На выходных «пересекай столетия»

На выходных «пересекай столетия»
19 мая
17:12 2023

Впереди выходные, и вновь приобщиться к шедеврам мировой органной классики можно будет под сводами католических храмов Северной столицы. Бах, Вивальди и даже …Таривердиев, виртуозное сплетение голоса и органа, а также виолончели. Все это рядом. Нужно лишь прийти на концерт.

Уже сегодня вечером 19 мая, в 19 часов 30 минут в Римско-католическом храме святого Станислава, что на улице Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», будет дан концерт «Бах и романтический орган».

Известный своими многочисленными оригинальными программами лауреат международных конкурсов Владимир Королевский представит своих воспитанников в грандиозном гала-концерте. Вершина органного Олимпа Иоганн Себастьян Бах предстанет в созвездии французских и немецких романтиков.

Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи, Бах тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Далеко не все эти шедевры вошли в пять сборников, сформированных самим Бахом. Особый интерес вызывают Шюблеровские хоралы, которые являются транскрипциями арий из кантат и выходят за привычные рамки хоральных прелюдий.

Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Связь с музыкой Баха проходит через все творчество композитора, а оба мастера в разные времена служили в легендарной лейпцигской Томаскирхе. Самое популярное сочинение Мендельсона для органа — именно цикл из 6 сонат, опубликованный в 1845 году, одновременно с работой композитора над редакцией хоральных прелюдий Баха. Количество частей варьируется в них от двух до четырех, это темы хоралов, фуги, фантазии. Мендельсон часто гастролировал в Лондоне, где познакомился с органистом Лондонского кафедрального собора Томасом Эттвудом. Именно ему посвящен цикл из Прелюдий и фуг. Прекрасное знание инструмента позволило Мендельсону достичь ошеломляющих звуковых и тембровых эффектов.

Густав Меркель – ученик Шумана и Райсигера. В его творческом наследии – сонаты, прелюдии, фантазии и фуги для органа, камерная инструментальная музыка с органным сопровождением. Большой популярностью пользуются сочинения композитора для органа в четыре руки. Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику? Леон Боэльман — автор Готической сюиты, которая является одним из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 опусов, большая часть которых – для органа.

Бах и романтический орган — гала концерт восходящих звезд и лучшие страницы органного репертуара.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Три хоральные прелюдии из цикла «Шюблеровские хоралы» BWV 645-650; Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847): Прелюдия ре минор (1820), Анданте ре мажор (1823), Прелюдия и фуга ре минор ор. 37 №3, Соната для органа ор. 65 №1 фа минор: III. – Andante IV. – Allegro assai vivace; Густав Меркель (1827–1885) Соната для органа в четыре руки ор. 30 №1 ре минор: II. – Adagio III. – Allegro; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 531; Леон Боэльман (1862–1897) Готическая сюита ор. 25: IV. Токката; Шарль-Мари Видор (1844–1937) Шестая органная симфония ор. 42 №2 соль минор: I. Allegro

Еще один концерт в этот вечер пятницы — 19 мая будет дан в 20 часов 15 минут. Прозойдет это под сводами Римско-католического храма Успения Пресвятой Девы Марии, по адресу: 1-я Красноармейскаяулица, дом 11 (станция метро Технологический институт). Там, в цикле концертов «Время органа», прозвучит концерт «Ave Maria и времена года»

Потрясающая программа петербургских музыкантов Натальи Козловой, Екатерины Маришкиной и Марка Таубе. Скрипка-орган-бандонеон Неожиданные аранжировки, зашкаливающие эмоции, невероятные тембровые эффекты.

Герой вечера — великий Астор в окружении Баха, Вивальди, Стораче и Тройло. Жар и холод. Лед и пламень. «Танго было очень скучным, пока не появился я», — как-то обмолвился Пьяццолла. Кто бы еще смог столь полно и захватывающе поведать о вековой истории танго в уникальной сюите «История танго»? Четыре части сюиты рассказывают где, как именно и для кого звучало танго.

«Времена года в Буэнос-Айресе» великого Астора — четыре больших танго, лирическая сюита о чувствах и судьбах маленьких людей в большом городе. Он назвал свой цикл Cuatro Estaciones Portenas, словом «Porteno» напоминая нам про бедняков, ютящихся на кривых улочках портовых кварталов, где собственно и родилось аргентинское танго. Это потрясающие по своей пронзительности и эмоциональному накалу зарисовки из жизни обитателей окраины Буэнос-Айреса. Совсем иная история у Ave Maria, написанной властелином танго. В оригинале музыка написана для солирующего гобоя с оркестром, и предназначена, как и бессмертный Oblivion, для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудиой Кардинале в главных ролях. Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант – Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци. Итальянская певица Мильва рассказывала, что в 1992 году, незадолго до смерти, Пьяццолла вручил ей рукопись со словами «Исполните, когда сочтете необходимым». Ave Maria была исполнена Мильвой впервые в 2000 году, после чего даже инструментальные варианты этого шедевра чаще всего исполняют под названием Ave Maria, настолько точно слова молитвы отражают удивительную, умиротворяющую, трансцендентную атмосферу этой божественной музыки. Волею случая Пьяццолла попадает в знаменитый оркестр виртуозного бандеониста Анибаля Тройло, безумно популярный в золотой век танго и выступающий на лучших площадках Буэнос-Айреса. Именно там Астор совершенствует свое исполнительское мастерство и начинает смелые эксперименты в качестве аранжировщика.

Чудесный эпизод концерта — сочинение неистового аббата, опередившего свое время, чья музыка актуальна и востребована во все времена. Догадались? Да, это лучезарный венецианец Антонио Вивальди. Сольный орган представлен сочинениями Баха и Стораче, итальянского композитора эпохи барокко, о котором известно лишь то, что он работал вице-капельмейстером в Мессине. В результате многочисленных землетрясений, уцелел лишь один сборник сочинений – в основном вариации на популярные в то время танцевальные и песенные темы Spagnoletta и Monica, пассакалии, чакона, пассамеццо и романески.

Каприччио «На отъезд возлюбленного брата» — один из ранних образцов инструментальной программной музыки, клавирное сочинение молодого Иоганна Себастьяна Баха. О каком же брате идет речь и куда он уезжал? Скорее всего, это Иоганн Якоб Бах – старший брат композитора, поступивший на службу в гвардейский оркестр короля Швеции Карла. Но Каприччио могло быть посвящено и старшему брату Иоганну Кристофу, который воспитывал и учил музыке Иоганна Себастьяна после смерти родителей. Вот такая история.

Ave Maria и времена года — лучшая музыка от лучших музыкантов.

Программа: Бернардо Стораче (ок. 1664) Passacaglia соль мажор для органа; Антонио Лучо Вивальди (1678–1741) Концерт до минор для скрипки с оркестром, переложение для скрипки и органа: Allegro – Andante – Allegro; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Каприччио «На отъезд возлюбленного брата» 992, переложение для органа; Анибаль Тройло La ultima curda (Последняя чаша); Астор Пьяццолла (1921–1992) Cafe 1930 (из цикла «История танго»), аранжировка для скрипки и бандонеона Натальи Козловой; Уильям Гомес (1939–2000) Ave Maria; Астор Пьяццолла Фугата ( из цикла Silfo y Ondina), Ave Maria (Tanti anni prima); Milonga de la Anunciation; Primavera portena из цикла Времена года в Буэнос-Айресе, аранжировки для скрипки, бандонеона и органа Натальи Козловой

И третий — пятничный концерт состоится сегодня — 19 мая, ровно в 20 часов в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания). Здесь, в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», состоится концерт «Бах и румынские танцы».

