Токарь, слесарь, кузнец, инженер…

Токарь, слесарь, кузнец, инженер…
23 января
14:09 2024

27 января — День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
:

27 января мы празднуем восьмидесятую годовщину полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Этот день в городе на Неве называют Ленинградской победой. Свой весомый вклад в победу над врагом внес Ленинградский Металлический завод, известный своей уникальной продукцией – паровыми, газовыми и гидротурбинами для энергетики. В течение всех 900 дней блокады ЛМЗ работал для фронта, выпуская танки, бронепоезда, снаряды и другую продукцию, необходимую для армии. Люди трудились на пределе своих сил по 12-14 часов, постоянно перевыполняя задания, нередко умирая на рабочем месте от голода, обстрелов и бомбежек. Память о них хранит сегодняшнее поколение турбостроителей.

22 июня 1941 года на территории завода проходит наскоро подготовленный митинг. Участников было немного – большинство оставалось на рабочих местах. С первых дней войны завод переориентируется на выпуск военной продукции – снарядов, шанцевого инструмента, финских ножей, корпусов для мин, деталей для пушек. В ускоренном темпе рабочие и инженеры осваивают выпуск сварных корпусов и башен тяжелых танков. На фронт уходят 3 тысячи работников, многие – добровольцами. Летом 1941 года 1300 работников ЛМЗ и 400 воспитанников ремесленного училища участвуют в строительстве оборонительных сооружений в районе Гатчины, Красного Села, сел Толмачево, Антропшино, Васкелово.

8 сентября замкнулось кольцо вражеской блокады. В этот день ЛМЗ впервые был подвергнут атаке с воздуха – 11 «зажигалок» упали на крышу одного из цехов. Воздушные тревоги стали постоянными, вой сирены иногда раздавался по несколько раз в день, гремели выстрелы зенитных пушек, установленных на крыше гидротурбинного цеха. В ночь на 3 октября 1941 года бомбардировка продолжалась семь часов, горели жилые дома на Кондратьевском проспекте и Арсенальной улице. Вражеские бомбы унесли жизни шести заводчан.
Осенью 1941 на Ленинградский Металлический было перевезено оборудование и переведены специалисты с Кировского завода, работа на котором стала невозможной из-за постоянных обстрелов. ЛМЗ осваивает ремонт тяжелых танков и производство новых. Из цехов завода выходят бронепоезда, железнодорожные артиллерийские транспортеры – тяжелые орудия, установленные на железнодорожных платформах.

Поздней осенью 1941 года металлисты, как и другие ленинградцы, узнали, что такое голод. С 20 ноября в городе устанавливается знаменитая блокадная хлебная норма: рабочим – 250 грамм, всем остальным – 125 грамм. Через два дня начала работу Дорога жизни, и 25 декабря нормы были повышены: рабочим 500 грамм, служащим – 400, всем остальным –200. В начале ноября ударили первые морозы, а зима 1941-42 годов вошла в историю как одна из самых холодных в истории города. В этих условиях, невзирая на голод, морозы и бомбежки, совершал свой трудовой подвиг коллектив одного из старейших заводов нашего города.

Завод действовал, хотя зимой 1941-42 годов были дни, когда в гидротурбинном цехе, собиравшем танки, выходили на смену лишь 225 человек из 1365 рабочих и служащих. Заводской стационар был переполнен больными дистрофией. Но люди работали по 12-14 часов, а перевыполнение сменных заданий стало фактически нормой. Ослабевшего от голода бригадира сборщиков Ф.В. Задворного на танк поднимали привязанным к креслу при помощи мостового крана. Бригады металлистов также выезжали на фронт, ремонтируя танки непосредственно на поле боя, восстанавливали орудия на кораблях Балтийского флота. Танки, вышедшие из цехов ЛМЗ, сражались не только на подступах к Ленинграду – по льду Ладоги их переправляли и на Волховский фронт.

Сегодня, в канун Ленинградской победы, вспомним имена некоторых из тех, кто совершал свой трудовой подвиг в цехах Ленинградского Металлического. Рубщик цеха металлоконструкций С.А. Алексеев, работавший на заводе с 1927 года, ежедневно выполнял две нормы до дня своей смерти в 1942 году. А.Д. Коршунова заслуженно считали лучшим сварщиком Ленинграда. Применяя при сварке мин приспособление собственной конструкции, он довел производительность до 32 дневных норм. Его труд был отмечен медалью «за оборону Ленинграда» и орденом «Знак почета».

