Планы на выходные? — Свидание с «королем»
На этих выходных в Петербурге можно будет увидеть «Улыбки ангелов», а также «Отражения» Иоганна Себастьяна Баха и «Вспышку радости», услыхав при этом «небесные колокола». А еще можно перенестись в «Органную Францию» и побывать «Между Германией и Британией». Его величество — орган и его свита — талантливые и известные музыканты как всегда будут играть под сводами католических храмов Северной столицы…
В пятницу — 24 ноября, в 19 часов 30 минут, в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу: улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», прозвучит концерт «Ave Maria и улыбки ангелов».
Чудесная программа Натальи Часовитиной (сопрано )и Аллы Морозовой (орган), в которой объединятся голос и орган, страны и столетия.
Аve Mariа — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. Ave Maria давно вышла за рамки церковного пространства, а к нескольким сотням сочинений, созданных на этот текст, постоянно продолжают присоединяться новые, написанные в наши дни. В концерте прозвучат шедевры первого немецкого романтика Шуберта и Сен-Санса, одного из самых значимых музыкантов в сфере искусства Франции второй половины XIX века. Французскую линию продолжат сочинени Александра Боэли и Луи Вьерна.
Боэли оставался верен прекрасной эпохе барокко и безуспешно пытался продвинуть её наследие. Блестящий талант музыканта, который не оценили при жизни, был отмечен великим органистом и композитором Сезаром Франком.
Гениальный композитор и органист Луи Вьерн почти сорок лет прослужил титулярным органистом Собора Парижской Богоматери. Непревзойдённый виртуоз и импровизатор, он прославил французскую органную школу во всем мире, не только концертируя в Европе, США и Канаде, но и воспитав многочисленных успешных учеников. В органном наследии этого мастера преобладают два жанра: симфония и программная пьеса. Прозвучит одна из частей Первой органной симфония и номер из удивительного вокального цикла «Ангелы», в котором объединены образы ангелов утреннего, полуденного и вечернего.
Сольный орган также представлен творениями Баха и Мендельсона. Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Верным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием.
Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор-романтик, творивший в самых разнообразных жанрах, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауза и заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха. Признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, он возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Сюрприз вечера — красивейший вокальный цикл «4 серьёзных песнопения» неизвестного в России композитора Карла Лоренцо.
Ave Maria и улыбки ангелов — музыка небес.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия ре мажор BWV 532/I; Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria ля мажор, Ave Maria си-бемоль мажор; Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Прелюдия и фуга ре минор, ор. 37; Карл Лоренцо (1880–1965) Вокальный цикл «4 серьёзных песнопения» ор. 58: I. Мой лунный свет II. Божий мир III. Будь спокоен IV. Ты хочешь жить во тьме; Александр Боэли (1785–1858) Andante con moto ор.18 №1; Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria; Луи Вьерн (1870–1937) Les angelus op. 57: I. Au matin II. A midi III. Au soir, Финал из органной симфонии №1 ре минор ор. 14.
В этот же день — пятницу 24 ноября, ровно в 20 часов, в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», состоится концерт «Вспышка радости и небесные колокола: шедевры французской органной музыки». За органом виртуозная органистка нового поколения Аида Глухова.
Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа и продолжают поражать богатством звучания по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это и последующее время множество органных шедевров. Александр Гильман – выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки, в творчестве которого органные сонаты занимают особое место. Сочинения таких композиторов как де Гриньи, Клерамбо, Маршан обрели известность благодаря его энтузиазму. Музыкант был инициатором открытия двух крупнейших учебных учреждений: Schola Cantorum de Paris – частная консерватория в Париже, основанная в противовес Парижской консерватории с акцентом ее на оперу, и Органная школа Гильмана в Нью-Йорке. Основная часть его органных сочинений собрана в 18 сборниках под названием «Пьесы в различных стилях».
Марсель Дюпре – выдающийся композитор и исполнитель, известный не только своими интереснейшими опусами, но и серией из 20 концертов, на которых он исполнил все органные сочинения Баха наизусть. Ученик великих органных мэтров – Гильмана, Видора и Вьерна. Органный дебют вундеркинда состоялся в возрасте восьми лет, а за свою долгую жизнь он с головокружительным успехом гастролировал в многочисленных странах Европы, а также в Австралии, Канаде и Америке.
Творчество одного из величайших музыкантов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви. Четыре части опуса «Вознесения» отражают ключевые факты-состояния Библейской истории: небесное – «величие Христа» перед тем, как исполнить своё предназначение; земное – «душа, жаждущая небес»; земное и небесное – «вспышка радости души пред лицом Славы Христа»; и, наконец, снова небесное – «вознесение Христа к Отцу».
Эрмен Бонналь – композитор, органист и дирижер, ученик Гильмана и Турнемира. Благодаря его усилиям и энтузиазму был восстановлен ряд исторических органов Франции. Преемник Шарля Турнемира в базилике Святой Клотильды в Париже, где установлен один из лучших органов Кавайе-Коля, он писал музыку в самых разных жанрах.
Наш выдающийся современник Тьерри Эскеш наряду с органной музыкой создал десятки сочинений, включая симфоническую, камерную, вокальную музыку. Страстный поклонник кинематографа, музыкант импровизировал на органе и фортепиано во время показов немых фильмов «Призрак оперы» и «Метрополис.
Немецкий гость вечера – Макс Регер, чье 150-летие отмечается в этом году. Творивший в разных стилях композитор создал более двухсот шедевров для Короля инструментов. Интродукция и пассакалья – одно из наиболее играемых и популярных сочинений композитора несмотря на то, что оно было создано в ранний период творчества. Именно. Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени.
Вспышка радости и небесные колокола небе – одно из ярчайших событий музыкального ноября.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Программа: Оливье Мессиан (1908–1992) Transports de joie… (Вспышка радости) из цикла «Вознесение»; Макс Регер (1873–1916) Pastorale, Benedictus, Melodia op.59; Марсель Дюпре (1886–1971) Прелюдия и фуга си мажор op.7 №1; Александр Гильман (1837–1911) Пьесы в различных стилях: Communion (Причастие) op.15 N.1, Elevation (Вознесение) op.25 N.2 10; Джозеф-Эрмен Бонналь (1880–1944) Баскские пейзажи: La Vallee du Behorleguy, au matin, Le Berger d’Ahusquy, Cloches dans le ciel, Тьерри Эскеш (1965) Evocation II.
Органнные концерты на Ковенском, дом 7 пройдут в субботу и в воскресенье. Так, в субботу — 25 ноября, в 20 часов, здесь будет дан концерт «Бах. Отражения».
Любимая публикой популярная органистка Мария Вяйзя, известная своими яркими и самобытными программами, приглашает в очередной раз погрузиться в феномен баховского космоса.
Гениальная музыка Иоганна Себастьяна Баха востребована и актуальна среди музыкантов и благодарной публики во все времена. Великое множество композиторов разных стран и эпох неизменно обращались и обращаются к его творчеству, не только используя прямое цитирование, но и прибегая к самым дерзким и неожиданным экспериментам. Бах жил в неизменном в альянсе с органом, создав для него плеяду шедевров — от миниатюрных хоральных прелюдий до развернутых масштабных циклов. В репертуаре каждого органиста присутствие Баха — неизменно. Наибольшей популярностью у публики пользуются органные концерты, где звучит музыка Баха, причём иногда в самом неожиданном соседстве. В этот вечер Иоганн Себастьян встретится с неугомонным венецианским аббатом Антонио Вивальди, гениями французского романтического органа и непревзойденным фортепианным виртуозом, великим композитором-романтиком Ференцем Листом, который, кстати, превосходно владел органом и написал для него ряд знаковых сочинений. Наряду с оригинальными сочинениями Иоганна Себастьяна, прозвучат и многочисленные музыкальные «отражения».