Потрясающая программа для виолончели и органа дуэта музыкантов Татьяны Тутыниной и Виталии Котовой. Многообразие стилей и жанров музыкальной Европы представлено культовыми именами композиторов разных эпох, от блистательного века барокко до 20 столетия. Бах и Шуберт, Шуман и Кассадо, Родриго и Барток — лучшие страницы мировой классики, ставшие настоящими музыкальными хитами.

Вершина органного Олимпа – Бах, представлен самыми многообразным жанрами, в числе которых не только развернутый цикл из Прелюдии и фуги ля минор, но и легендарная Ария из оркестровой сюиты, и Соната для виолы да гамба и клавира.

Немецкая линия концерта знакомит с творчеством Николауса Брунса, органиста, скрипача и композитора. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.

Французский акцент вечера — грандиозный финал Третьей симфонии Луи Вьерна. Выдающийся виртуоз и импровизатор, музыкант был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки.

Самое исполняемое в мире испанское сочинение – Аранхуэсский концерт Хоакина Родриго, написанный в 1939 году. На создание шедевра композитора побудила неповторимая красота королевских садов Аранхуэса, где он совершал долгие прогулки со своей будущей женой. Бессменная спутница жизни композитора, пианистка Виктория Камхи написала книгу «Рука об руку с Хоакином Родриго. История нашей жизни». Испанский виолончелист-виртуоз и композитор Гаспар Касадо известен как автор нескольких известных музыкальных мистификаций, самая популярная из которых Токката, приписываемая Джироламо Фрескобальди. Интересна и история другого шедевра, который прозвучит в версии для виолончели и органа. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Третья из тринадцати песен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком.

Концерт завершится Румынскими танцами выдающегося венгерского композитора Белы Бартока, известного своим интересом к фольклору. Его фольклорные экспедиции объединили и сохранили тысячи венгерских, румынских, словацких и турецких напевов. «Я должен признаться, что вся моя музыка… является в первую очередь делом чувства и инстинкта. Не спрашивайте меня, почему я написал так или иначе. На все это можно дать лишь один ответ: как я чувствовал, так и писал. Пусть говорит сама за себя музыка. Надеюсь, она настолько ясна и сильна, что сумеет за себя постоять», – писал композитор.

Бах и румынские танцы – блестящий дуэт Татьяны Тутыниной и Виталии Котовой.

Программа: Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия соль мажор; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария из оркестровой сюиты N3 ре мажор BWV 1068; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Соната для виолы да гамба и клавира ре мажор №2 BWV 1028 (Adagio – Allegro – Andante – Allegro); Иоганн Себастьян Бах (1985–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543; Гаспар Кассадо (1897–1966)) Токката Фрескобальди-Кассадо; Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria; Роберт Шуман (1810–1856) Грёзы (переложение для виолончели и органа); Луи Вьерн (1870–1937) Симфония для органа ор. 28 No 3 фа-диез минор: V. Финал,; Хоакин Родриго (1901–1999) Аранхуэсский концерт: II часть. Adagio; Бела Барток (1881–1945) Румынские народные танцы.

На следующий день — в субботу 20 мая, в 20 часов 15 минут, в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии на 1-ой Красноармейской, дом 11 (станция метро Технологический институт), все в том же цикле концертов «Время органа» будет дан концерт «Ave Maria».

Аve Mariа — искренняя и великая молитва, обращённая к Пречистой Деве, вечный и неиссякаемый источник вдохновения для композиторов разных эпох и стран. В чудесный майский вечер вас ждет поразительная программа от любимых петербургских музыкантов — лауреатов международных конкурсов: Веры Чекановой (сопрано), Марии Беляковой (сопрано), Надежды Остапенко (сопрано), Маргариты Галечик (меццо-сопрано), Алие Абдурашитовой (орган).