Начальник гидротурбинного цеха А.Ф Соколов в 1941-44 годах исполнял обязанности уполномоченного от завода по ремонту танков на фронте, в 1942 году был награжден орденом Красной Звезды. Начальник производства в 1942-44 годах И.О Смольчевский руководил производством бронепоездов, артиллерийских железнодорожных транспортеров участвовал в монтаже морских и береговых батарей. За усовершенствование процесса производства вооружений руководитель был удостоен Сталинской премии.

Летом 1942 года из ворот завода вышел танк с надписью «Танкистам Ленинградского фронта от женщин Ленинграда». Боевая машина стала подаркам воинам от женской бригады, которую возглавляла Ирина Булыгина. Рассказывая о тех днях, нельзя не вспомнить и о тихом подвиге работников заводского детского сада. От дистрофии умерли медсестра и одна из воспитательниц, но остались живы все 120 детей, которых даже в самые тяжелые дни кормили четыре раза в день. А в суровом январе 1942 года детей ждал прекрасный подарок – новогодняя елка.

Праздничный митинг прошел на территории завода 18 января 1943 года, когда кольцо блокады было прорвано. А год спустя – 27 января 1944 года залпы 324 орудий салютовали полному освобождению города на Неве от вражеской блокады. Война продолжалась, но завод готовился к возвращению к мирной жизни, к выпуску своей уникальной продукции – турбин для энергетики. Еще в апреле 1943 было принято решение об организации выпуска на предприятии паровых турбин высокого давления и мощных гидротурбин. Голод, холод и бомбежки унесли жизни 3021 работника из шести с половиной тысяч трудившихся на заводе в дни блокады. И уже в августе 1944 года вышел приказ директора ЛМЗ об увековечивании памяти погибших в годы блокады. А в декабре была торжественно открыта мраморная мемориальная доска, выполненная по проекту известного ленинградского архитектора А.И. Гегелло. В двадцатую годовщину Победы перед ней был зажжен вечный огонь.

«Токарь, слесарь, кузнец, инженер… Не в открытом бою им выпала тяжкая доля — а лютой голодной смертью, от вражьих снарядов и бомб. Но пали они как солдаты, как храбрые воины, приблизив победу в самой кровавой из войн», — гласит мемориальная доска памяти, установленная в 2007 году на Пискаревском ладбище. Здесь в дни блокады обрели вечный покой многие работники ЛМЗ. Около 800 человек, умерших в первые месяцы войны, были похоронены в братских могилах Богословского кладбища.

«В военные годы профком делал все, чтобы поддержать работников, помочь решить социальные вопросы. Это, к примеру, устройство детей работников в детские сады, которых при заводе было несколько. Если человек не выходил на работу, члены профкома приходили на дом, узнавали, жив или нет. Именно благодаря профкому сегодня мы можем поименно назвать всех металлистов, трудившихся на заводе и умерших в дни блокады», – рассказывает председатель первичной профсоюзной организации Ленинградского Металлического завода Виталий Артюхин. В памятные дни профком совместно с администрацией организует возложение цветов на Пискаревском и Богословском кладбищах, к мемориальной доске на территории завода, митинги и традиционную спортивную эстафету, приуроченную к Дню Победы.

И сегодня металлисты готовятся к празднованию 80-летия освобождения города от вражеской блокады. В канун праздника, 26 января, на территории завода пройдет митинг и возложение цветов к стеле, посвященной металлистам, жизни которых унесла блокада. В этот день для молодежи и ветеранов-блокадников будет организована экскурсия на «Ленфильм», где открыта экспозиция, посвященная блокадным дням. А непосредственно 27 января делегация Ленинградского Металлического возложит цветы на Пискаревском мемориальном кладбище к стеле, посвященной работникам ЛМЗ и к братской могиле на Богословском кладбище. Заводские спортсмены примут участие в традиционном забеге по Дороге жизни. А 8 февраля заводская молодежь посетит музей «Ленрезерв».

Источник фото: Люди, машины, знания, Санкт-Петербург, 2007, по материалам Музея ЛМЗ

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.