Основательно изучив творчество Антонио Вивальди, Бах создал целую череду гениальных органных транскрипций его струнных концертов, которые прочно укоренились в репертуаре органистов, а публика нередко приписывает ряд этих шедевров именно Баху, а не Вивальди. Титан симфонического органа, родоначальник жанра органной симфонии Шарль-Мари Видор создал уникальный цикл Bach’s Memento, где многочисленные опусы самого Иоганна Себастьяна, написанные для различных инструментальных составов, засверкали новыми гранями. Баховская Симфония из Кантаты №29 также известна в качестве Прелюдии из ми мажорной Партиты для скрипки соло, и это неудивительно — ведь Бах любил создавать не только транскрипции опусов полюбившихся ему композиторов, но… и своих собственных.
На этот раз она прозвучит в органной версии выдающегося композитора и органиста Марселя Дюпре, органный дебют которого состоялся в возрасте восьми лет. За свою долгую жизнь он с головокружительным успехом гастролировал по многочисленным странам мира и дал две серии по десять концертов, включавших все органные сочинения Баха, которые исполнил наизусть. Изюминка вечера — Адажио из скрипичной сонаты Баха в органной версии Ференца Листа.
Финал концерта — один из ранних шедевров Баха — Пассакалия, в которой две отдельные темы сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место.
Бах. Отражения — загляните в звучащие зеркала!
Программа: Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт до мажор («Великий Могол») BWV 594: I – Recitativo. Adagio – Allegro; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга до минор BWV 537, Хоральная обработка Dies sind die heilgen Zehn Gebot (Вот десять заповедей Господних), BWV 678, Шарль-Мари Видор (1844–1937) Из цикла Bach’s Memento (Памяти Баха): Ария, Иоганн Себастьян Бах – Георг Фьелрад (*1954) Хорал Jesu bleibet meine Freude (Иисус – моя радость) из Кантаты N147 BWV 147, Сицилиана из Сонаты ми-бемоль мажор для флейты BWV 1031, Иоганн Себастьян Бах – Марсель Дюпре (1866–1971) Симфония из Кантаты N29 BWV 29, Wir danken dir, Got (Мы благодарим Тебя, Господи); Иоганн Себастьян Бах – Шарль-Мари Видор (1844–1937) Bach’s Memento (Памяти Баха): Финал из оратории «Страсти по Матфею»; Иоганн Себастьян Бах – Ференц Лист (1811–1886) Адажио из Сонаты N4 для скрипки, BWV 1017, Иоганн Себастьян Бах Пассакалия и фуга до минор BWV 582.
А 26 ноября, в воскресенье, ровно в 16 часов, в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской прозвучит концерт «Бах, соборы Франции и органная Россия».
За органом будет неповторимая Эльнора Гросс. Альфа и омега мировой музыкальной истории Иоганн Себастьян Бах. Французские композиторы великой эры симфонического органа. Уникальное явление — органная музыка выдающихся русских композиторов.
В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого надо было сочинить фугу, и значимый в мире музыки авторитет Иоганн Маттезон в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор. В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. В эпоху барокко они были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям, Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов.
Во второй половине XIX века подъем французского органного искусства достиг своей вершины, благодаря появлению инструмента нового типа — симфонического органа. Рожденные гением мастера Аристида Кавайе-Коля инструменты были установлены в главных соборах Парижа, где служили величайшие органисты. Луи Лефебюр-Вели был титулярным органистом в легендарных парижских храмах и многие из органов Кавайе-Коля он оценил первым. Музыкант считался одним из лучших органистов-виртуозов своего времени, славился мастерством импровизации, что явно ощущается и в написанных им пьесах.
Наделенный редким исполнительским даром глава французской романтической школы Сезар Франк бессменный органист базилики Сент-Клотильд, писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов.
Известно ли вам, что создатель «Раймонды», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, писал для Короля инструментов? Органное творчество Александра Глазунова неразрывно связано с французской традицией, но в то же время перекликается с баховскими принципами. Важнейшую драматургическую нагрузку несет пассакалия в опере Шостаковича «Катерина Измайлова», которая звучит в самый напряженный момент действия.
Бах, соборы Франции и органная Россия — лучшие органные сочинения для вас!