Пожалуй, ни один из великих композиторов не обошёл эту тему. Каждый из мастеров «услышал» молитву по-своему, создав шедевр, проверенный веками. В Ave Maria Баха-Гуно сошлись два столетия. Прелюдия до мажор – самая известная пьеса из «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха. В 1852 году Шарль Гуно, развлекая публику в доме известного пианиста и хозяина салона Пьера Циммермана, на дочери которого впоследствии женился, сыграл очень удачную импровизацию на прелюдию Баха. Так родилась пьеса для скрипки или виолончели, названная «Размышления над прелюдией Баха до мажор». Пьеса в рекордные сроки обрела популярность, зазвучав в многочисленных салонах, и стала настоящей любимицей публики. В 1859 году впервые прозвучала молитва Ave Maria Баха-Гуно на канонический латинский текст. Автор этой идеи – неизвестен, но в вокальном варианте пьеса родилась заново.

История другого шедевра, созданного Шубертом, очень интересна. Аve Mariа написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. А вот Ave Maria. долгое время приписываемая Каччини, оказалась мастерской музыкальной подделкой петербургского композитора и лютниста Владимира Вавилова.

Ave Maria Астора Пьяццоллы. В оригинале музыка написана для солирующего гобоя с оркестром, и предназначена написана, как и бессмертный Oblivion, для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV» с Марчелло Мастрояни и Клаудиой Кардинале в главных ролях, вышедшего в 1984. Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант – Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци. Итальянская певица Мильва рассказывала, что в 1992 году, незадолго до смерти, Пьяццолла вручил ей рукопись со словами «Исполните, когда сочтете необходимым». Ave Maria была исполнена Мильвой впервые в 2000 году, после чего даже инструментальные варианты этого шедевра чаще всего исполняют под названием Ave Maria., настолько точно слова молитвы отражают удивительную умиротворяющую, трансцендентную атмосферу этой божественной музыки.

В этот вечер также прозвучат версии Сен-Санса и Бизе, чудесные вокальные дуэты и терцеты Шумана и Франка и знаменитая Ария из Пятой бразильской бахианы Виллы-Лобоса. Сольный орган представлен тремя топовыми сочинениями Иоганна Себастьяна Баха. Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было тогда принято. Легендарная хоральная прелюдия фа минор, взлетевшая на пик популярности после выхода кинофильма «Солярис» Андрея Тарковского, и конечно же, Токката и фуга ре минор, известная и любимая всеми.

Ave Maria — незабываемый вечер в разгар петербургского мая.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) BWV 572; Иоганн Себастьян Бах-Шарль Гуно (1818–1893) Ave Maria, Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ (Взываю к Тебе, Господи) BWV 639; Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria; Сезар Франк (1822–1890) Дуэт; Жорж Бизе (1838–1875) Ave Maria; Роберт Шуман (1810–1856) Терцет; Камиль Сен-Санс (1835–1921) Ave Maria; Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини); Астор Пьяццолла (1921–1992) Ave Maria; Эйтор Вилла-Лобос (1887–1959) Ария из Бразильской бахианы №5; Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565

Также в субботу — 20 мая, ровно в 20 часов, в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской на Ковенском переулке. Дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском» прозвучат «Времена года и пульс жизни».

Незабываемый вечер в компании потрясающей органистки — лауреата международных конкурсов Марии Лобецкой. Самые яркие органные сочинения разных эпох и мастерские транскрипции еще раз подчеркнут неисчерпаемые возможности короля инструментов.

«Времена года» гениального солнечного итальянца Антонио Вивальди — самое популярное сочинение эпохи барокко, прошедшее проверку временем. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека.

В продолжение темы барокко: известно ли вам, что королем саундтреков, гениальным Микаэлом Таривердиевым написано множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя? Две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» – виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко. Внимательно вслушиваясь в органные шедевры Таривердиева, мы услышим определенную связь с полифоническим баховским мышлением.

