«Где бы ни работал — нигде не терялся» или как стать лучшим составителем поездов

Железная дорога — со множеством ее профессий — в жизни нашего героя была с детства. Рос Павел Петров в семье железнодорожников в ста метрах станции Семрино Октябрьской железной дороги. Места работы машиниста электропоезда, специалистов службы пути — рядом располагались. Путевая машинная станция №83 — все это было неотъемлемой частью жизни, вошло в нее, как говорится, с молоком матери. Сегодня Павел Петров — составитель поездов и победитель конкурса Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) «Лучший по профессии в Санкт-Петербурге и Ленинградской области».
Не удивительно, что учился Павел в школе №14 города Павловска, тогда это была особая — железнодорожная школа. «О другом даже не думал», — улыбается он. В этой школе старшеклассники проходили практику в Локомотивном депо «Ленинград-Сортировочный-Витебский» (ТЧ-9). Там, юный Павел и освоил сначала профессию слесаря по осмотру и ремонту локомотивов, а, затем, и помощника машиниста. До и после армии юноша трудился все в том же ТЧ-9. Однако…
«За несколько лет работы в грузовом и в пассажирском движении ездить по одному и тому же «плечу» в кабине тепловоза стало просто скучно. Такой уж я был в молодости, — смеется он. — Отсюда возникло решение попробовать что-то новое, но, непременно, на железной дороге».
Скучно не будет
Наибольший интерес вызвала профессия составителя поездов. Реализовал себя в ней Павел на станции Санкт-Петербург-Пассажирский-Витебский. «Мне нравилось, что нужно было много думать, принимать нестандартные решения. Каждая смена отличалась от другой: разные планы формирования поездов, различия в маневровых работах», — рассказал он.
Вскоре наш герой овладел еще одной гранью своей новой профессии, став кондуктором.
Поясним, что на железной дороге — кондуктор – вовсе не продает и не проверяет билеты. Это тот же составитель поездов, только работающий не на одной станции, а в, так называемом, передаточном и вывозном движении, сопровождая поезда, то есть сразу на целом участке со множеством станций.
Составитель поездов, кондуктор — это своего рода — шахматист. «На маневровых работах надо продумывать, просчитывать свои ходы на пять, а то и шесть ходов вперед, чтобы затратить меньше времени, сил, движения, ведь за сутки проходишь пешком по путям 18 — 20 километров», — продолжает свой рассказ Павел.
Главные качества составителя, по его мнению: дисциплина и исполнительность. «Наша профессия едва ли не самая опасная на железной дороге. Наши инструкции в прямом смысле написаны кровью. Необходимо соблюдать правила безопасности движения и охраны труда. От точности исполнения составителем команд маневрового диспетчера или дежурного по станции зависит многое, в том числе, график движения поездов, их безопасность. Особенно, когда идут маневры с выездом на магистральные пути. Еще, конечно, должно быть и хорошее здоровье», — продолжает Павел Петров.
Составителю поездов необходимо знать правила технической эксплуатации железных дорог, маневровых работ и правила охраны труда на каждой конкретной станции, где приходится работать. Он должен разбираться в устройстве вагонов, стрелочных переводов, правильно оценивать их возможные неисправности.
Как рассказал собеседник, за время его работы были и нештатные ситуации. Выходить из них помогало четкое следование правилам, а приобретенный богатый опыт позволил не допускать этого впредь. Однажды, в середине 90-х годов, ноябрьской ночью на станции «Среднерогатская» кондуктор Петров попал под сильнейший ливень и за час работы промок насквозь.
«Работы было много, раздевалка далеко. А после часа ночи температура понизилась до минус пяти градусов, в общем к восьми утра мою ледяную тушку машинист и дежурный по станции буквально отдирали от вагона, но задание на маневровую работу было выполнено. В любую погоду, в любых ситуациях составитель должен выполнять свои обязанности, соблюдая правила и инструкции», — рассказал наш герой.
Путь к победе
Свой опыт и навыки Павел сполна проявил в прошлом году на конкурсе профмастерства Октябрьской железной дороги. Он проходил на станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Витебский. Было 28 участников. Им надлежало — в теории, а, затем, и на практике — показать свои знания маневровой работы, электробезопасности, в частности, как правильно закреплять составы на путях, руководить движением локомотива, следить за исправностью автосцепок и стрелочных переводов, просчитать заданную довольно сложную ситуацию на станции, а также — что не менее важно — показать знания в сфере охраны труда. И, наконец, следовало сыграть в «Пятнашки». Да-да, только в особые — на макет-схеме железнодорожной станции с разноцветными фишками-вагонами (каждый цвет обозначает: цистерну, полувагон, платформу и так далее, а также локомотив). Побеждает в игре тот, кто правильно сформирует поезд, согласно заданию.
Здесь Павел Петров стал победителем и представлял Октябрьскую магистраль уже на чемпионате ОАО «Российские железные дороги» в Екатеринбурге. На нем Павел занял лишь шестое место. «И там, и там все участники были равны между собою. Но на дорожном этапе я выступал последним — это помогло сориентироваться и учесть чужой опыт. На чемпионате, наоборот — первым. Это было очень сложно».
Но, как бы там ни было, именно победа на дорожном конкурсе и сделала его победителем на конкурсе ЛФП. Напомним, что участники конкурса ЛФП обязательно должны быть победителями отраслевого конкурса «Лучший по профессии» и, конечно, состоять в профсоюзе.
«Для меня победа на конкурсе Федерации профсоюзов и награждение во Дворце Труда стало большой неожиданностью, я ведь не считаю себя лучшим составителем поездов на всей Октябрьской дороге. Есть профессионалы лучше меня. Просто так сложилось. Хотя это не первый раз, когда меня признавали лучшим. В 1988 году, еще в ТЧ-9, в цехе ремонта полгода был лучшим молодым рабочим. В Кондукторском резерве на станции Санкт-Петербург-Балтийский считался надёжным и грамотным кондуктором. Даже в транспортной экспедиторской компании на «Ижорские заводах» я был не последним маневровым диспетчером. В общем, где бы не работал — нигде не терялся. Спасибо всём кто присудил мне победу!» — говорит Павел Петров.
Кстати, победитель — человек с высшим образованием. Закончил Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (в прошлом ЛИИЖТ) по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте». Несколько лет работал специалистом по логистике в других организациях, связанных с железнодорожным транспортом.
Вновь сменить белый воротничок на синий, вернувшись к работе составителя, Павла подтолкнула пенсионная реформа — составители поездов по-прежнему уходят на заслуженный отдых раньше из-за тяжелых условий труда. С тех пор уже шесть лет он трудится на станции Тосно, и, по-прежнему, любит свою работу, выполняет ее с душой и — разумеется — с большим вниманием, ответственностью и рассудительностью.
Все время работы на железной дороге Павел Петров — член Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (Роспрофжел). «Профсоюз необходим, ведь он защищает наши права. Мы имеем коллективный договор, где много гарантий, которые превышают то, что заложено в Трудовом кодексе», — отмечает Павел, подчеркивая, что своими условиями труда и заработной платой — вполне доволен.

Павел Петров на торжественной церемонии награждения победителей ежегодных конкурсов ЛФП. Слева председатель ЛФП Владимир Дербин (декабрь 2022 года).
В жизни
Вне работы наш герой: семьянин, садовод и строитель, воспитывает двух дочерей: «У нас с женой тяга к земле с детства. Земля успокаивает». Лучший составитель поездов еще и большой книгочей — любит читать военную, историческую и приключенческую прозу: «В свое время перечитал все книги в павловской детской, а, затем, и взрослой библиотеке!»
С сожалением говорит он о том, что железнодорожные профессии, по его мнению, уже не так популярны, как раньше и не имеют прежнего авторитета, который был в советское время.
«Когда раньше машинист — мой дядя — шел по поселку, все высказывали ему свое уважение. В 90-е годы все это начало теряться. Молодежь приходит на железную дорогу, но отношение к работе у нее все же иное», — сетует он.
Поэтому, наверное, так важны сегодня конкурсы профессионального мастерства, в том числе и тот, которые проводит Ленинградская Федерация профсоюзов. Его цель – напомнить: не бывает неинтересных и непрестижных профессий, если есть настоящие профи.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий