«Солнце Италии», «Великий Могол» и другие…
Как всегда в эти выходные под сводами католических храмов Северной столицы для вас будут звучать удивительные и оригинальные органные концерты. «Король инструментов» и его верные подданные — музыканты ждут вас.
В пятницу 17 ноября, 19 часов 30 минут , в Римско-католическом храме Святого Станислава на улице Союза Печатников, дом 22, в цикл концертов «Органные истории Старого города», будет дан концерт «Бах и солнце Италии».
Санкт-Петербургский концертный дуэт — заслуженный артист России Марк Таубе (скрипка) и лауреат международных конкурсов Екатерина Маришкина (орган) — не позволит вам впасть в ноябрьскую хандру, наполнив самый темный месяц в году итальянским позитивом.
Две вершины эпохи барокко Германии и Италии. Два гения-небожителя, незаслуженно и надолго забытые. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди!
Никогда не встречаясь, они стали соавторами ряда безусловных шедевров, проверенных временем. «Великий Могол» — одно их самых известных переложений многочисленных опусов «неистового аббата» для органа, мастерски осуществленных Бахом. В 2010 году в Национальном архиве Шотландии была найдена партитура пропавшего концерта Вивальди для флейты, альта, двух скрипок и контрабаса. Копию, около 300 лет назад сделанную неизвестным переписчиком с концерта «Великий Могол», атрибутировал сотрудник Саутгемптонского университета Эндрю Вулли.
В этот вечер также прозвучат сочинения блистательных итальянских композиторов, предшественников Антонио Вивальди. Великий итальянский скрипач и композитор Арканджело Корелли стоял у истоков жанров инструментального концерта и сонаты. Он оказал безусловное влияние на своих современников и композиторов следующих поколений, в числе которых Вивальди, Бах, Гендель и другие. Алессандро Марчелло, чье знаменитое Адажио на слуху у всех, — математик, философ и поэт, сочинявший музыку исключительно ради удовольствия, как и его старший брат Бенедетто. Свои сочинения он публиковал под псевдонимом Eterio Stinfalico. Среди его многочисленных инструментальных опусов наиболее известен концерт для гобоя и струнных ре минор, чье переложение для клавира выполнил Бах. Томазо Альбинони — венецианский композитор и скрипач эпохи барокко, прославившийся в свое время как автор 50 опер, но в наши дни непроходящей популярностью пользуется его инструментальная музыка.
Бах и солнце Италии — победа над ноябрьской хандрой!
Программа: Арканджело Корелли (1653–1713) Соната ( Concerto grosso) для скрипки и органа ре мажор; Алессандро Марчелло (1673–1747) Концерт для скрипки и органа до минор; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт для органа до мажор «Великий могол»; Томазо Альбинони (1671–1751) Концерт для скрипки и органа ре минор; Иоганн Себастьян Бах – Антонио Вивальди Концерт для органа ре минор
Антонио Вивальди Концерт для скрипки и органа до минор.
В этот же жень — пятницу 17 ноября, в 20 часов 15 минут, в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии на 1-й Красноармейской, дом 11 (станция метро Технологический институт), в цикле концертов «Время органа», прозвучит концерт «Бах и органная Европа».
Празднество стилей, калейдоскоп эпох. За органом московская гостья музыкальных вечеров в Соборе Успения Лия Якушева. Вас ждет необыкновенное погружение в уникальную историю Короля инструментов от раннего барокко до 20 века.
Вам известно кто был первым музыкантом, рискнувшим давать на органе публичные концерты, а не только сопровождать ход литургии? Это великий нидерландский композитор, органист и педагог Ян Питерсзон Свелинк, снискавший международную известность и славу выдающегося исполнителя-импровизатора своего времени. На концертах, проводимых им в течение 40 лет в знаменитой Старой церкви Амстердама, начала звучать светская музыка, став доступнее простому народу. «Под зелеными липами» — вариации на тему старинной немецкой песни.
Великий философ, король полифонии, чье мышление воистину космично, Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок, до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. Блистательная эпоха барокко – время контрастов, противоречий и загадок.
Бах, чье творчество признано вершиной немецкой органной школы, не является исключением, поскольку авторство некоторых его сочинений вызывает у исследователей сомнения. Так, Фантазия и фуга ля минор приписывается, с некоей долей вероятности, одному из его последних учеников — Иоганну Кристиану Киттелю. Маленький гармонический лабиринт Баха — уникальная пьеса-квест, где на протяжении краткого времени гармония непрерывно меняется, проходя самые отдаленные тональности. В лабиринте существуют звуковые Вход-Центр-Выход. Этот опус находится в стороне от основного баховского репертуара и является смелым и дерзким экспериментом мастера в области гармонии. Сюрприз вечера — знаменитая Ария ре мажор из баховской струнной сюиты в органной версии Лии Якушевой.
Немецкую линию продолжит творчество Феликса Мендельсона, признанного при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист. Он заново открыл для современников наследие Баха, возродив интерес к непревзойденным возможностям органа, и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов.
Родина барокко — Италия, давшая миру множество даровитых композиторов, в числе которых выдающийся органист и клавесинист Джироламо Фрескобальди. В цикл Fiori Musicali (Музыкальные цветы), входят три органные Мессы, предназначенные для пышного инструментального сопровождения католической мессы. Сам Иоганн Себастьян Бах не избежал очарования итальянского духа, хранил у себя рукопись Fiori Musicali и в течении жизни написал немало сочинений не только в итальянском стиле, но и в прямом подражании Фрескобальди. «Симфонический» орган представлен творчеством Теодора Дюбуа и Габриэля Пьерне. Теодор Дюбуа, композитор, органист и музыкальный педагог, создал множество органных сочинений, обширный пласт церковной музыки, в котором выделяется оратория «Семь слов Христа». Габриэль Пьерне – французский органист, композитор и дирижёр. Служил в парижской церкви Святой Клотильды, сменив своего почившего наставника, гениального Сезара Франка. Давал органные концерты, но более прославился как дирижер. Создал ряд камерных и симфонических опусов, а также несколько опер и балетов.
Бах и органная Европа — с органом через столетия!
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Wir glauben all’ an einen Gott BWV 680 из третьей части Клавирных упражнений, Ария из сюиты №3 ре мажор, переложение для органа Лии Якушевой ; Джироламо Фрескобальди (1583–1643) Canzon dopo l’Epistola из сборника Fiori Musicali; Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) Вариации на тему песни «Под зелеными липами»; Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга соль мажор BWV 541, Маленький гармонический лабиринт BWV 591; Феликс Мендельсон (1809–1847) Остинато (Пассакалия) c-moll, 1823; Иоганн Себастьян Бах Фантазия и фуга ля минор BWV 561; Габриэль Пьерне (1863–1937) Прелюдия и Кантилена из цикла «Три пьесы для органа» op.29; Теодор Дюбуа (1837–1924) Fiat Lux (Да будет свет)
И еще одним концертом в пятницу 17 ноября, в 20 часов, в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском» для вас сыграют концерт «БАХ/BACH и орган по-русски». За органом Светлана Фурник.
Во вселенной Баха сосредоточены творческие поиски многочисленных музыкантов разных стран и эпох. Некоторые из них даже писали музыку, используя код имени гения. Фамилия BACH состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам гений часто зашифровывал собственное имя в своих сочинениях, а первым композитором, который использовал этот мотив, стал Роберт Шуман. Им создан цикл фуг на тему B-A-C-H. Не остался в стороне и величайший музыкант-романтик Ференц Лист. Прелюдия и фуга на тему BACH, написанная виртуозом в 1855 году, входит в золотой фонд органного репертуара.
Сам Иоганн Себастьян представлен одним из своих топовых сочинений. «Дорийская» Токката и фуга ре минор получила свое название за необычное написание без знаков у ключа, что в данной тональности образует дорийский лад. В сочинении явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций струнных концертов неистового венецианца.
Особый акцент вечера – уникальный пласт русской органной музыки, заслуживающей особого внимания. Сергей Танеев продолжил баховские традиции в русской музыкальной культуре, а его интерес к творчеству старых мастеров вызывал у коллег устойчивое недоумение. Лишь со временем пришло принятие исторической правоты композитора, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии и универсальности. Хоральные вариации для органа созданы в традициях хоральных обработок эпохи барокко. Известно ли вам, что создатель «Раймонды», успешный глава Санкт-Петербургской консерватории Александр Глазунов, писал для Короля инструментов? Органное творчество Александра Глазунова неразрывно связано с французской традицией, но в то же время перекликается с баховскими принципами.
Вокализ Сергея Рахманинова – сочинение, посвященное примадонне Большого театра Антонине Неждановой. Пьеса обрела такую популярность, что стала исполняться в транскрипциях для самых различных инструментов, в том числе и для органа. Один из шедевров репертуара Короля инструментов – Пассакалия фа диез минор композитора Христофора Кушнарёва, – его экзаменационная работа по полифонии во время обучения в Ленинградской консерватории. Выдающийся русский органист и педагог Исайя Браудо – первый исполнитель этого сочинения, которому оно было посвящено. Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Второй концерт для органа «Полифоническая тетрадь» был создан в 1987 году. Здесь композитор точно следует канонам барочного концерта, которые удивительно органично сочетаются с современным языком высказывания.
БАХ/BACH и орган по-русски – вечер открытий!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке – совершенно особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор («Дорийская») BWV 538; Сергей Танеев (1856–1915) Хоральные вариации; Микаэл Таривердиев (1931–1996) Basso Ostinato из Концерта №.2; Александр Глазунов (1865–1936) Прелюдия и фуга ре минор ор.98; Христофор Кушнарев (1890–1960) –Пассакалия фа-диез минор; Сергей Рахманинов (1873–1943) Вокализ ор.34 №14 (транскрипция для органа Жана-Поля Имбера); Ференц Лист (1811–1888) Прелюдия и фуга на тему B-A-C-H S.260
На следующий день, в субботу 18 ноября, в 20 часов 15 минут, вновь в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии, что на 1-й Красноармейской, дом 11 (станция метро Технологический институт), все в том же цикле концертов «Время органа», будет сыгран концерт «Ave Maria и музыкальные мистификации». За органом Лилия Кузнецова в альянсе с вокальным ансамблем Vox — Лауреат международных конкурсов вокальный ансамбль VOX: Вера Данилова (меццо-сопрано), Дарья Прокудина (сопрано), Наталья Рябикова (альт), Валерия Черненок, сопрано, художественный руководитель – Вера Данилова.
Аve Mariа — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. В концерте прозвучат шедевры Шуберта, Баха-Гуно, Сен-Санса, Форе и Вавилова, чье мастерски стилизованное сочинение много лет приписывалось Джулио Каччини. Самое же известное сочинение Баха – Токката и фуга ре минор (BWV 565) – также вызывает сомнения относительно авторства. Единственная дошедшая рукопись принадлежит ученику мастера – Иоганнесу Рингку, и досталась она ему, вероятно, уже от третьего лица – Иоганна Питера Кельнера. Что это – один из шедевров Баха или очередная музыкальная мистификация?
Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор шумановского поколения, творивший в самых разнообразных жанрах, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса и заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха. «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», — говорил о Мендельсоне Шуман.
Французская линия концерта представлена творчеством Форе, Пуленка и Вьерна. Творческая жизнь Габриэля Форе, выдающегося французского композитора, органиста, пианиста, дирижера, музыкального критика, — проходила в эпоху масштабных исторических перемен, а в чертах его стиля переплелись особенности двух столетий. Франси́с Пуленк — композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской «Шестёрки». Старинная деревушка Рокамадур — место паломничества к чудотворной статуе Чёрной мадонны. Деревянная фигура Рокамадурской Богоматери датируется I веком от Рождества Христова. Посещения обители стало важной частью жизни музыканта, где рождались новые творческие замыслы, в числе которых Литания Чёрной Богоматери. Луи Вьерн – гений французского симфонического органа, преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора. В своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он, в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази «джазовые» созвучия.
Высокообразованный и разносторонне одаренный музыкант, Бриттен прославился как пианист, дирижер, блестящий организатор музыкальных фестивалей и знаток национального фольклора. Среди хоровых сочинений Бриттена, есть опусы, специально написанные для детских голосов. Это Рождественские песни и Короткая месса для хора мальчиков. Английскую тему и весь концерт завершит вокальный хит Pie Jesu из Ркевиема Уэббера, которая стремительно взлетела в британскую Десятку Хитов, а Реквием был удостоен Грэмми в номинации «Лучшая современная классическая композиция».
Ave Maria музыкальные мистификации — лучший концерт октября»!
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565; Иоганн Себастьян Бах – Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria; Бенджамин Бриттен (1913–1976) Gloria из Короткой мессы ре мажор (1959) op.63; Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria; Франсис Пуленк (1899–1963) Litanies à la Vierge Noire (Литания Чёрной Богоматери) FP 82; Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria для двух голосов и органа (1860); Луи Вьерн (1870–1937) Финал из Симфонии для органа № 1 ре минор ор.14; Габриэль Форе (1845–1924) Ave Maria для двух голосов и органа ор.93; Феликс Мендельсон (1809–1847) Мотет Dominica II post pascha ор.39 № 3: Chor: Andante quasi Allegretto, Duett: Con moto, Alt solo, Chor: Allegro molto; Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини), Эндрю Ллойд Уэббер (1948*) Pie Jesu из Реквиема.