Погружение в космические ритмы вселенной обеспечит сочинение Моше Ариэля Ганелина «Пульс жизни». «Биение пронизывает все. Без ритма космоса бытие невозможно. Мириады жизней пульсируют в потоке мироздания, каждая из них вспыхивает ярким сиянием и угасает… Вселенная дышит» — делится своими мыслями харизматичный композитор и органист, с успехом реализующий свои творческие проекты. Пьеса The Pulse of Life, написанная в 2015 году, настроит публику в удивительное состояние унисона с бесконечностью. В драматургию концерта вписаны еще три невероятных сочинения наших современников. Токката Наджи Хакима, французского композитора и органиста ливанского происхождения, ученика Жана Лангле и преемника Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже. Две контрастные пьесы Ханса Андре Штамма, выдающегося немецкого композитора и органиста, записавшего более двадцати альбомов с органной классикой и собственными оригинальными сочинениями. И, наконец, Play it cool Эда Ваммеса — голландского органиста и композитора, чьи сочинения необычайно востребованы и известны.

Времена года и пульс жизни — вечер открытий!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Синфония из токкаты №29 Wir danken Dir, Gott, Транскрипция для органа Марселя Дюпре; Антонио Вивальди (1678–1741) Весна из цикла «Времена года» RV 269. (транскрипция для органа); Эд Ваммес (1953*) Play it cool; Моше Ариэль Ганелин (1992*) The pulse of life op.23; Микаэл Таривердиев (1931–1996) 2 хоральные прелюдии из цикла «В подражание старым мастерам»; Наджи Хаким (1955*) Токката; Ханс-Андре Штамм (1958*) Romanza Toccata giocosa

Там же. На Ковенском, дом 7, но уже в воскресенье 21 мая, в 16 часов состоится концерт «Бах и виртуозы Парижских соборов».

Это гала концерт лауреата международных конкурсов, доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории Юлии Глазковой и ее ярких успешных воспитанников. В центре внимания Иоганн Себастьян Бах и звездная плеяда французских композиторов-органистов. Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения Мастера входят в золотой фонд любого концертирующего органиста, и это неудивительно, ведь в течение всей жизни орган оставался его любимым инструментом. Прелюдию и фугу ми минор, написанную Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736 во время его пребывания в Лейпциге, часто называют «симфонией из двух частей» для органа в силу его масштабов. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный мастером для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.

Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Цикл Прелюдия, фуга и вариации си минор — одно из самых популярных сочинений органного репертуара, написан в форме триптиха, еще раз демонстрируя удивительное сочетание барочной и романтической традиций в творчестве мастера. Цикл из Трех хоралов для большого органа по сей день вызывает непреходящий интерес у исследователей органной культуры. Не связанные с каноническими церковными песнопениями, хоралы представляют собой развернутые и захватывающие романтические поэмы, масштабные по своей по форме и замыслу. Каждый из трех хоралов цикла настолько самодостаточен, что очень часто органисты исполняют их по отдельности.

Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Луи Вьерн, занимавший пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужил там более 30 лет. Преемник традиций Сезара Франка и Шарля-Мари Видора, в своем творчестве он прошел через множество стилей. Опираясь на классическую традицию, он в то же время, был одержим поиском новых форм высказывания, используя причудливые мелодии и квази «джазовые» созвучия. Воспитанник Парижской консерватории Морис Дюрюфле, органист парижской церкви Сен-Этьен-дю-Монт, постигал органную науку под руководством Луи Вьерна и Шарля Турнемира. Ярко одаренный композитор и виртуозный органист, он по праву снискал славу последнего французского романтика. Прозвучат самые играемые сочинения композитора: виртуозная Токката из Пятой сюиты и уникальная Фуга, написанная на тему мелодии карильона кафедрального собора в Суассоне.

Бах и виртуозы Парижских соборов — лучшие страницы органного репертуара!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ми минор BWV 548 исполняет Анна Кириллова ; Иоганн Себастьян Бах Largo из Трио-сонаты до минор BWV 526 исполняет Илья Лиховидов; Шарль Мари Видор (1844–1937) Allegro из Симфонии №6 ор.42 №2 исполняет Елизавета Иванова; Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариация ор. 18 исполняет Мария Гапон; Сезар Франк Хорал №1 ми мажор FWV 40 исполняет Сергей Буслов; Морис Дюрюфле (1902–1986) Фуга на тему карильона кафедрального собора в Суассоне ор. 12 исполняет Цзе Жэнь; Сезар Франк Кантабиле FWV 36 исполняет Андрей Мартюшов; Морис Дюрюфле Токката из Сюиты ор. 5 исполняет Эльдар Абдураманов; Луи Вьерн (1870–1937) Финал из Симфонии №3 ор.28 Исполняет Юлия Глазкова.

И еще один концерт состоится 21 мая, в воскресенье, такде в 16 часов в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца. Его адрес: 9-я Красноармейская улица 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Там, в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев» прозвучит концерт «Пересекая столетия: от барокко до наших дней».

Пересекая столетия: от барокко до наших дней — флейта и орган. Дарья Андреева и Алла Морозова представляют программу, в которой встретились барокко, романтизм и музыка наших современников. Бах и Кребс, Мендельсон и Фреппель — невероятный фейерверк стилей, жанров и гармоний.

Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, – делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяет двадцать вариаций. Синфония одной из кантат Баха прозвучит в интереснейшей органной транскрипции выдающегося французского органиста и композитора Марселя Дюпре.

Прошли столетия, а флейтовые сонаты Баха по сей день необычайно популярны и востребованы. Они созданы в Кётене, где Бах служил капельмейстером при дворе князя Леопольда, руководя, в основном, исполнением камерной музыки. Есть версия, что эти сочинения родились под впечатлением игры флейтиста-виртуоза Иоганна Иоахима Кванца, познакомившего Баха со всеми приемами игры на инструменте. Сицилиана, средняя часть сонаты ми-бемоль мажор, настолько совершенна, что часто звучит в качестве отдельного номера и существует в транскрипциях для самых разных инструментов.

Иоганн Людвиг Кребс, представленный Сонатой для скрипки и органа, — немецкий композитор, лютнист и органист эпохи барокко. Любимый ученик Баха, он продолжил линию позднего барокко и традиционной немецкой полифонии. Органное наследие Кребса насчитывает сотни сочинений, а их манускрипты хранятся в Берлинской библиотеке.

Центр органной вселенной Мендельсона — цикл из шести сонат. Создавая принципиально новый жанр романтической сонаты для Короля инструментов, уникальный по форме и содержанию, композитор опирался на барочную традицию. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, они состоят из многообразных жанров, в числе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработки хоралов.

Изюминка концерта — малоизвестные публике сочинения немецкого романтика Густава Йенсена, нашего современника, французского композитора и органиста Винсента Фреппеля, ученика органной легенды — Мари Клер Ален, а также канадского композитора американского происхождения Майкла Конвея Бэйкера, известного своими многочисленными саундтреками для кино и телевидения.

Перешагните через столетия вместе с флейтой и органом!

Программа: Иоганн Людвиг Кребс (1713–1780) Фантазия до мажор для флейты и органа; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалья и фуга до минор BWV 582, Соната ми-бемоль мажор для флейты и basso continuo BWV 1031: I. Allegro moderato – II. Siciliano – III. Allegro, Синфония из кантаты Wir danken dir, Gott, wir danken dir BWV 29 (транскрипция для органа Марселя Дюпре); Густав Йенсен (1843–1895) Ариозо и патетическое рондо для флейты и органа ор. 40; Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната для органа №5 ре мажор ор. 65/5: I. Andante – II. Andante con moto – III. Allegro; Винсент Фреппель (1960*) Vox для флейты и органа; Майкл Конвей Бэйкер (1937*) Элегия для флейты и органа ор. 21

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.