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Синфония из кантаты Wir danken dir Gott, wir danken dir BWV 29 (Мы благодарим тебя, Господи), Фантазия и фуга соль минор BWV 542; Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт BWV 593: I. – II. Adagio – III. Allegro, Хоральная прелюдия Nun komm der Heiden Heiland BWV 660; Дмитрий Шостакович (1906–1975) Пассакалия для органа из оперы «Катерина Измайлова»; Александр Глазунов (1865–1936) Прелюдия и фуга ре минор ор. 98; Луи Вьерн (1870–1937) Intermezzo из Симфонии для органа No. 3; Сезар Франк (1822–1890) Andantino соль минор FWV 25; Луи Лефебюр-Вели (1817–1869) Sortie.
И еще одним концертом в воскресенье 26 ноября, также 16 часов, станет событие в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца. Адрес монастыря — 9-я Красноармейская, ом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Здесь для вас сыграют концерт «Между Германией и Британией».
Это очередной удивительный концерт неугомонного скрипично-органного дуэта, в котором к заслуженному артисту России, скрипачу — Марку Таубе и лауреату международных конкурсов, органистке — Екатерине Маришкиной впервые присоединится отец Петр (Корнелюк), священник, францисканский монах, в прошлом — профессиональный музыкант, который исполнит партию альта. «Я уже попрощался с большой сценой, но иногда позволяю себе во время проповеди играть на скрипке или альте, когда уже не хватает слов, языком музыки можно добиться гораздо большего, чтобы резонировали струны души», — признался отец Петр в одном из интервью. Итак, пристегните ремни, чтобы отправиться в музыкальное путешествие между двумя странами с богатейшей музыкальной культурой.
Великий магистр Музыки, чье мышление воистину космично, Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием: от хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам.
Родившийся в Германии в один год с Бахом Георг Фридрих Гендель — первый музыкант в мире, который чувствовал себя дома сразу в трех странах. Владеющий в совершенстве тремя языками и всеми музыкальными стилями своей эпохи, он был истинным европейцем. Германия, Англия и Италия до сих пор ведут споры по поводу принадлежности Генделя к их культурному наследию. За четыре итальянских года он стал суперзвездой в четырех итальянских городах. Доменико Скарлатти, специально приехавший послушать иностранную знаменитость, услышав игру молодого композитора на одном из венецианских балов (Гендель был в маске) воскликнул: «Или это тот самый саксонец, или черт собственной персоной!» Лондон стал следующим этапом его карьеры и его второй родиной на долгие сорок лет, где предприимчивый маэстро основал собственную постановочную фирму Royal Academy of Music и включился в жестокую борьбу за признание лондонской оперной публики.
История музыкальной культуры Англии необычна и своеобразна. В конце XVII столетия английская музыка достигла своего апогея. Олицетворением ее золотого века стало творчество Генри Пёрселла, затем последовала пауза длиной в 200 лет. Сюрпризом станет исполнение органного концерт Мэтью Кэмиджа, композитора. мало известного в России. Уроженец Северной Англии, композитор и органист, Кэмидж был известен своими блестящими органными импровизациями, свободно владел скрипкой и организовывал музыкальные фестивали! Его перу принадлежат 30 великолепных гимнов для сборника псалмов Уильяма Ричардсона.
Австрийский гость вечера — любимый ученик Гайдна Игнац Йозеф Плейель — был не только одаренным композитором, но и удачливым предпринимателем. Выходец из небогатой многодетной семьи, благодаря своей совершенной игре на клавесине музыкант обрел состоятельных покровителей, оплативших его учёбу. Музыка Плейеля пользовалась недюжинным успехом в конце XVIII века, а его предпринимательские способности реализовались в основании знаменитой французской фортепианной фабрики «Плейель», основанной в 1807 году в пригороде Парижа. Произведенные на ней инструменты восхитительно звучат и по сей день.
Между Германией и Британией — незабываемый музыкальный вояж!
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 547, Концерт соль минор для скрипки и органа, обработка концерта для клавира с оркестром фа минор BWV 1056: Allegro molto moderato – Largo – Presto; Мэтью Кэмидж (1734–1803) Концерт IV для органа: Introduction – Fugue – Larghetto – March; Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Пассакалья соль минор, обработка для скрипки и органа; Игнац Йозеф Плейель (1757–1831) Большой концертный дуэт до мажор для скрипки и альта.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий