Строить корабли — трудно, престижно, увлекательно
«Морским судам быть» — такое решение приняла 30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению Царя Московского Петра I. В наши дни, усилиями Совета ветеранов судостроения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, действующего под эгидой профсоюза, эта дата стала общегородским праздником тех, кто проектирует и строит корабли и суда на Невской земле. В канун праздника о профессии судостроителя нам рассказали защитники прав корабелов: председатель Территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Валерий Зайцев и его коллега председатель Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Межрегионального профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Сергей Максименко.
— Судостроители наших дней — это множество рабочих и инженерных профессий. Не только монтажники и конструкторы. Какие люди сегодня трудятся в судостроении? Какие существуют профессии? Современный судостроитель — кто он?
Валерий Зайцев: — Современный судостроитель — это уникальный работник, так как он строит корабли и суда различного класса. От его профессионализма — а он должен быть профессионалом высокого класса — зависит не только долговечность и прочность судна, или корабля но и жизнь тех, кто будет служить или работать на них.
Судостроитель должен быть внимательным, ответственным, коммуникабельным и, главное, аккуратным. Замечу, что физически это очень тяжелая работа. Судостроителю приходится трудиться в непростых, а иногда и просто во вредных и опасных условиях труда.
Перечислять все рабочие и инженерные профессии, тех кто участвует в постройке судна невозможно. Это десятки если не сотни профессий и должностей. Но есть то, что у них у всех один общий признак — высокий профессионализм.
Сергей Максименко: — Судостроение достаточно консервативная отрасль: в ней невозможны резкие изменения. Безусловно, они происходят, но основа остается прежней. Неслучайно в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете — нашей «Корабелке» — в самом начале обучения студенту преподают именно то, что было заложено в предыдущие эпохи. Вот поэтому у нас и есть сегодня великая инженерная школа, школа проектирования и строительства кораблей. К примеру в ЦНИИ имени академика Крылова, расчеты по движению и устойчивости кораблей выводят из результатов экспериментов в опытовом бассейне. А первый опытовый бассейн был построен еще во времена Российской Империи в Новой Голландии. Такова база, которая позволяет сегодня успешно проектировать суда.
Современное судостроение — это, в первую очередь, люди. Люди, которые строят и проектируют корабли. Делают это они уже не на старых кульманах, а в 3D-режиме, создавая объемные модели. Между многими заводами и конструкторскими бюро существует оперативная связь. Например, по стекловолjкну актуальные изменения в проекте немедленно передаются на судостроительные предприятия. При сохранении традиций, новые технологии активно приходят в судостроение.
— Какова сегодня ситуация с кадрами? Как ведется их подготовка? Кого сегодня не хватает больше всего? Что для этого может сделать и делает профсоюз?
Валерий Зайцев: — Судостроители — это очень востребованные работники, особенно в Санкт-Петербурге, где так много судостроительных заводов, где сосредоточены 80% всех российских конструкторских бюро и НИИ нашего профиля. Поэтому проблема с кадрами, особенно с рабочими 5 — 6 разряда, имеется. Замечу, однако, что этот дефицит кадров, в зависимости от объема и количества заказов — величина переменная.
Подготовкой кадров в нашем городе занимается Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Петровский колледж и Индустриально-судостроительный лицей, а также учебные центры при судостроительных предприятиях и организациях. Но кадровая политика — это дело администрации, профсоюз может помочь ей, организуя наставничество на местах.
Сергей Максименко: — К сожалению в прежнем объеме уже тех нет профтехучилищ, которые были в советское время. Поэтому очень не хватает квалифицированных рабочих. Но у нас есть, к примеру, Петровский колледж, который готовит и сварщиков, и монтажников. При поддержке городских властей, с помощью Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга, были выделены средства на модернизацию и оборудование этого учебного заведения. Теперь наши будущие сварщики учатся на современном оборудовании. Инженерные кадры по-прежнему готовит «Корабелка».
В наши дни когда активно строятся перевалочные, рыбопромысловые суда (траулеры и сейнеры), а также военные корабли — конечно, специалистов не хватает, и нам очень важна государственная программа повышения производительности труда. Не случайно президент страны ставит задачу — повышать производительность труда на 5% в год. Городские власти через Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга занимаются этим. В частности, специалисты комитета выходят на наши предприятия и дают свои рекомендации, как увеличить производительность труда, не прибегая к увеличению нагрузки на работников.
Задача профсоюза в этом вопросе — смотреть, чтобы не было нарушений трудового законодательства, чтобы соблюдались нормы Отраслевого соглашения и заключенных на предприятиях коллективных договоров.
— Роль наставничества в этом процессе. Как возродить его? Какие меры может предложить профсоюз в рамках социального партнерства: поддержать наставничество через коллективные договоры и отраслевые соглашения?
Валерий Зайцев: — Да, обязательно! Надо разрабатывать положения о наставничестве на предприятиях и вводить их в действие приказом руководителя. А в коллективные договоры и в отраслевые соглашения — включать пункты, обеспечивающие развитие, поддержку и поощрение наставничества. Практически на всех предприятиях, чьи профсоюзные первички входят в нашу территориальную организацию, есть положения о наставничестве. Правда, сегодня не везде они работают. Но это уже другой вопрос.
Сейчас наша Территориальная организация, как раз, разработала положение о «Лучшем наставнике предприятия». Мы решили, что будем вводить эту поощрительную меру с января 2024 года.
Сергей Максименко: — Наставничество — самая актуальная тема, и многие руководители предприятий и председатели первичных профсоюзных организаций понимают всю важность этого. Поэтому в ряде коллективных договоров тех предприятий, где действуют наши первички закреплены дополнительные выплаты и другие преференции для работников с большим опытом и высокой квалификацией, которые уже как наставники работают с молодежью. Такое есть, например, на ОАО Завод «Буревестник» в Гатчине, на ряде других.
— Нужно ли сегодня повышать и укреплять престиж профессии судостроителя? Как профсоюз участвует в этом? Расскажите, в частности, о взаимодействии профсоюза и работодателя в решении этих вопросов.
Валерий Зайцев: — Профессия судостроителя престижна — особенно в нашем городе! — но еще более повышать и укреплять ее престиж необходимо. Наш профсоюз совместно с работодателями проводит конкурсы профессионального мастерства. Победители награждаются конкурсов почетными грамотами, городскими и правительственными наградами, занесением передовиков производства на доску почета. Немаловажен для нас и ежегодный конкурс Ленинградской Федерации профсоюзов «Лучший по профессии», в котором обязательно участвуют наши судостроители.
Сергей Максименко: — Повышение престижа профессии состоит из двух компонентов. Первый — это условия труда, как мотивация. Молодежь хочет относительно комфортных условий труда. Второй — это уровень заработной платы. Сегодня заработная плата у нас позволяет молодежи приходить на работу в судостроение. Но вот условия труда еще не всегда на должном уровне. Положительный пример — «Северная верфь», где сегодня возводится современный эллинг, или верфь в Отрадном, где также прошла модернизация. Но есть те предприятия, где работают на старом оборудовании.
— Какие важные события для отрасли и, в первую очередь, для ее работников, произошли в последнее время? Есть ли среди них достижения профсоюза, его победы?
Валерий Зайцев: — За последнее время важным событием для отрасли и для предприятий, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) стала смена собственника и передача управления ОСК Банку «ВТБ». Сейчас наш профсоюз планирует встречу с руководством Банка «ВТБ», чтобы обсудить вопрос социально партнерства в дальнейшей совместной работе.
Сергей Максименко: — Главное для нас — это заключенные в городе и области отраслевые соглашения. В Ленобласти мы подписываем его с профильным заместителем председателя правительства и главой Ассоциации судостроителей. В Санкт-Петербурге такое соглашение заключаем вместе с председателем территориальной организации РПРС Валерием Зайцевым и председателями комитетов по труду и занятости населения городского правительства, ну и, разумеется, с той же Ассоциацией судостроителей. Это хорошая основа для коллективных договоров. Там есть все: минимальный размер заработной платы, а также работа с молодежью и ветеранами и так далее.
Сейчас произошли изменения на законодательном уровне, позволяющие представителям работников, а мы читаем — профсоюзам — участвовать в управлении организацией. Сегодня мы пытаемся реализовать это право. Поправки в Трудовой кодекс внесены, но на практике еще не все ясно.
— Вспомните лучшие практики тех времен, когда вы сами работали на производстве по наставничеству, привлечению кадров, развитию кадрового потенциала? Чем хочется особенно гордиться?
Валерий Зайцев: — Я почти шестьдесят лет проработал на «Адмиралтейских верфях», в прошлом «Ленинградское адмиралтейское объединение». В 15 лет меня — ученика модельщика деревянных моделей, пришедшего работать в литейный цех, сразу же прикрепили к учителю, то есть наставнику и дали рабочее место. Через два года начальник цеха предложил мне поступать в Ленинградский кораблестроительный институт (ныне Государственный морской технический университет — ред.). Сказал, что цеху нужны мастера с образованием. После окончания, вновь пришел на завод.
В те годы, когда молодой специалист приходил на завод — а я пришел на Завод «Судомех» (с 1972 года в составе «Ленинградского адмиралтейского объединения» — ред.) — каждого молодого специалиста обязательно встречал главный инженер. Он беседовал с ним, и в ходе этой беседы, определял место — куда молодой человек пойдет работать: в конструкторское бюро, в цех, к технологам, или в какое-либо другое место. Мало того, на «Судомехе», в период, когда его главным инженером был Герой социалистического труда — знаменитый Игорь Белоусов, ставший затем министром судостроительной промышленности СССР, молодого специалиста оправляли в цех помощником мастера, в следующие три месяца он шел в конструкторское бюро — конструктором. В следующие три месяца его направляли работать технологом. А уже после девяти месяцев смотрели, где он лучше может применить свои знания, и где он будет работать с более высокой отдачей. Это были очень правильные моменты. Но они ушли в прошлое и мое мнение их необходимо возродить.
Занесение передовиков на Доску Почета — это было очень престижно. Люди желали, чтобы там были их портреты. На заводе, где я работал присваивалось звание «Заслуженный адмиралтеец». Его ежегодно давали двум инженерно-техническим работникам и четырем рабочим. Это тоже было очень важно. И не так давно, лет пять тому назад, администрация совместно с профкомом на АО «Адмиралтейские верфи» возродили положение о нагрудном знаке за стаж работы. Вручается с 10 лет 15, 20, 25 и заканчивается знаком за 50 лет. К моему счастью, я такой знак имею.
Сергей Максименко: — Раньше была не только система подготовки кадров, но и система ведения человека от одного уровня ко второму и третьему и так далее. Если говорить о рабочем, то это разрядная сетка — от разряда к разряду повышается стимулирование. Это одна история, а вторая — рабочий класс был в значительном почете, вспомним лишь многочисленные награды за труд. Сегодня это возрождается, к счастью.
Второе — если ты управленец, то за тобой тоже внимательно смотрели: от мастера, до начальника участка, заместитель начальника цеха, главный специалист. Человека оценивали не только в профессиональном, но и нравственном смысле. Со всех сторон! Потянет — не потянет? Сегодня это не так: выплывет — не выплывет. А это трата средств больших без пользы. Когда за несколько лет может смениться целый ряд директоров! Где здесь говорить об эффективном управлении.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий