Профсоюзы: время первых
Революционные потрясения 1905 года неизбежно выявили среди рабочих ярких лидеров, которые возглавили первые профсоюзы на заводах и фабриках Санкт-Петербурга. К ним присоединилась и интеллигенция, увидев в рабочем движении мощь и силу для будущих демократических преобразований. Вместе они выступили за создание единого профсоюзного центра.
Эту идею в имперской столице, в далеком уже 1905-году, высказали выпускник Берлинского политехникума Виктор Гриневич-Коган и потомок состоятельных врачей, ученый-экономист, приват-доцент Санкт-Петербургского университета Владимир Святловский, в чем-то напоминавший Рахметова из известного романа Чернышевского. Оба они, и Гриневич, и Святловский, кстати, могли бы прожить довольно сытую и спокойную жизнь, но чувство справедливости заставило их поступить иначе.
Необходимость единого профсоюзного центра осознавалась еще далеко не всеми вожаками рабочих. Не случайно, по признанию Святловского, создать его удалось только с третьей попытки, когда 19 ноября на квартире приват-доцента Владимира Святловского собрались представители далеко не самых массовых профессий того времени – рабочих-деревообделочников, печатников, портных, сапожников, ткачей и садовников. Они и образовали Центральное бюро Санкт-Петербургских профессиональных рабочих союзов. Важно другое: они были первыми. Теми, кто понимал: единый центр необходим.
Доцента Владимира Святловского можно с полным правом назвать еще и первым информационным работником в профсою зах. Благодаря ему был учрежден журнал «Профессиональный союз», им редактировались его первые выпуски. Вот что писал «первый профсоюзный информработник» журнале «Трудъ Техника» спустя два года.
Перед нами свидетельство из первых уст о том, как возникли и начали действовать первые профсоюзы Санкт-Петербурга: «Мысль о совместной работе устраивавшихся в Петербурге профессиональных рабочих союзов зародилась еще летом 1905-го. Осенью того же года впервые сошлись вместе уполномоченные нескольких отдельных союзов…».
ЕДИНСТВЕННОЙ ДОСТИГАЮЩЕЙ ЦЕЛИ
Как продолжает наш предшественник, после того как «Центральное Бюро Санкт-Петербургских профессиональных рабочих союзов» было создано, все остальные возникшие на тот момент профсоюзы были приглашены войти в него. «…Первое собрание прошло деловито и оживленно. Намечались общие задачи и цели профессионального движения, указывалось высокое значение его для всего пролетариата», – пишет далее Владимир Святловский.
Через три дня состоялось новое заседание бюро, на котором присутствовали уже представители 14 профсоюзов. Ничего нового не принималось, но прежние решения, принятые 19 ноября, утверждались и принимались новыми представителями новых профсоюзов, поясняет Святловский.
Одним из главных решений Центрального бюро сам он считает то, что профсоюзы были признаны «единственной достигающей цели формою объединения рабочих для защиты их профессиональных интересов», как напишет Святловский на страницах прессы в 1907 году.
Основными видами деятельности Профбюро стали организационная работа, юридическая и медицинская помощь членам профсоюза. Действовала целая юридическая комиссия. Штаб-квартира профбюро в то время находится в «Соляном городке» – недалеко от нынешней академии Штиглица.
Однако вскоре, как отмечает Святловский, начинается волна реакции. Деятельность профсоюзов, ставшая возможной после принятия Высочайшего манифеста 17 октября, сталкивается с противодействием властей, все более жестким. Так, например, собрания становятся возможными лишь с присутствием полиции, что представители большинства профсоюзов считают недопустимым. Но именно в этот период профсоюзный центр принимает такое решение, как присоединение всех петербургских профсоюзов к празднованию «Международного пролетарского праздника» – Первого мая. Тогда формой его празднования была выбрана однодневная забастовка на разных предприятиях.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ
Эпоха выдвинула и своих ярких профсоюзных лидеров, что называется, «из низов». Эти неординарные личности не случайно происходили из российской глубинки. Петербургские фабриканты, не желая повышать зарплату, часто увольняли рабочих, избавляясь от тех, кто стал «шибко грамотным». О таких первопроходцах, чьими преемниками стали, в том числе и победители нынешнего конкурса ЛФП «Профлидер года», нам рассказал в своих книгах известный историк профсоюзов профессор Виктор Носач.
Так, одним из профсоюзных лидеров той поры был Александр Яцыневич. Выходец из деревни Солуноны Витебской губернии, в 1899 году он стал учеником инструментальщика на заводе «Знич», а затем рабочим на заводе Однера. Сразу после исторического заседания 19 ноября 1905 года Яцыневич организует собрание рабочих нескольких заводов, где решается вопрос о создании профсоюза металлистов. Учредительное собрание этого профсоюза прошло 30 апреля. Его первым председателем и был избран Александр Яцыневич. В самые тяжелые годы реакции (1908 – 1910) ему удалось сохранить профсоюз. В Первую мировую войну профлидер уходит на фронт, а при советской власти отходит от профсоюзной работы. Отправляется руководить одним из харьковских заводов.
Еще один первопроходец профсоюзного дела – Николай Лебедев. Крестьянин Тверской губернии, с 12-ти лет познав тяжелый труд на мануфактуре, становится одним из организаторов стачечной борьбы текстильщиков. Осенью 1905 года в Петербурге он избирается председателем правления союза текстильщиков и как представитель профсоюза входит в Центральное бюро. Вскоре вместе с другими руководителями профцентра он будет арестован, а затем, после полутора лет тюремного заключения, выслан в Тверь. После событий февраля 1917 года он вновь возглавит профсоюз текстильщиков и войдет в состав Центрального профбюро Петрограда.
