру Европы, России и Латинской Америки. Расскажут эти невероятные истории скрипка и орган.

Одно из самых популярных классических сочинений в мире – «Времена года» Антонио Вивальди – цикл из четырёх скрипичных концертов в сопровождении струнного оркестра, к которому на протяжении веков обращались многочисленные музыканты, делая смелые и неожиданные аранжировки этого шедевра. Смена сезонов и состояний природы, а также человеческого настроения — главная тема знаменитого цикла рыжего аббата.

«Времена года» Чайковского, знакомые нам с детства, — музыкальный дневник композитора, зафиксировавший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы, объединенные в цикл из 12 характеристических картин для фортепиано.

Ностальгическая нотка прошедшего Рождества – фрагменты из любимого «Щелкунчика».

«Времена года» Пьяццоллы – это четыре больших танго. Великий Астор назвал свой цикл Cuatro Estaciones Porteñas, намекая словом Porteno на тех, кто обитает в тесноте узких улочек портовых кварталов Буэнос-Айреса, именно там, где зародилось аргентинское танго. Гениальные звуковые зарисовки из жизни обитателей окраин: любовь и одиночество, страсть и разлука в большом городе – именно об этом рассказывают знаменитые танго Пьяццоллы.

Времена года – времена любви. Встречаем весну под чудесную музыку!

Программа: Антонио Вивальди (1678–1741) Le quattro stagioni. L’Inverno (Зима) RV 297: Allegro non molto – Largo – Allegro, camminar sopra il ghiaccio; Петр Ильич Чайковский (1840–1893) Из цикла «Времена года»: 12 характеристических пьес для фортепиано оp. 37B: Январь. У камелька, переложение для скрипки и органа, Февраль. Масленица, переложение для органа, Симфония №1 «Зимние грёзы», часть II, переложение для скрипки и органа; Сергей Прокофьев (1891–1953) Фея зимы из музыки к балету «Золушка», переложение для органа соло; Александр Глазунов (1865–1936) Фрагмент из балета «Времена года»: Выход Зимы (Финал), переложение для органа; Астор Пьяццолла (1921–1992) Зима из цикла Cuatro Estaciones Porteñas. Invierno Porteño Ян Сибелиус (1865–1957) Финляндия, переложение для органа соло; Петр Чайковский Па-де-де Феи Драже и Принца Оршада из балета «Щелкунчик», переложение для скрипки и органа.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

И еще одним субботним концертом 17 февраля, в 20 часов 15 минут, станет концерт «От Вивальди до рок-хитов». Он состоится в Невской ротонде, в Центре искусства и музыки на Невском, дом 20.

Центр искусства и музыки на Невском 20 – уникальное культурное пространство. В XVIII столетии здесь, в самом сердце города, располагался голландский квартал, а историческое здание занимала Голландская реформатская церковь с роскошным органом Walcker, ныне радующим публику в Капелле Санкт-Петербурга. Сейчас в красивейшей ротонде здания установлен исторический голландский орган 1910 года мастера Марта Вермейлена, привезенный из Нидерландов в 2020.

Незабываемый зимний вечер в сопровождении струнного квартета «Quantum»Сабрина Прокопович (скрипка), Анна Ятагаи (скрипка), Михаил Лошаков (альт) и Маргарита Федосеева (виолончель) – надолго оставит самое прекрасное послевкусие.

Времена года – самое известное в мире сочинение харизматичного аббата, неподражаемого Антонио Вивальди прозвучит в окружении многочисленных, проверенных временем хитов. Два шедевра, созданные в одной из самых позитивных тональностей, ре мажоре, легендарная Ария из оркестровой сюиты Баха и Канон Пахельбеля, написанный к собственной свадьбе и прославивший его при жизни.

Праздничную атмосферу вечера подчеркнет знаменитая Маленькая ночная серенада Моцарта и бесподобная Итальянская полька Рахманинова.

Лирическая нотка концерта – Besame Mucho Консуэло Веласкес. Настоящая бомба – рок-хиты The Rolling Stones Paint it, Black и Queen Bohemian rhapsody, Don’t stop me now, Show must go on.

Времена года и рок-хиты – музыка для всех!

В программе: Антонио Вивальди (1678–1741) Цикл концертов «Времена года»: Зима (2, 3 части, переложение для струнного квартета); Иоганн Пахельбель (1653–1706) Канон; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Оркестровая сюита №3: Ария; Консуэло Веласкес (1916–2005) Besame Mucho; Сергей Рахманинов (1873–1943) Итальянская полька; Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Маленькая ночная серенада, The Rolling Stones Paint it, Black, Queen Bohemian rhapsody, Don’t stop me now, Show must go on.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

На следующий день в воскресенье — 18 февраля, в 16 часов, органные концерты продолжатся в Римско-католический храме Матери Божией Лурдской. Воскресным днем на Ковенском, 7 прозвучит «Молитва Баха».

Это очередная неординарная затея лауреата Международных конкурсов, органистки Марии Лобецкой, в программе которой в первую очередь представлены не обработки хоралов, которые непосредственно относятся к событиям литургического года, а светские сочинения, так или иначе отражающие христианский взгляд на мир великого мастера.

Открывающая концерт одна из самых популярных хоральных обработок Nun komm der Heiden Heiland (Приди, язычников спаситель) приурочена ко времени Адвента — важнейшего периода, знаменующего собой ожидание Рождества Христова.

Светом Рождества наполнен цикл Прелюдия и фуга ре мажор. Трагическую Прелюдию и фугу ми минор, написанную Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736 во время его пребывания в Лейпциге, часто называют «симфонией из двух частей» для органа в силу масштабов. Она вызывает ассоциации с периодом Великого поста. Фантазия соль мажор, написанная во французском стиле пронизана ощущением радости бытия, а грандиозная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор является символом святой Троицы. Три ее контрастных музыкальных эпизода олицетворяют Бога Отца, Сына и Святого Духа. Изначально сочинение не являлось единым двухчастным циклом, а было создано Бахом в качестве открытия и завершения «Органной мессы» – третьей части «Клавирных упражнений». Тем не менее, обе части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов, и тональность с тремя бемолями при ключе.

Финал концерта — цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Бахом в возрасте 24 лет, который является своеобразным предисловием ко всей великой органной истории композитора — масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически выверенной фугой.

Молитва Баха — откройте для себя новые истины в органной истории великого мастера.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Хорал Nun komm der Heiden Heiland BWV 659, Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532, Прелюдия и фуга ми минор BWV 548, Фантазия соль мажор BWV 572, Прелюдия и фуга ми бемоль мажор BWV 552, Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

Также в 16 часов, в воскресенье 18 февраля, но уже в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца — по адресу: 9-я Красноармейская, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт) — состоится концерт «Приношение Баху».

Знаете ли вы, что в сердце старого Петербурга находится действующий католический монастырь францисканцев с уютнейшей церковью и очаровательным внутренним двориком-патио? Неповторимая энергетика этого места просто создана для органных концертов, на которые мы вас приглашаем.

Приношение Баху. Орган-флейта-струнные. Знакомые мотивы лейпцигского кантора в неожиданных инструментальных составах.

Широкой публике Иоганн Себастьян наиболее известен как автор бесчисленных органных шедевров. Гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства, Бах охватил практически все существовавшие жанры, кроме оперы. Он объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Это протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Прослужив большую часть своей жизни в церкви, композитор создал множество духовных кантат для хора и барочного оркестра к разнообразным праздникам литургического календаря.

Непревзойденный мастер транскрипций, он сам перекладывал номера из кантат для клавесина, органа, а также для солирующего инструмента и клавира. Прозвучат сочинения как для разнообразных солирующих инструментов в ансамбле с органом, так и для органа в сопровождении струнного ансамбля. Исполнят их: Галина Перевязкина (флейта), Мария Буторина (скрипка), София Орлова (скрипка), София Ткаченко (альт), Маргарита Федосеева (виолончель) и Иван Мокшин (орган).Сюрприз концерта — сочинение участника концерта Ивана Мокшина Трио-сицилиана на русские темы.

Приношение Баху — один из интереснейших концертов февраля.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт для клавира и струнных №1 ре минор BWV 1052, 1ч, Трио-соната ре минор BWV 527, Соната для виолы да гамба и клавира №3 соль минор BWV 1029, Сюита для альта соло №1 соль мажор BWV 1007: Прелюдия- Аллеманда-Куранта, Иван Мокшин Трио-сицилиана на русские темы соль минор; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Соната флейты и клавира №1 си минор BWV 1030: I часть, Соната скрипки и клавира №1 си минор BWV 1014, Менуэт и Скерцо из оркестровой сюиты №2 си минор BWV 1067
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

И последним воскресным концертом 18 февраля, ровно в 19 часов, ставнет концерт в Центре искусства и музыки на Невском, дом 20. Здесь, в цикле концертов «Органные вечера в Голландском квартале», вы увидите и услышите «Ночь Пьяццоллы и лунный свет над Невой. Орган и саксофон».

Известная петербургская органистка — лауреат международных конкурсов Екатерина Маришкина и виртуозный саксофонист, лауреат международных конкурсов Константин Андреев в новой атмосферной программе. Вы заглянете в ночной клуб Буэнос-Айреса 60-х годов прошлого столетия и окунетесь в магию танго, ощутите неуловимое касание лунного луча на своей коже, в очередной раз вспомните неподвластную времени историю Ромео и Джульетты и не только.

«Танго было очень скучным, пока не появился я», — как-то обмолвился великий Астор Пьяццолла. Кто бы еще смог столь полно и захватывающе поведать о вековой истории жанра в уникальной сюите «История танго», четыре части которой рассказывают где, как именно и для кого звучало танго?

«Лунный свет» входит в топ сочинений великого французского импрессиониста Клода Дебюсси. Это третья часть Бергамасской сюиты, созданной под впечатлением поэзии не менее великого символиста Поля Верлена.

Иоганн Себастьян Бах –— вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы, наиболее известен широкой публике своими органными сочинениями, одно из которых — чудесная Пастораль. При жизни сам Иоганн Себастьян Бах не знал такой славы, которой достиг его старший и самый успешный сын Карл Филипп Эммануил. Гайдн и Моцарт считали его композиторский уровень недостижимым для себя. «Мы все дети, а он отец», – восторженно говорил о нём Моцарт.

Интрига вечера — исполнение органного концерта Мэтью Кэмиджа, мало известного в России. Уроженец Северной Англии, композитор и органист Кэмидж был известен своими блестящими органными импровизациями, свободно владел скрипкой и организовывал музыкальные фестивали. Его перу принадлежат 30 великолепных гимнов для сборника псалмов Уильяма Ричардсона.

Творческая жизнь выдающегося французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика Габриэля Форе, чья знаменитая Павана прозвучит этим вечером, проходила в эпоху масштабных исторических перемен, а в чертах его стиля переплелись особенности двух столетий. Вечная шекспировская тема — история Ромео и Джульетты — прозвучит в органной версии мирового хита, саундтрека Нино Роты к кинематографическому шедевру Франко Дзеффирелли.

Ночь Пьяццоллы и лунный свет над Невой — атмосферный воскресный вечер в голландском квартале Петербурга.

Программа: Бернардо Стораче (1637–1707) Ballo della battaglia; Мэтью Кэмидж (1734–1803) Concerto IV: Introduction – Fugue – Larghetto – March; Карл Филипп Эммануил Бах (1714–1788) Соната соль минор, переложение для сопрано-саксофона и органа; Иоганн Себастьян Бах (1675–1850) Пастораль: Alla siciliana – Allemande – Aria – Alla gigue; Клод Дебюсси (1862–1918) Лунный свет, переложение для сопрано-саксофона и органа; Алексей Шмитов (*1957) Ноктюрн; Габриэль Форе (1845–1924) Павана, переложение для сопрано-саксофона и органа; Нино Рота (1911–1979) A Time for Us; Астор Пьяццолла (1921–1992) История танго: Ночной клуб 1960, переложение для сопрано-саксофона и органа.
Концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.