Территория чистого искусства

В Северной столице завершился XXX — юбилейный — фестиваль негосударственных театров и театральных проектов «Рождественский парад». Как всегда, его цель поддержать творческие коллективы, которые рискнули в наше трудное время стать кузнецами своего творческого успеха. Именно поэтому, по словам неизменного председателя жюри фестиваля — заслуженного артиста России Михаила Морозова, в этих театрах сегодня вершится подлинное искусство. Известный актер подвел итоги юбилейного фестиваля в интервью интернет-газете «Площадь Труда» — многолетнего информационного партнера Фестиваля.
— Михаил Леонидович, почему именно Вы уже 10 лет возглавляете фестивальное жюри? Чем стал для Вас «Рождественский парад»?
— Когда административный директор Дома актера Вадим Кожевников предложил мне возглавить жюри Фестиваля я удивился: — зачем, что мне это даст? Но своим актерским нюхом понял — что-то да даст. С тех пор, эти фестивальные 10 дней — единственные, когда я смотрю сразу 20 спектаклей кряду. Я рад, что принял это предложение, потому как ясно понимаю то, ради чего существует наш Фестиваль, в чем его миссия.
— И в чем же она?
— Помочь негосударственным театрам выжить и развиваться. Не случайно наш девиз: «Начинайте — мы вас поддержим!» Наши дипломы сегодня помогают театральным коллективам получать поддержку местных властей. Прошедшие десятилетия сделали наши скромные дипломы чем-то вроде статуэтки Оскара — фигурка простенькая, а кое-чего стоит (смеется). Многие из тех, кто начинал у нас, сегодня стали известными актерами и режиссерами.
Интересно и то, что при обширной географии нынешнего фестиваля более трети — это наши постоянные участники, многие из них неоднократно становились нашими победителями и призерами. Наверное, это не случайно.
— С чем фестиваль пришел к своему тридцатилетию?
— Начну с того, что театральных фестивалей с такой долгой жизнью в России почти нет. Наш фестиваль не просто долгожитель, но, что невероятно, он пережил пандемию в обычном формате: мы не уходили в онлайн! Мы сохранили и его международный статус. Каждый раз у к нам приезжает театр хотя бы из одной страны ближнего или дальнего зарубежья. Был Израиль, была Южная Корея, Азербайджан. В этом году на фестивале сыгран был российско-китайский спектакль.
Число «30» производит сильное впечатление на участников. Благодаря команде, которая работает уже десять лет (а наши люди — просто чудо!), то есть треть всей жизни «Рождественского парада», у нас полные залы. Это не фестиваль для жюри. Это знают зрители, это знают и участники. На нашем «Параде» очень мало «понтов», но много сути.
У нас, знаете ли, не густо денег. И это, как не странно, помогает решать все вопросы. Просто, по-деловому. Например, в этом году наше традиционное открытие в Доме актера мы решили украсить музыкой. Оставалось найти энтузиаста… И он нашелся — дирижер Максим Вальков, руководитель камерного оркестра культурного центра «Троицкий», дирижер-постановщик театра «Санкт-Петербург Опера». Талантливый, элегантный дирижер, а в его оркестре одни женщины. Это было чудо — малыми силами сделали красивое открытие, за которым следовал не менее прекрасный спектакль театра «Закулисье» из Ленинградской области «Мой путь». Они в конце получили один из дипломов «За лучший спектакль».
— И в чем суть? Ведь небольшому негосударственному театру всегда очень трудно, а в наши дни порой приходится не жить, а выживать…
— Да, у таких театров нет гигантских бюджетов. Но эти люди занимаются искусством как таковым, вкладывая свои деньги, отдавая свое время, абсолютно бескорыстно. Только переставьте, что значит — привезти декорации, к примеру, из Южно-Сахалинска в Санкт-Петербург?! Такие театры — тот самый котел, в котором «варится» настоящее искусство. Именно в таких театрах рождаются подчас спектакли, которые бы украсили сцену любого столичного театра!
Например молодежный театр «Круг-2» из Краснознаменска Московской области у нас уже второй раз. А я и города такого не знал. В этом году они получили гран-при за моноспектакль «О вреде табака». Это было гениально, без преувеличения. В прошлом году они привезли «Обломова», и я не видел лучшего «Обломова». Режиссер Андрей Ведмецкий. Это фантастика! Это то, что должно бы войти в учебник актерского мастерства, да и режиссерского тоже.
Фрагмент спектакля «О вреде табака» (фото пресс-службы фестиваля «Рождественский парад»).
За последние 10 лет, с каждым годом, все больше и больше подается заявок на фестиваль. В этом году наш экспертный совет отсмотрел 70 спектаклей и отобрал из них лишь 20. То есть диплом участника у нас чего-то да стоит. Кстати, эскиз диплома разработал выдающийся театральный художник, живописец, график — Эмиль Капелюш.
— И как же определяете победителей и призеров?
— Из 20-ти участников мы должны отобрать 10 лучших. Не больше, чтобы не девальвировать награды. При этом у нас изначально нет номинаций — мы смотрим на качество, и если есть два — три моноспектакля, то в процессе образуется номинация «Моноспектакль» , также и с пластическими спектаклями, и так далее.
Особая тема — гран-при. Это то, что понравилось всему жюри, до такой степени, что мы даже не обсуждаем, не голосуем. Обладателем гран-при может быть как спектакль, так и работа актера, либо лучший дуэт, сценография, что угодно. И все 10 лет у нас есть гран-при.
Голосовать и спорить начинаем после того, как гран-при уже присужден. В этом году у нас сложилась номинация «Лучший спектакль», причем их сразу два: уже упомянутый «Свой путь» Театра «Закулисье» из поселка Александровская Ленинградской области и «Трагедия рока», поставленный в «Театральной лаборатории» под руководством Вадима Максимова. В номинации «Лучший актерский ансамбль» лауреатом стал «Народный театр» из Выборга со спектаклем «Не покидай меня». Еще одна интересная номинация — «Лучший пластический спектакль». Здесь победа досталась архангельскому театру танца «М’Арт», который привез спектакль «Сказка «Быль». «Лучшими дуэтом в пластическом спектакле» был признан дуэт актеров Антона Логинова и Михаила Васильева в спектакле «Идиот2» (Перформанс-группа «Омлет для любимой женщины» из Великого Новгорода.
Фрагмент спектакля «Трагедия рока» (фото пресс-службы фестиваля «Рождественский парад»).
Иногда победителя помогает определить случай. Так, в этом году по объективным причинам внезапно отменилось выступление театра кукол из Перми «Карабаска». Надо было срочно чем-то или кем-то его заменить. И этим «кем-то» стал настоящий художник — мастер моноспектакля Андрей Балашов с восстановленным недавно моноспектаклем «Скоморох Памфалон» по произведению Николая Лескова. В результате именно этот спектакль и был признан лучшим в своей номинации.
Фрагмент спектакля «Скоморох Памфалон» (фото пресс-службы фестиваля «Рождественский парад»).
Да, у нас в жюри иногда бывают серьезные споры, но они — приятные, ибо спорим не потому, что надо кого-то «дотянуть» до диплома, а потому, что лучших — много. От всего этого веет чистым, настоящим искусством. Это говорит о том, что зачастую в таких театрах актеры, даже не имея актерского образования, играют лучше и профессиональнее, честнее и бескорыстнее.
— Но в чем причина? У нас же была и, надеюсь, есть великая театральная школа?
— Сегодня граница между профессиональным и народным театром очень зыбкая. Порой, на сцену выходят артисты, которые не учились ни где, но играют так, как не играют в профессиональных театрах. Я вижу такую режиссуру, от которой дух захватывает. Но и этот режиссер ни где не учился. В этом вовсе не виноваты профессиональные театры.
— В чем же дело?
— Ранее самой уважаемой профессией в театральном мире был театральный педагог. Эти люди сами не играли, и не ставили. Они только учили, но это были гении. Да, за это им совершенно справедливо государство платило очень хорошую заработную плату. Но вот в 90-е годы все это рухнуло, и по-настоящему талантливые люди не идут в театральные педагоги. Рухнула профессия педагога — рухнуло актерское мастерство. Исключения, конечно, есть, но это только исключение. В результате энтузиасты творят порой лучше профессионалов.
— Однако вернемся к Фестивалю. «Рождественский парад» уникален не только своими участниками, но и зрителем, о чем уже много сказано. Кто он — нынешний зритель?
— Как председатель жюри, я напомню слова моего учителя, опять же, великого театрального педагога, профессора Аркадия Иосифовича Кацмана: мы с критиками говорим на разных языках. Но наши — фестивальные — критики хорошо чувствуют реакцию зала. В оценке спектаклей, особенно лучших, мы совпадаем со зрителями. Иногда, правда, но редко, бывает и расхождение, но в главном и основном мы все-же едины.
Наш зритель буквально воспитан фестивалем. Я постоянно приглядываюсь к нему вижу, что это настоящая театральная публика. Они приводят своих знакомых, детей, внуков. Среди них нет случайных людей. Важно, что есть и такие зрители, которые уже идут на определенные коллективы — это очень хорошо.
— И в заключение о том, каким Вам видится будущее негосударственных театров, а также самого «Рождественского парада»?
— Они будут жить, создаваться, держаться, распадаться, переходить в иное качество. С ними будет все то же, что и в человеческой жизни. Но я убежден, что мы переживаем конец эпохи репертуарного театра, как не грустно. Почему это так — это отдельный очень сложный разговор. В такой ситуации, небольшие негосударственные театры становятся теми самыми «углами», в которых по слову замечательного критика и писателя Татьяны Москвиной, сегодня и «живет искусство».
Надеюсь, «Рождественский парад» будет жить еще очень долго, как благодаря поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга, так и благодаря таким неравнодушным людям, как замечательная актриса и депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Анастасия Мельникова, которая очень много делает для нас. Ну а в творческом плане будущее фестиваля непредсказуемо. Всегда сюрпризы и вот это-то жутко интересно.
На фото вверху — заслуженный артист России Михаил Морозов во Дворце Труда.
Екатерина Ионас — драматическая актриса в «Кукольном формате»
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий