«Орган и домра», а также прочие «Музыкальные редкости»
Бах современен! — это аксиома. Как и то, что возможности органа — безграничны. Особенно, когда его клавиш касаются настоящие мастера. Приходите, чтобы послушать короля — «Короля инструментов».
Уже завтра — в пятницу 13 октября, в 19 часов 30 минут в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу: улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», прозвучит концерт «Времена года – времена любви: осень».
Любимый публикой Санкт-Петербургский концертный дуэт приглашает вас ощутить всю полноту этого чудесного времени в разных уголках земного шара. заслуженный артист России Марк Таубе (скрипка) и лауреат международных конкурсов Екатерина Маришкина (орган) представят величайшее многообразие осенней звуковой палитры проверенными временем хитами.
Времена года. К этой теме в разные эпохи неизменно обращались многочисленные композиторы нашей планеты. Вивальди. Пьяццолла. Чайковский. Глазунов. Круговорот времен года. Настроения, созвучные сезонам. Грезы зимы. Неспешные осенние прогулки. Весенние безумства. Торжество лета. И конечно же, Любовь, такая разная в разные времена года…. Очередной концерт цикла обеспечит полное погружение в ОСЕНЬ обоих полушарий всего за один вечер, благодаря мастерству и неиссякаемому воображению петербургских музыкантов! Веселый сбор урожая и азарт охоты Вивальди, меланхолические грезы Чайковского, неуемная страсть Пьяццоллы и тончайшая лирика Глазунова. Яркие краски вечера – французские вокальные хиты Une vie d’amour Гарваренца и Les Feuilles mortes Жозефа Космы.
Программа: Густав Хэгг (1867–1925) Festhymne (Праздничный гимн); Михаил Клеофас Огинский (1765–1833) Полонез ля минор, переложение для органа соло; Пётр Чайковский (1840–1893) Осенняя песнь (Октябрь) из цикла «Времена года», переложение для скрипки и органа; Александр Глазунов (1865–1936) Малое адажио (Осень) из музыки к балету «Времена года»; Жорж Гарваренц (1932–1993) Une vie d’amour (Вечная любовь), обработка для скрипки и органа; Астор Пьяццолла (1921–1992) Осень в Буэнос-Айресе из цикла «Времена года в Буэнос-Айресе», обработка для скрипки и органа; Жозеф Косма (1905–1969) Les Feuilles mortes (Опавшие листья), обработка для скрипки и органа; Густав Хэгг Элегия; Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт Осень из цикла «Времена года», переложение для скрипки и органа соло.
В этот же день — пятницу 13 октября, в 20 часов, уже под сводами Римско-католического храма Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», будет дан концерт «Бах и XX век».
В концерте любимой публикой органистки Юлии Глазковой встретятся Бах, Мессиан и Пярт, явив звуковую картину самой искренней и чистой религиозности.
Творчество Иоганна Себастьяна Баха и, в том числе, его органная музыка оказали огромное влияние на развитие и мировых композиторских школ. Без органа невозможно представить не только немецкую культуру, но и историю Германии. Величайший новатор своей эпохи Иоганн Себастьян прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в хоральных обработках, берущих начало из протестантского хорала. Далеко не все эти шедевры вошли в пять сборников, сформированных самим Бахом.
Особый интерес вызывают Шюблеровские хоралы, которые являются транскрипциями арий из кантат и выходят за привычные рамки хоральных прелюдий. Дорийская токката и фуга написана во время пребывания Баха в Веймаре, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В сочинении явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд потрясающих органных транскрипций солнечного итальянца. А вот авторство самого популярного сочинения баховского сочинения до сих пор оспаривается. Удивлены? Да, это именно Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников.
Арво Пярт — гениальный эстонский композитор, почитаемый во всем мире. На протяжении долгой творческой жизни, мастер экспериментирует в самых различных техниках и стилях, включая изоритмию, минимализм, серийность, неоклассицизм, коллаж и сонорику. Собственный стиль композитор определяет как tintinnabuli (колокольчики), подразумевая звучание небольших церковных колоколов с характерными призвуками. Сочинение Annum per annum, что в переводе значит «Из года в год», написано Арво Пяртом к 900-летию кафедрального собора в Шпaйере.
Основной принцип жизненного кредо одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине католической церкви. Правоверный католик, композитор, органист, музыкальный теоретик, ученый и педагог, Оливье Мессиан создал свою музыкальную и мировоззренческую Вселенную, свой музыкальный и ритмический порядок, и при этом сам уверял, что не придумал ничего нового.
Бах и XX век — космос рядом с вами!
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор (дорийская) BWV 538, Meine Seele erhebt den Herren BWV 648 (Моя душа взывает к Господу) из Шюблеровских хоралов; Арво Пярт (1935*) Annum per annum (Год за годом, 1980); Оливье Мессиан (1908–1992) Небесное причастие (1928), Хоральная прелюдия Ich ruf zu Dir Herr Jesu Christ (Взываю к тебе, Господи!) BWV 639, Токката и фуга ре минор BWV 565.
Там же, на Ковенском, дом 7, в субботу 14 октября, ровно в 20 часов, все в том же цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», для вас вновь будет сыгран концерт «Времена года – времена любви: осень» (Подробнее о концерте в начале публикации).
15 октября, в воскресенье, ровно в 16 часов, в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской состоится концерт «Бах и музыкальные редкости».
Органист и музыковед Михаил Мищенко представляет очередную самобытную программу, в которой сочинения разных эпох и стилей по замыслу музыканта перемежаются номерами из известных Хоральных вариаций Иоганна Себастьяна Баха «Приветствую тебя, любезный Иисусе», создавая особую музыкальную архитектонику.
Именно необозримое органное творчество Баха сделало его известным в кругу своих современников. Гений импровизации, король полифонии, блестящий виртуоз и глубокий философ, Бах оставался верен дружбе с органом в течение всей своей жизни. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства. Хорал стал для великого мастера источником творческого вдохновения, способом выражения религиозного чувства и философского размышления.
Композитор и органист Йозеф Райнбергер был одним из самых востребованных педагогов по композиции своего времени. Будучи весьма консервативным в своем творчестве, он учил композиции, придерживаясь строгой классической традиции. В числе его многочисленных учеников — великий дирижер Вильгельм Фуртвенглер и известный физик Макс Планк! Райнбергер сочинял в самых разных жанрах, от песни до оперы и симфонии. В наши дни более всего известны его сонаты для органа, которых было создано 20. Уроженец Лихтенштейн, Райнбергер почти всю жизнь провел в Мюнхене, где сначала учился и затем преподавал в консерватории и занимал различные музыкальные посты, в том числе придворного капельмейстера. Его музыка отличается мелодической пластичностью, сочетанием патетики и элегичности.
Жизнь и творчество швейцарского органиста и композитора Самуэля Дюкоммуна связаны большей частью с городом Невшатель. В числе его учителей – прославленный французский композитор и органист Марсель Дюпре. В творчестве Дюкоммуна основное место занимают сочинения для органа и с участием органа, а его оригинальный гармонический стиль сложился под влиянием французской музыки. Флор Петерс — бельгийский композитор, органист и педагог.
Директор Фламандской консерватории в Амстердаме. С успехом гастролировал в разных многочисленных странах мира, включая СССР, где выступил в Большом зале Ленинградской филармонии. Автор более 200 сочинений для органа. Выдающийся мастер духовной музыки создал многочисленные сочинения для хора и органа, используя традиции григорианики, ренессансной полифонии и народной песни. Испытал влияние выдающихся французских композиторов-органистов Марселя Дюпре и Шарля Турнемира. С Турнемиром Петерса связывала многолетняя дружба по переписке. Единственная их встреча состоялась в 1936 году, когда Турнемир пригласил Петерса дебютировать с концертом в парижской церкви Святой Клотильды, в которой много лет играл глава французской романтической органной школы, великий Сезар Франк.
Нэд Рорем – крупнейший современный американский композитор, проживший жизнь практически длиной в столетие. Наибольшую известность получили его песни и романсы (свыше 500), принесшие Рорему славу ведущего мастера камерной вокальной музыки. Его часто называли неоромантиком, которого мало привлекали модернистские течения и техники. Учителями композитора были Маргарет Бондс, Лео Сауерби, Аарон Копланд, Вирджил Томсон. Годы учения продолжились в странствиях по Марокко и Франции. Влияние Пуленка и Мийо укрепило французскую направленность его музыки («американский Пуленк»). По возвращении в Америку Рорем стал весьма востребованным композитором, получавшим заказы на протяжении десятилетий, до глубокой старости. Фантазия и Токката для органа, заявленная в концерте, – первое органное сочинение начинающего композитора, посвященное его наставнику Лео Сауерби. Сочинение пропало из виду на долгие годы, прежде чем его обнаружили в архиве в конце 1980-ых.
Бах и музыкальные редкости — яркое событие в органной афише Петербурга.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685 – 1750) Хоральные вариации Sei gegrusset, Jesu gutig (Приветствую тебя, любезный Иисусе) BWV 768), Хорал – Вариации I. – II.; Самуэль Дюкоммун (1914 – 1987) Органная книга, ор. 109: Интроит – Хорал – Версеты (I, II, III) – Sanctus – Молитва – Токката; Иоганн Себастьян Бах Хоральные вариации Sei gegrusset, Jesu gutig: Вариации III. – V.; Йозеф Рейнбергер (1839 – 1901) Соната № 11 d-moll ор. 148: I Agitato-II.Кантилена-III –Интермеццо-IV.Фуга; Иоганн Себастьян Бах Хоральные вариации Sei gegrusset, Jesu gutig: Вариации VI. – VII.; Нэд Рорем (1923 – 2022) Фантазия и токката; Иоганн Себастьян Бах Хоральные вариации Sei gegrusset, Jesu gutig: Вариации VIII. – IX. Флор Петерс (1903 – 1986) Ностальгия ор. 59 № 3, Хоральная прелюдия Jesu, nostra Redemptio (Иисус, наше спасение) ор. 76 № 7, Иоганн Себастьян Бах Хоральные вариации Sei gegrusset, Jesu gutig, Вариации X. – XI.; Флор Петерс Ария ор. 51
Последний воскресный концерт 15 октября, также в 16 часов пройдет в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуансокго чудотворца. Его адрес: 9-я Красноармейская, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Здесь для вас сыграют концерт «Листопад под Баха, Вивальди и Таривердиева».
Листопад под Баха и Таривердиева — удивительный союз домры и органа. Многообразие звуковой палитры и невероятные тембровые эффекты. Петербургские музыканты Марина Сподарева (домра) и Алие Абдурашитова (орган) проведут вас через музыкальные столетия: от Баха до наших дней. Искрящиеся россыпи барокко. Бах-Вивальди-Скарлатти. Скрипичные сонаты лейпцигского кантора и венецианского аббата заиграют новыми гранями в ансамбле домры и органа.
Планета Бах — превращение, преобразование, игра с формами, жанрами и выразительными средствами. Абсолютно разные по своей темпо-ритмике, тембровой окраске и богатству гармоний хоральные обработки. Легендарная Токката и фуга ре минор — самое известное органное сочинение в мире. Струнный концерт Антонио Вивальди в баховской обработке для короля инструментов. Два гения-небожителя незаслуженно и надолго забытые. Бах вернулся к нам лишь в веке XIX, а Вивальди в XX! Более того, о некоторых его сочинениях было известно лишь благодаря транскрипциям, Баха. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неуемного аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия. Даже в наши дни публика порою приписывает ряд подобных сочинений Баху, а не Вивальди!
Еще один итальянский персонаж концерта — Доменико Скарлатти, создатель виртуозного клавирного стиля. Из всей славной музыкальной династии Скарлатти наибольшую славу снискал именно Доменико, сын Алессандро Скарлатти, современник Баха и Генделя. Автор 555 клавирных сонат, клавесинист-виртуоз совершил настоящую революцию в клавирной технике. С Генделем Доменико не только дружил, но и состязался в искусстве игры, победив его в игре на клавесине, и проиграв — на органе. Его мастерство производило столь неизгладимое впечатление, что современники писали, «будто за клавесином сидит тысяча чертей»!
Продолжение линии барокко — две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» Микаэла Таривердиева, виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи. Яркие краски концерта — «Листопад» для домры соло молодого одаренного композитора Владимира Кошелева, а также «Родина» и «Молитва о мире» композитора и мультиинструменталиста, участницы знаменитого дуэта «Гусли в космосе» Елизаветы Панченко.
Листопад под Баха и Таривердиева — осень в компании гениев.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565, Соната си минор BWV 1014, Три хоральные прелюдии: Nun komm der Heiden Heiland; Антонио Вивальди (1678–1741) Соната ре минор; Антонио Вивальди- Иоганн Себастьян Бах Концерт ре минор BWV 596; Доменико Скарлатти (1685–1757) Две сонаты; Микаэл Таривердиев (1931–1996) Две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам»; Елизавета Панченко (1987) Молитва о мире; Владимир Кошелев (1984) Каприс №1 для домры соло «Листопад»; Елизавета Панченко — Родина.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий