Александр Рыжинский: — Наша миссия — просвещать

Александр Рыжинский: — Наша миссия — просвещать
31 октября
14:20 2023

Участие Российской академии музыки имени Гнесиных в XXIII Международном фестивале «Неделя консерваторий», который организует Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А.Римского-Корсакова, стало по-настоящему ярким событием. Вуз с уникальной творческой миссией ведет многогранную научную и педагогическую деятельность. А не так давно именно его педагоги помогли выбрать новый гимн для Общероссийского профсоюза образования. Обо всем этом «Площади Труда» — одному из информационных партнеров Фестиваля — рассказал ректор Академии имени Гнесиных — доктор искусствоведения, профессор Александр Рыжинский.

— Александр Сергеевич, уже второй год Российская академия музыки имени Гнесиных участвует в «Неделе консерваторий». Чем Вам и Вашим коллегам интересен этот фестиваль?

— Это прекрасная возможность обменяться творческими, научными, методическими и образовательными новациями, которые безусловно есть у каждой российской консерватории и не только российской. Очень важны встречи с нашими зарубежными коллегами. В этом году у нас на фестивале сложился замечательный хормейстерский союз, в котором приняли участие известные хоровые дирижеры: Сергей Екимов (Санкт-Петербург), Александр Соловьёв (Москва), Денис Морозов (Москва) и Андрей Саврицкий (Минск). «Неделя консерваторий» — это повод обменяться опытом, как студентам, таки их преподавателям – всем, кто проводит мастер-классы и участвует в концертах.

— Ваши впечатления от увиденного и услышанного на это раз? В чем для Вас главное отличие нынешней «Недели» от фестиваля прошлого года?

— Главное отличие этого фестиваля для нас — это участие в нем академического хора Российской академии музыки имени Гнесиных. Впервые в полном своем составе на таком престижном и авторитетном фестивале.

Провожая юбилейный год Сергея Васильевича Рахманинова, мы сделали ему музыкальное приношение от ведущих музыкальных вузов России. В минувшее воскресенье 29 октября на сцене Мариинского театра одновременно выступили четыре хора: это хор Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова, Камерный хор Московской консерватории имени П.И.Чайковского, Концертный хор Санкт-Петербургского университета культуры и наш хор — хор Академии имени Гнесиных. Это не только блестящее исполнение великого сочинения Рахманинова, но и великолепное зрелище! Выражаю благодарность организаторам «Недели консерваторий»: они совершили настоящий подвиг.

А за день до этого состоялось еще значительное событие для нас — это хоровой концерт в храме Спаса-на-крови, где мы выступили в субботу 28 октября. Быть в этом храме и руководить смешанным хором — Санкт-Петербургской консерватории, Московской консерватории и академии Гнесиных — это очень, очень почетно!

— Что же вы представили там на суд искушенной петербургской публики?
— Программу из произведений значимых композиторов московской школы. Сам выбор определялся местом исполнения — храмом-памятником Светлого Христова Воскресения (Спас-на-крови).


Александр Рыжинский (в центре) во время концерта в храме Спаса-на-крови.

Мы отобрали лучшие произведения таких композиторов как Николай Голованов, Павел Чесноков, Виктор Калинников – тех мастеров, которые у нас прочно ассоциируются с «Синодальной школой». Очень важно и то, что в год Сергея Рахманинова прозвучали и его сочинения – фрагменты «Литургии святого Иоанна Златоуста» и «Всенощного бдения». Мы хорошо помним, что последнее из названных сочинений – «Всенощное бдение» – Рахманинов посвятил композитору, музыковеду, палеографу, хоровому дирижёру, директору Синодального училища Степану Васильевичу Смоленскому.

29 октября 2023 на сцене Концертного зала Мариинского театра при полном аншлаге завершилась концертная программа XXIII Фестиваля «Международная неделя консерваторий». Прозвучал легендарный Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова, чье 150-летие отмечается во всем мире,и Поэма для солистов, хора и оркестра «Колокола». Исполнители — Симфонический оркестр Санкт-Петербургской консерватории и Сводный хор четырех высших школ музыки Москвы и Санкт-Петербурга. Дирижер — заслуженный артист России, ректор Санкт-Петербургской консерватории Алексей Васильев, солист – лауреат XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского Илья Папоян. Публика долго не отпускала артистов, вызывая их на сцену продолжительными аплодисментами. .

— Расскажите о совместных проектах Академии имени Гнесиных и Санкт-Петербургской консерватории, ведь, несомненно, они плод участия Вашего вуза в этом фестивале.

— Между нами не просто сотрудничество, а настоящая дружба, которая продолжается уже много лет. Ее результатом стали совместные постановки двух наших оперных театров. Например, опера Моцарта «Директор театра», была поставлена и исполнена лишь благодаря объединению наших ресурсов. Любой оперный спектакль можно поставить только когда у тебя есть необходимые голоса. А у нас есть возможность найти эти голоса сразу в двух вузах! Это прекрасно! Так мы воплощаем значимые проекты.

Хочу отметить и роль Санкт-Петербургской консерватории в нашем сотрудничестве уже с Луганской государственной академии музыки имени Михаила Матусовского. Мы создали совместно Музыкальную постановку «Жди меня» по произведению Константина Симонова.


Мастер-класс Александра Рыжинского на XXIII Неделе консерваторий.

Отдельная тема — творческое и научное сотрудничество Петербургской консерватории и Академии имени Гнесиных. Оно также насчитывает уже много десятилетий. Большое спасибо, в частности, хочу сказать петербургским коллегам за их постоянное участие в нашем проекте «Консерваторская наука». Он завершается научным балом, и этот научный бал проходит в Доме Пашкова в Российской государственной библиотеке в Москве. В нем участвуют студенты и педагоги не только из Москвы и Петербурга, но и практически из всех российских консерваторий.

— В чем уникальность Академии имени Гнесиных сегодня? Ваша ниша в творческом мире?

— У нашей Академии особая миссия. Не являясь самой старейшей, как Санкт-Петербургская консерватория, вузом, наша академия — а, ранее институт — по мысли Елены Фабиановны Гнесиной (основательницы нашей академии), должен был заняться подготовкой музыкальных педагогов. И эта миссия предполагала и подготовку музыкантов-просветителей! Чем бы не занимался наш выпускник, будь он музыковед, дирижер, композитор, музыкант-солист, его главная задача — нести высокое академическое искусство, что называется, в народ, привлекать все больше людей под наши знамена. Это и есть роль наставника и педагога — о чем сегодня говорится так много.

Сегодня мы самый большой музыкальный вуз страны и единственный вуз, в котором объедены все музыкальные специальности, включая и те, что появились впервые именно в нашем вузе. Количество учебных программ увеличивается год от года. В этом учебном году мы открыли образовательные программы в области ремонта и обслуживания органов, в области медиакомпозиции. Я надеюсь, что и эти специальности станут со временем такими же академическими и будут преподаваться во многих консерваториях.

— Кто Ваш нынешний студент?

— Наши студенты — это люди из всех российских регионов и еще 44 стран мира. Наш студент — энтузиаст: музыка для него не просто профессия, а неотъемлемая часть существования.

Понятно, что не все наши студенты такие, но многие соответствуют этим высоким и даже пафосным моим словам. Просветительство у нас не декларируется, а постоянно сопровождает учебный процесс. Наш студент — не напыщенный академист, а тот, кто готов сделать свое высокое искусство понятным для всех людей, в том числе и тех, кто считает себя далекими от мира академической музыки.

— Наука в творческом и — конкретно — в музыкальном вузе. Что это? Как происходит обмен научными знаниями в рамках Недели консерваторий?

— Эта тема выходит далеко за рамки Недели консерваторий. Это огромный багаж нашей совместной работы. Но можно здесь говорить и об отдельных отраслях нашей бездонной музыковедческой специальности. Это, к примеру, и этномузыкология, и медиевистика, и герменевтика, теория и история музыки. Ученые и педагоги двух наших вузов постоянно общаются друг с другом. Плодом этого общения становятся многочисленные сборники научных работ.
Я надеюсь, что наше сотрудничество будет таким же плодотворным и в области музыкального менеджмента — управления искусством, в области музыкальной критики и музыкальной журналистики.