ЗА СВОБОДНЫЙ ТРУД!
Но вновь вернемся к истокам профсоюзного движения. Уже тогда, в условиях фактически правового вакуума, профсоюзы пытались наладить контакт с работодателями и властью. Да, известный всем Высочайший манифест 17 октября дал возможность профсоюзам работать в легальном поле, но принятые вскоре «Временные правила об обществах и союзах», вступившие в силу в марте 1906 года, ограничили работу профсоюзов, в том числе и территориально – только территорией своего предприятия. Запрещалось создавать профсоюзы на железной дороге, почте и телеграфе, на государственной службе и в сельском хозяйстве. Тем не менее петербургские связисты всеми силами добивались своего права на объединение в профсоюз. В 1905 году в Соляном городке на первое собрание своего профсоюза пришло более двух тысяч связистов, несмотря на угрозы со стороны министра внутренних дел. Так, в 1905-м возник «Всероссийский почтово-телеграфный союз», чьим преемником сегодня стал Профсоюз работников связи России.
В то же время именно эти правила дали профсоюзам возможность защищать права своих членов в третейских судах и примирительных камерах, помогать им в поиске работы. Кроме этого, профсоюзы получили право вести переговоры с предпринимателями, заключать с ними коллективные соглашения и договоры, оказывать содействие при поиске работы.
Благодаря этому только в первые годы своего существования профсоюзы Петербурга добились сокращения рабочего дня на 109-ти предприятиях Петербурга. В ноябре 1905 года на 25-ти крупных предприятиях был введен восьмичасовой рабочий день. Так, одними из первых 8-часовой рабочий день ввели «обуховцы». На 18-ти металлургических заводах Петербурга в 1905 году заработок квалифицированных рабочих вырос на 18%. Металлисты Невского судостроительного завода в 1905-1907 годах добились повышения зарплаты на 46-48%. Возникли так называемые «посреднические процедуры». Они позволяли разрешать трудовые конфликты с работодателями.
ТРУД ДОСТОЙНЫЙ
Предпринимались и попытки заключения коллективных договоров на отдельных предприятиях. Уже после событий февраля 1917 года, в августе того же года, Петроградское Центральное бюро профессиональных союзов разрабатывает и издает основательный документ, где покажет, как должен выглядеть образцовый коллективный договор.
Среди его пунктов: обязательное требование восьмичасового дня, достойная оплата труда, чередование времени труда и отдыха, не допускающее переработок, и многое другое. Тогда же в профсоюзах появились специальные расценочные и тарифные комиссии. Их задача – разработка справедливых ставок оплаты труда работников и заключение так называемых «тарифных договоров» с работодателями. Эти документы стали предшественниками современных коллективных договоров.
Первым делом они регулировали вопросы заработной платы, в то же время в них были закреплены и иные гарантии работникам. Например, снабжение их продовольствием и даже их социальное страхование. Почти сразу после февральских событий 1917 года на разных предприятиях Петрограда было заключено 25 тарифных договоров. На 90 предприятиях действовали созданные по инициативе профсоюзов примирительные камеры.
ТРУД БЕЗОПАСНЫЙ
Не последнее место в них занимали положения о безопасности труда. Но право на безопасный труд профсоюзы утверждали с первых дней их существования.
Так, в числе требований, которые рабочие Путиловского и Балтийского заводов выдвинули в канун трагических событий января 1905 года, были требования об улучшении санитарного состояния производственных помещений.
Позже, уже в 1906 году, Центральное бюро профсоюзов вынесет свою резолюцию с требованием обязательного выходного дня для работников типографии «XX век», сообщив при этом: «воскресный отдых является безусловно необходимым в целях охраны рабочих от физического вырождения».
В том же 1906 году на джутовой фабрике Лебедева началась забастовка, вызванная не только низкой оплатой, но и невыносимыми условиями труда.
«Работа при сорокаградусной жаре, требующая особого навыка и умения…», – бил тревогу профсоюз. В результате рабочие-шлихтовальщики были вынуждены покинуть предприятие… В 1910 году в Петербурге рухнул едва построенный шестиэтажный дом Залемана (дом-могила) из-за грубых нарушений тех, кто руководил стройкой. Под развалинами погибли рабочие. Центральное бюро профсоюзов писало в те дни: «Здоровье работника, жизнь должны быть охраняемы законами и властью. Должны быть введены законы об охране труда…».
Каждый год, по данным профбюро столицы тех лет, в городе погибали или получали травмы до 300 строительных рабочих.
В числе других предложений профцентра о том, как изменить ситуацию, было – и это важно! – предложение о рабочем контроле за безопасностью труда: «…поручить это инженерам, техникам, врачам, а, главное, выборным от рабочих!».
Сегодня на многих предприятиях и в организациях на страже здоровья и безопасности работников стоят те самые «выборные от рабочих» – уполномоченные профсоюзного комитета по охране труда. В наши дни они первые, кто может заметить опасность, грозящую работнику на его рабочем месте, они первые помощники специалиста по охране труда, те, кто оперативно может сообщить о проблеме, добиться ее устранения. Пусть сегодня основные функции по контролю за охраной труда вновь отданы государству, за плечами профсоюзов практически вековой опыт работы в данной сфере. Сегодня этот опыт используют в своей работе уполномоченные профкома.
НАШ ПРАЗДНИК!
Так российские, петербургские профсоюзы пронесли сквозь столетие и развили дело, начатое в далеком 1905-м. Поэтому 19 ноября – день образования Петербургского профцентра – по праву стал в наше время официальным праздником – Днем профсоюзного работника в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий