Все для фронта, все для Победы!

Все для фронта, все для  Победы!
26 января
15:19 2024

Источники фото: дворцы-сады-парки.рф, tgc-1.ru

900 дней и ночей блокады стали тяжелым испытанием для всех жителей города на Неве. Работая из последних сил, невзирая на голод, холод и бомбежки приближали день освобождения Ленинграда от вражеской блокады, нашу общую Великую Победу, представители всех сфер деятельности – энергетики и транспортники, машиностроители и корабелы, металлурги и пищевики.

Подвиг энергетиков

Важнейшую задачу обеспечения электричеством осажденного города – жилых домов, социальных объектов, предприятий и воинских частей – решали ленинградские энергетики. Осенью 1941 года в Ленинграде заканчивались запасы топлива, остается лишь фрезерный торф. Но котлы городских электростанций не работали на этом виде топлива. В самые тяжелые месяцы блокады – ноябрь 1941-февраль 1942 года – работники Ленэнерго в кратчайшие сроки решают сложную техническую задачу по переводу части котлов тепловых электростанций на фрезерный торф. Использование местного топлива позволило обеспечить работу городского водопровода, важных военных объектов.

Успешно завершенная в декабре 1941 года Тихвинская операция Красной армии позволила начать восстановление Волховской ГЭС. Энергетики в рекордно короткие сроки установили гидроагрегаты, первые три из них начали вырабатывать электроэнергию в сентябре 1942 года. В труднейших условиях осенних штормов, под обстрелами и бомбежками вражеской авиации по дну Ладожского озера был проложен кабель, по которому электроэнергия передавалась с Волховской ГЭС в осажденный город. При прокладке подводного кабеля протяженностью 115 километров работники Ленэнерго использовали оригинальные технические решения.

Трудовой подвиг совершили и работники завода «Севкабель» в труднейших условиях – на заводе не было воды, пара, электричества — изготовившие более 100 километров кабеля (270 барабанов по 11 тонн каждый). Блокадный кабель, поднятый со дня Ладожского озера после войны, служит до сих пор: он проложен под тротуаром Невского проспекта.
Пуск Волховской ГЭС существенно улучшил обеспечение города электроэнергией, позволив, возобновить работу многих предприятий, лучше осветить больницы и госпитали, включить свет в трех тысячах жилых домов. Прорыв блокады в январе 1943 года и освобождение Петрокрепости позволили ленинградским энергетикам в апреле этого года ввести в строй новую сухопутную линию электропередач.

Более трех тысяч снарядов, несколько тысяч зажигательных бомб были сброшены на ленинградские электростанции, но вражеские бомбежки и обстрелы не достигли своей цели, благодаря самоотверженному труду энергетиков. При исполнении служебных обязанностей погибли 98 человек, 133 были ранены.
Многие инженеры, рабочие, служащие в свободное от работы время участвовали в подразделениях МПВО: вели наблюдение, гасили зажигательные бомбы, под руководством пожарных участвовали в тушении пожаров, оказывали медицинскую помощь пострадавшим, восстанавливали разрушенные линии освещения, связи, водопровода. Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады позволило энергетиками приступить к решению новой масштабной задачи – восстановлению энергетического хозяйства города, устранению разрушений и повреждений, нанесенных войной.

Первый трамвай

Одним из результатов самоотверженного труда, как энергетиков, так и работников трамвайных парков блокадного Ленинграда стало восстановление трамвайного движения. И первый трамвай, прошедший по городу после блокадной зимы, стал одним из символов блокадных дней, несгибаемого духа Ленинградцев. Трамвайное движение в городе прервалось в декабре 1941 из-за дефицита электроэнергии. И его восстановление было для ленинградцев вопросом жизни. Трамвай оставался единственным видом городского транспорта для жителей города ленинградцев, многие из которых, ослабев от голода не могли нормально передвигаться. И работники Трамвайно-троллейбусного управления Ленинграда (ТТУЛ) — ныне ГУП «Горэлектротранс» — самоотверженно восстанавливали поврежденные снарядами рельсы, контактную сеть.

Самоотверженный труд ленинградских трамвайщиков, нередко работавших под обстрелами, позволил сохранить страшной зимой 1941-42 годов инфраструктуру городского электротранспорта. Уже 7 марта н по улицам города прошел первый грузовой трамвай. Такие трамваи широко использовались для уборки города после прошедшей зимы. А 15 апреля вышел на линию первый пассажирский трамвай.

В этот день председатель Областного комитета Профсоюза рабочих городского электротранспорта Алексей Арсеньевич Воробьев и начальник Трамвайно-троллейбусного управления Михаил Хрисанфович Сорока побывали во всех трамвайных парках, поздравив рабочих и служащих с общей трудовой победой. Профсоюзный лидер остался в памяти работников трамвайных парков как человек, делавший все возможное для того, чтобы облегчить жизнь работников трампарков в дни блокады, внесший огромный вклад в восстановление трамвайного движения.

В ноябре 1948 года Алексей Воробьев возглавил Обком Профсоюза рабочих коммунального хозяйства, в который влился Профсоюз рабочих городского электротранспорта. На этом посту он трудился до 1954 года, проявив себя квалифицированным профсоюзным работником, умелым руководителем.
А руководитель ТТУЛ Михаил Сорока в послевоенные годы станет автором книги «Фронтовой трамвай», рассказывающей о трудных и героических буднях работников городского пассажирского транспорта в осажденном Ленинграде.

На верфях под огнем

Судостроение – отрасль, родившаяся вместе с нашим городом. И ленинградские корабелы внесли свой огромный вклад в защиту города, победу над врагом. В предвоенные годы город на Неве занимал ведущее место в судостроении страны. С его стапелей в этот период сошла на воду большая часть судов отечественного военно-морского флота. С началом войны и блокады главной задачей ленинградских судостроителей становится ремонт судов, поврежденных во время военных действий и переоборудование гражданских судов в военные, а также выполнение других заданий фронта.


Только за период с 22 июня 1941 года по 1 января 1942 года корабелы передали ВМФ 280 кораблей, катеров, судов и плавсредств, выполнили аварийно-боевой ремонт на 138 кораблях и судах, установили различное вооружение на 119 кораблях. За этот же период судостроители изготовили 4 бронепоезда, 13 бронемашин, более 1000 броневых дотов, выпустили 1155 лафетов к полковым пушкам, 65 тысяч авиабомб, 109 тысяч мин, свыше 278 тысяч деталей для танков. Также на судостроительных заводах была построена большая часть сыгравших важную роль в обороне города железнодорожных батарей, вооруженных 130-мм морскими орудиями и 37-мм зенитными пушками.

Судостроители выполняли поставленные задачи, невзирая на голод, морозы постоянные артобстрелы и налеты вражеской авиации. Особенно трудные условия сложились на заводе им. А.А.Жданова (ныне «Северная верфь»), территория которого оказалась в непосредственной близости от переднего края. Но, преодолевая все трудности, коллектив завода восстанавливал эсминцы, получившие повреждения в боях.Балтийский завод летом и осенью 1941 года после устранения серьезных боевых повреждений вернул морякам линкор, крейсер и 6 эсминцев. Зимой 1941-1942 годов балтийцы вновь отремонтировали линкор, 2 крейсера, 6 эсминцев и 5 подводных лодок.

Неоценимый вклад внесли ленинградские судостроители и в работу легендарной Дороги жизни. Весной 1942 года на пустынном берегу Ладоги в бухте Гольсмана всего за два с половиной месяца была сооружена временная верфь, на которой построили 14 стальных барж. Первую баржу создали за 20 дней, а остальные сначала за 10, а затем и за 6 дней при довоенной норме 3-4 месяца! К осени 1942 года на Ладоге вошли в строй 115 самоходных тендеров и плашкоутов, принимавших по 15-25 тонн груза, и один большой самоходный тендер на 100 тонн. О героическом труде ленинградских корабелов в страшные дни блокады рассказывает изданный в 1986 году сборник очерков «На стапелях под огнем».

Ижорский завод, ижорский батальон

В августе-1941 год около 6 тысяч работников расположенного в городе Колпино Ижорского завода вместе оборудованием были эвакуированы на Урал и в Сибирь. В восточные районы страны перевезли трубопрокатный стан, оборудование ТЭЦ и строящихся цехов. Линия фронта вплотную приблизилась к заводу, часть оборудования и сотрудников были переведены на другие предприятия Ленинграда. На заводе оставался 1081 работник – остальные были эвакуированы, ушли на фронт или в народное ополчение.
29 августа в Колпино разорвался первый вражеский снаряд, вскоре было прервано железнодорожное сообщение с Ленинградом, а единственным источником электроэнергии стала старая гидроэлектростанция, минимально обеспечивавшая потребности производства в электроэнергии. Позднее ее дополнил дизель-генераторный поезд. Уже в июле 1941 все оставшиеся на заводе были переведены на казарменное положение.

< Ижорцы продолжали работать для фронта, для Победы. Конструкторы разработали технологию производства небольших печек, «кошек» для растаскивания проволочных заграждений, металлических саночек для транспортировки раненых, лыж для перевозки миномётов и термосов с пищей, саней-волокуш, водогреек, чайников. Один из цехов с середины 1942 года перешёл на выпуск реактивных и шестидюймовых снарядов, броневых башен для дотов, ручных насосов для откачки воды из траншей и окопов. В 1943 году завод выпускал бронированные рубки и корпуса тральщиков и охотников для Балтийского флота.

С первых дней войны женщины заменяют мужчин, ушедших на фронт. Для них начали работу курсы станочников, слесарей, машинистов кранов. Весной 1942 года на завод пришли подростки. Ослабленные голодной зимой, потерявшие близких, они умоляли взять их на работу и прилежно осваивали рабочие специальности под руководством опытных рабочих, еще до войны ушедших на пенсию. В летом-осенью 1942 года на заводе трудились 1102 человека, из них 663 женщины и 302 подростка. О том, в каких условиях приходилось работать ижорцам, красноречиво говорит одна цифра. За годы блокады на территорию завода упало 127 тысяч мин, снарядов и авиабомб.

Особого рассказа заслуживает Ижорский батальон, сформированный из работников завода в середине сентября 1941 года. В момент создания в его рядах было 1300 человек, а к концу сентября – 1400. В течение всей блокады он вместе с частями регулярной армии стойко держал оборону на окраине родного города, защищая и свой завод. Первым командиром его стал лейтенант В.С. Кудрявцев, до войны – инженер Ижорского завода. А комиссаром стал председатель завкома (профкома) Г.Л.Зимин.

Батальон вписал немало славных страниц в историю обороны Ленинграда, участвуя во всех боя в районе Колпина. Считалось, что в нём служат лучшие снайперы всего Ленинградского фронта. Самый результативный — Николай Залеский — записал на свой счёт 115 солдат и офицеров противника. После освобождения Ленинграда от вражеской блокады батальон участвовал в боях за Псков. О подвиге бойцов-ижорцев рассказывает снятый в 1972 году на киностудии «Ленфильм» художественный фильм «Ижорский батальон».

(Продолжение следует)

Источники фото: дворцы-сады-парки.рф, tgc-1.ru

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.