Часто музыкант-исполнитель — это, в то же время и ученый-теоретик. Так, например, на этом фестивале с открытыми уроками выступит заведующая кафедрой концертмейстерской подготовки академии имени Гнесиных, профессор Елена Стриковская. Уверен, что ее открытые уроки, посвященные камерно-вокальному творчеству Николая Карловича Метнера, окажутся важными как для студентов из Петербурга, так и из зарубежных стран.

— Не так давно ведущие профессора Российской академии музыки имени Гнесиных выступили в качестве жюри по выбору нового гимна Общероссийского Профсоюза образования. Расскажите об этом.

— Выбор гимна — это была замечательная инициатива Общероссийского Профсоюза образования. Они обратились к нам, и мы помогли им выбирать достойный музыкальный символ профсоюзного движения. Наш заведующий кафедрой композиции, знаменитый композитор Кузьма Бодров собрал команду которая выбрала гимн из большого массива представленных сочинений. Так, наша профессия может быть полезной и в профсоюзной работе. Получилось очень интересное сотрудничество.

В музыкально-поэтическом конкурсе по созданию гимна Общероссийского Профсоюза образования участвовали и педагоги из Санкт-Петербурга Это Ольга Тюнева, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района Санкт-Петербурга и коллектив ГБДОУ Детский сад № 91 Выборгского района Санкт-Петербурга (Ирина Бабкова, Виктория Высотина, Мария Дерманская, Любовь Емелина, Ксения Кабанова, Екатерина Лукашинская, Новикова Варвара, Ольга Турусова).
Общероссийским Профсоюзом образования рекомендовано использовать произведения лауреатов конкурса на официальных мероприятиях. Также, их исполнители и авторы получили дипломы и благодарственные письма.

— Творческому вузу, наверное, особенно необходим здоровый микроклимат. А это достойные социальные и иные гарантии для работников. Расскажите о ваших взаимоотношениях с профсоюзом. Для чего нужен профсоюз в творческом вузе сегодня на Ваш взгляд?

— Мы не случайно мы называем вуз «Гнесинским домом». Мы свято верим, что все, кто приходят сода, сначала как студенты потом аспиранты и, в конце концов, как педагоги, они приходят не просто на работу, но чтобы остаться здесь настолько, насколько позволит Господь.

Академия для многих — это настоящий родной дом на всю жизнь! Наша профсоюзная организация также имеет свою миссию помощи людям. Я сам – член профсоюза с первых дней работы в Академии.

Прямая речь. Святослав Хитёв, доцент кафедры специального фортепиано, председатель первичной профсоюзной организации Российской академии музыки имени Гнесиных: Профсоюз — это в первую очередь объединение людей одной профессии, в нашем случае – музыкантов, со своими специфическими потребностями и запросами в отношении организации и условий труда (таких, например, как звукоизоляция в классах, состояние аудиторий и инструментов, наличие всего необходимого для плодотворной работы). Помимо условий труда, важная составляющая нашей деятельности – это материальная поддержка наших ветеранов, в том числе и неработающих, молодых преподавателей с детьми и членов профсоюза, попавших по разным причинам в трудную жизненную ситуацию. Мы также поддерживаем творческие проекты и знаменательные события в жизни наших коллег.
Наше сотрудничество с ректоратом носит конструктивный характер, и все вопросы решаются своевременно и оперативно. Отмечу, что ректор РАМ им. Гнесиных Александр Сергеевич Рыжинский является членом профсоюза. Одним из значимых моментов нашего взаимодействия стало включение председателя профсоюзной организации в работу ученого совета Академии. Таким образом, профсоюз имеет возможность обсуждать и принимать важные решения.

Фото пресс-службы Санкт-Петербургской консерватории

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.