Также в субботу — 18 ноября, в 20 часов, на Ковенском переулке, дом 7, прозучит концерт «Органные шедевры и оперные хиты»
Новая программа любимых публикой петербургских музыкантов — заслуженных артистов России: Даниэля Зарецкого (орган) и Марии Людько (сопрано). Сочинения самого «органного» композитора Иоганна Себастьяна Баха и оперные шедевры, перекидывающие символический мост между золотым веком барокко и бельканто XIX столетия.
Родившийся в Германии в один год с Бахом Гендель — первый музыкант в мире, который чувствовал себя дома сразу в трех странах. Владеющий в совершенстве тремя языками и всеми музыкальными стилями своей эпохи, он был истинным европейцем. Германия, Англия и Италия до сих пор ведут споры по поводу принадлежности Генделя к их культурному наследию. «Если музыка Баха – это храм, то музыка Генделя – дворец», – сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Иоганн Себастьян Бах, в отличие от Генделя, никогда не покидавший пределов Германии, — вершина немецкого барокко, гений, совместивший в своем творчестве традиции и достижения европейского музыкального искусства и охвативший все существовавшие жанры, кроме оперы. Альфа и омега органной Вселенной Иоганн Себастьян Бах доказал своей гениальной музыкой, что время бесконечно. Космичность его полифонии стирает границы пространства, увлекая в непознанные миры. Сольный орган представлен знаменитой Органной фантазией, написанной во французском стиле, и хоральными обработками, в жанре которых Бах достиг запредельного совершенства.
Любителей оперы в этот вечер ждет настоящий праздник в обществе признанных гениев жанра. Творческий путь Джоаккино Россини начался в эпоху, когда оперное искусство Италии стало сдавать свои главенствующие позиции. «Божественный маэстро» не только возродил и реформировал итальянскую оперу, но и оказал огромное влияние на развитие всего европейского оперного искусства XIX столетия. Винченцо Беллини прославился как оперный композитор, а его творчество – одна из последних вершин классического бельканто. Творчество Джузеппе Верди — пик величайших достижений мирового оперного искусства и кульминация развития итальянской оперы XIX века. Им созданы 26 опер, легендарный Реквием, а также камерные вокальные и инструментальные сочинения. Оперный стиль «веризм» (от итальянского vero, что значит «правдивый»), главенствовал в 90-е годы XXI века. Его ярчайший представитель Пьетро Масканьи стал знаменитым в возрасте 27 лет, после премьеры оперы «Сельская честь»
.
Органные шедевры и оперные хиты — солнце Италии в ноябрьском Петербурге!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker (1910 года рождения) поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор BWV 572 для органа; Антонио Вивальди (1678 – 1741) Ария Ирэны из оперы «Баязет»; Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ария Морганы из оперы «Альцина», Ария Альмиры из оперы «Ринальдо», Ария Клеопатры из оперы «Цезарь в Египте»; Иоганн Себастьян Бах Две хоральные фантазии для органа; Джоаккино Россини (1792–1908) Молитва Памиры из оперы «Осада Коринфа»; Винченцо Беллини (1801–1835) Каватина нормы из оперы «Норма»; Джузеппе Верди (1813–1901) Молитва Дездемоны из оперы «Отелло»; Пьетро Масканьи(1863–1945) Ave Maria на музыку интермеццо из оперы «Сельская честь»
Там же, на Ковенском, дом 7, но уже воскресным днем — 19 ноября, в 16 часов, в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», будет дан органный гала-концерт концерт «Бах и немецкий романтизм».
Грандиозный гала концерт лучших петербургских органистов нового поколения во главе с их наставником, легендарным Даниэлем Зарецким, одним из самых востребованных исполнителей и успешных преподавателей нашего времени. Великий Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. И, конечно же, неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием.
Во вселенной Баха сосредоточены творческие поиски многочисленных музыкантов разных стран и эпох. Некоторые из них даже писали музыку, используя код имени гения. Фамилия BACH состоит из четырех букв, которым соответствуют четыре звука; сам гений часто зашифровывал собственное имя в своих сочинениях. Не остался в стороне и величайший музыкант-романтик Ференц Лист. Прелюдия и фуга на тему BACH, написанная виртуозом в 1855 году, входит в золотой фонд органного репертуара.
Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Кстати, Райнбергер был одним из самых востребованных педагогов по композиции своего времени. Будучи весьма консервативным в своем творчестве, он учил композиции, придерживаясь строгой классической традиции. В числе его многочисленных учеников — великий дирижер Вильгельм Фуртвенглер и известный физик Макс Планк! Райнбергер сочинял в самых разных жанрах, от песни до оперы и симфонии. В наши дни более всего известны его сонаты для органа, которых было создано 20.
Макс Регер — последний из немецких романтических «бахианцев», творивший в разных стилях. В XIX веке он возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Регер – поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений. «Себастьян Бах для меня — начало и конец всей музыки, на нём зиждется и основывается всякий истинный прогресс».
Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа — именно цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.
Блестящий пианист, гениальный композитор, один из ярчайших представителей романтизма, Ференц Лист не обошел своим вниманием и Короля инструментов. И пусть количество этих опусов невелико, но они входят в одну из первых строк рейтинга сочинений для органа. Хорал Nun danket alle Gott (Теперь возблагодарите все Господа) был создан специально для открытия уникального органа знаменитой фирмы F. Walcker & Co Домского собора города Риги. Оно может быть исполнено как одним только органом, так и вместе с хором и медными духовыми инструментами.
Исполнители: заслуженный артист России Даниэль Зарецкий (орган), лауреаты международных конкурсов: Елизавета Толмасова, Каллиника Медведева, Полина Курдюкова, Вероника Богданович-Язвинская, Иван Царёв, Аида Глухова (орган).
Бах и немецкий романтизм — лучшие сочинения и лучшие органисты!
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор BWV 592 (Allegro – Grave – Presto) исполняет Елизавета Толмасова, Прелюдия и фуга си минор BWV 544. Исполняет Каллиника Медведева; Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Соната для органа №11 ре минор ор.148: I часть. Исполняет Полина Курдюкова; Макс Регер (1873-1916) Токката и фуга ля минор оp.80. Исполняет Вероника Богданович-Язвинская; Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната для органа №6 ре минор ор. 65 (I.Chorale: Andante sostenuto. Allegro molto – II.Fuga: Sostenuto e legato – III. Finale: Andante). Исполняет Иван Царёв. Ференц Лист (1811–1886) Прелюдия и фуга на тему BACH. Исполняет Аида Глухова; Ференц Лист Хорал Nun danket alle Gott. Исполняет заслуженный артист РФ Даниэль Зарецкий.
И еще один конуерт пройдет в воскресенье 19 ноября, в 16 часов, в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца, на 9-й Красноармейской, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт), прозвучит концерт «Бах и романтический орган».
«Бах и романтический орган» — лучшие сочинения самого органного в мире композитора и опусы немецких романтиков в исполнении Светланы Фурник.
В тщательно выстроенной драматургии концерта возведена арка, в основании которой — два топовых баховских опуса, написанных в тональности ре минор. Это «Дорийская» токката и фуга, получившая название за необычное написание без знаков у ключа, что в данной тональности образует дорийский лад, и самое известное сочинение Иоганна Себастьяна — Токката и фуга ре минор.
Бах и Вивальди — две ярчайшие звезды на небосводе Германии и Италии, взошедшие в блистательную эпоху барокко. Парадоксально, но оба этих гения были преданы забвению. Бах вернулся к нам в XIX столетии благодаря Мендельсону, а Вивальди лишь в XX. Кстати, многие сочинения рыжего аббата стали хорошо известны по гениальным транскрипциям Баха, который искренне восхищался творчеством своего итальянского современника, создавая чреду удивительных органных транскрипций его инструментальных концертов.
В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее. Сочетание строгости и проникновенного лиризма — визитная карточка Брамса. Композитор возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно.
Феликс Мендельсон-Бартольди — выдающийся композитор шумановского поколения, творивший в самых разнообразных жанрах, дирижер, пианист, органист и музыкальный просветитель. Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию, был успешным руководителем Гевандхауса и заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха. «Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», — говорил о Мендельсоне Шуман. Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, композитор опирался на барочную традицию, создавая уникальные по форме и содержанию опусы.
Бах и романтический орган — подарите себе незабываемые эмоции!
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор «Дорийская» BWV 538; Иоганнес Брамс (1833–1897) Хоральная прелюдия O Gott, du frommer Gott op. 122/7; Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ля минор BWV 593 (Переложение скрипичного концерта Вивальди); Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната №6 ре минор ор. 65/6; Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ BWV 639; Токката и фуга ре минор BWV 565.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий