Строить корабли — трудно, престижно, увлекательно

Строить корабли — трудно, престижно, увлекательно
30 октября
08:30 2023

30 октября — День судостроителя в Санкт-Петербурге

«Морским судам быть» — такое решение приняла 30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению Царя Московского Петра I. В наши дни, усилиями Совета ветеранов судостроения Санкт-Петербурга и Ленинградской области, действующего под эгидой профсоюза, эта дата стала общегородским праздником тех, кто проектирует и строит корабли и суда на Невской земле. В канун праздника о профессии судостроителя нам рассказали защитники прав корабелов: председатель Территориальной организации Российского профсоюза работников судостроения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Валерий Зайцев и его коллега председатель Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Межрегионального профсоюза работников судостроения, судоремонта и морской техники Сергей Максименко.

— Судостроители наших дней — это множество рабочих и инженерных профессий. Не только монтажники и конструкторы. Какие люди сегодня трудятся в судостроении? Какие существуют профессии? Современный судостроитель — кто он?

Валерий Зайцев: — Современный судостроитель — это уникальный работник, так как он строит корабли и суда различного класса. От его профессионализма — а он должен быть профессионалом высокого класса — зависит не только долговечность и прочность судна, или корабля но и жизнь тех, кто будет служить или работать на них.

Судостроитель должен быть внимательным, ответственным, коммуникабельным и, главное, аккуратным. Замечу, что физически это очень тяжелая работа. Судостроителю приходится трудиться в непростых, а иногда и просто во вредных и опасных условиях труда.

Перечислять все рабочие и инженерные профессии, тех кто участвует в постройке судна невозможно. Это десятки если не сотни профессий и должностей. Но есть то, что у них у всех один общий признак — высокий профессионализм.

Сергей Максименко: — Судостроение достаточно консервативная отрасль: в ней невозможны резкие изменения. Безусловно, они происходят, но основа остается прежней. Неслучайно в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете — нашей «Корабелке» — в самом начале обучения студенту преподают именно то, что было заложено в предыдущие эпохи. Вот поэтому у нас и есть сегодня великая инженерная школа, школа проектирования и строительства кораблей. К примеру в ЦНИИ имени академика Крылова, расчеты по движению и устойчивости кораблей выводят из результатов экспериментов в опытовом бассейне. А первый опытовый бассейн был построен еще во времена Российской Империи в Новой Голландии. Такова база, которая позволяет сегодня успешно проектировать суда.

Современное судостроение — это, в первую очередь, люди. Люди, которые строят и проектируют корабли. Делают это они уже не на старых кульманах, а в 3D-режиме, создавая объемные модели. Между многими заводами и конструкторскими бюро существует оперативная связь. Например, по стекловолjкну актуальные изменения в проекте немедленно передаются на судостроительные предприятия. При сохранении традиций, новые технологии активно приходят в судостроение.

— Какова сегодня ситуация с кадрами? Как ведется их подготовка? Кого сегодня не хватает больше всего? Что для этого может сделать и делает профсоюз?

Валерий Зайцев: — Судостроители — это очень востребованные работники, особенно в Санкт-Петербурге, где так много судостроительных заводов, где сосредоточены 80% всех российских конструкторских бюро и НИИ нашего профиля. Поэтому проблема с кадрами, особенно с рабочими 5 — 6 разряда, имеется. Замечу, однако, что этот дефицит кадров, в зависимости от объема и количества заказов — величина переменная.
Подготовкой кадров в нашем городе занимается Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Петровский колледж и Индустриально-судостроительный лицей, а также учебные центры при судостроительных предприятиях и организациях. Но кадровая политика — это дело администрации, профсоюз может помочь ей, организуя наставничество на местах.


Валерий Зайцев.

Сергей Максименко: — К сожалению в прежнем объеме уже тех нет профтехучилищ, которые были в советское время. Поэтому очень не хватает квалифицированных рабочих. Но у нас есть, к примеру, Петровский колледж, который готовит и сварщиков, и монтажников. При поддержке городских властей, с помощью Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга, были выделены средства на модернизацию и оборудование этого учебного заведения. Теперь наши будущие сварщики учатся на современном оборудовании. Инженерные кадры по-прежнему готовит «Корабелка».

В наши дни когда активно строятся перевалочные, рыбопромысловые суда (траулеры и сейнеры), а также военные корабли — конечно, специалистов не хватает, и нам очень важна государственная программа повышения производительности труда. Не случайно президент страны ставит задачу — повышать производительность труда на 5% в год. Городские власти через Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга занимаются этим. В частности, специалисты комитета выходят на наши предприятия и дают свои рекомендации, как увеличить производительность труда, не прибегая к увеличению нагрузки на работников.

Задача профсоюза в этом вопросе — смотреть, чтобы не было нарушений трудового законодательства, чтобы соблюдались нормы Отраслевого соглашения и заключенных на предприятиях коллективных договоров.

— Роль наставничества в этом процессе. Как возродить его? Какие меры может предложить профсоюз в рамках социального партнерства: поддержать наставничество через коллективные договоры и отраслевые соглашения?

Валерий Зайцев: — Да, обязательно! Надо разрабатывать положения о наставничестве на предприятиях и вводить их в действие приказом руководителя. А в коллективные договоры и в отраслевые соглашения — включать пункты, обеспечивающие развитие, поддержку и поощрение наставничества. Практически на всех предприятиях, чьи профсоюзные первички входят в нашу территориальную организацию, есть положения о наставничестве. Правда, сегодня не везде они работают. Но это уже другой вопрос.

Сейчас наша Территориальная организация, как раз, разработала положение о «Лучшем наставнике предприятия». Мы решили, что будем вводить эту поощрительную меру с января 2024 года.

Сергей Максименко: — Наставничество — самая актуальная тема, и многие руководители предприятий и председатели первичных профсоюзных организаций понимают всю важность этого. Поэтому в ряде коллективных договоров тех предприятий, где действуют наши первички закреплены дополнительные выплаты и другие преференции для работников с большим опытом и высокой квалификацией, которые уже как наставники работают с молодежью. Такое есть, например, на ОАО Завод «Буревестник» в Гатчине, на ряде других.

— Нужно ли сегодня повышать и укреплять престиж профессии судостроителя? Как профсоюз участвует в этом? Расскажите, в частности, о взаимодействии профсоюза и работодателя в решении этих вопросов.

Валерий Зайцев: — Профессия судостроителя престижна — особенно в нашем городе! — но еще более повышать и укреплять ее престиж необходимо. Наш профсоюз совместно с работодателями проводит конкурсы профессионального мастерства. Победители награждаются конкурсов почетными грамотами, городскими и правительственными наградами, занесением передовиков производства на доску почета. Немаловажен для нас и ежегодный конкурс Ленинградской Федерации профсоюзов «Лучший по профессии», в котором обязательно участвуют наши судостроители.

Сергей Максименко: — Повышение престижа профессии состоит из двух компонентов. Первый — это условия труда, как мотивация. Молодежь хочет относительно комфортных условий труда. Второй — это уровень заработной платы. Сегодня заработная плата у нас позволяет молодежи приходить на работу в судостроение. Но вот условия труда еще не всегда на должном уровне. Положительный пример — «Северная верфь», где сегодня возводится современный эллинг, или верфь в Отрадном, где также прошла модернизация. Но есть те предприятия, где работают на старом оборудовании.

— Какие важные события для отрасли и, в первую очередь, для ее работников, произошли в последнее время? Есть ли среди них достижения профсоюза, его победы?

Валерий Зайцев: — За последнее время важным событием для отрасли и для предприятий, входящих в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) стала смена собственника и передача управления ОСК Банку «ВТБ». Сейчас наш профсоюз планирует встречу с руководством Банка «ВТБ», чтобы обсудить вопрос социально партнерства в дальнейшей совместной работе.

Сергей Максименко: — Главное для нас — это заключенные в городе и области отраслевые соглашения. В Ленобласти мы подписываем его с профильным заместителем председателя правительства и главой Ассоциации судостроителей. В Санкт-Петербурге такое соглашение заключаем вместе с председателем территориальной организации РПРС Валерием Зайцевым и председателями комитетов по труду и занятости населения городского правительства, ну и, разумеется, с той же Ассоциацией судостроителей. Это хорошая основа для коллективных договоров. Там есть все: минимальный размер заработной платы, а также работа с молодежью и ветеранами и так далее.

Сейчас произошли изменения на законодательном уровне, позволяющие представителям работников, а мы читаем — профсоюзам — участвовать в управлении организацией. Сегодня мы пытаемся реализовать это право. Поправки в Трудовой кодекс внесены, но на практике еще не все ясно.


Сергей Максименко.

— Вспомните лучшие практики тех времен, когда вы сами работали на производстве по наставничеству, привлечению кадров, развитию кадрового потенциала? Чем хочется особенно гордиться?

Валерий Зайцев: — Я почти шестьдесят лет проработал на «Адмиралтейских верфях», в прошлом «Ленинградское адмиралтейское объединение». В 15 лет меня — ученика модельщика деревянных моделей, пришедшего работать в литейный цех, сразу же прикрепили к учителю, то есть наставнику и дали рабочее место. Через два года начальник цеха предложил мне поступать в Ленинградский кораблестроительный институт (ныне Государственный морской технический университет — ред.). Сказал, что цеху нужны мастера с образованием. После окончания, вновь пришел на завод.

В те годы, когда молодой специалист приходил на завод — а я пришел на Завод «Судомех» (с 1972 года в составе «Ленинградского адмиралтейского объединения» — ред.) — каждого молодого специалиста обязательно встречал главный инженер. Он беседовал с ним, и в ходе этой беседы, определял место — куда молодой человек пойдет работать: в конструкторское бюро, в цех, к технологам, или в какое-либо другое место. Мало того, на «Судомехе», в период, когда его главным инженером был Герой социалистического труда — знаменитый Игорь Белоусов, ставший затем министром судостроительной промышленности СССР, молодого специалиста оправляли в цех помощником мастера, в следующие три месяца он шел в конструкторское бюро — конструктором. В следующие три месяца его направляли работать технологом. А уже после девяти месяцев смотрели, где он лучше может применить свои знания, и где он будет работать с более высокой отдачей. Это были очень правильные моменты. Но они ушли в прошлое и мое мнение их необходимо возродить.

Занесение передовиков на Доску Почета — это было очень престижно. Люди желали, чтобы там были их портреты. На заводе, где я работал присваивалось звание «Заслуженный адмиралтеец». Его ежегодно давали двум инженерно-техническим работникам и четырем рабочим. Это тоже было очень важно. И не так давно, лет пять тому назад, администрация совместно с профкомом на АО «Адмиралтейские верфи» возродили положение о нагрудном знаке за стаж работы. Вручается с 10 лет 15, 20, 25 и заканчивается знаком за 50 лет. К моему счастью, я такой знак имею.

Сергей Максименко: — Раньше была не только система подготовки кадров, но и система ведения человека от одного уровня ко второму и третьему и так далее. Если говорить о рабочем, то это разрядная сетка — от разряда к разряду повышается стимулирование. Это одна история, а вторая — рабочий класс был в значительном почете, вспомним лишь многочисленные награды за труд. Сегодня это возрождается, к счастью.

Второе — если ты управленец, то за тобой тоже внимательно смотрели: от мастера, до начальника участка, заместитель начальника цеха, главный специалист. Человека оценивали не только в профессиональном, но и нравственном смысле. Со всех сторон! Потянет — не потянет? Сегодня это не так: выплывет — не выплывет. А это трата средств больших без пользы. Когда за несколько лет может смениться целый ряд директоров! Где здесь говорить об эффективном управлении.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.