Время «Музыкальных находок»

Время «Музыкальных находок»
27 апреля
11:48 2023

Наступают выходные, и это значит вас вновь приглашает орган, а также блистательные музыканты, чье творчество способно органично сочетать Баха и Шостаковича, Вивальди и Пьяццоллу, классические фуги и румынские танцы. Убедиться в этом легко. Нужно просто прийти на концерт…

Уже завтра — в пятницу 28 апреля, ровно в 20 часов, в Римско-католическом храме святого Станислава, что на улице Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», состоится концерт «Бах и амстердамский Орфей».

В концерте органистки Юлии Глазковой властелин органа Иоганн Себастьян Бах встретится со своим великим предшественником Яном Питерсзоном Свелинком.

Нидерландский композитор, органист, клавесинист и педагог Ян Питерсзон Свелинк прославился как виртуоз клавирной импровизации и был прозван за это «амстердамским Орфеем», а слава о его педагогическом таланте распространилась по всей Северной Европе, особенно — в Германии. Среди его учеников — основатели северогерманской органной школы, в числе которых Преториус, Шейдт, Шейдеман и другие. Творчество Свелинка — мост, перекинутый из Ренессанса в Барокко. Черты, присущие стилю барокко, уже слышны в его многочисленных в сочинениях, созданных для органа и клавесина. В наследии мастера — фантазии и вариации, ричеркары,и паваны, и конечно, хоральные обработки, достигшие совершенства в творчестве Баха. В концерте прозвучат сочинения, наиболее полно раскрывающие музыкальный мир амстердамского Орфея.

Великий магистр Музыки, чье мышление воистину космично, Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием: от хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было тогда принято. А вот авторство самого популярного сочинения Иоганна Себастьяна – Токкаты и фуги ре минор, звучащей в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников – до сих пор оспаривается.

Бах и амстердамский Орфей — незабываемый вечер в разгар петербургской весны.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Прелюдия и фуга соль мажор BWV 550; Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621) Вариации на Псалм 23 Meine Hüter und mein Hirt (Мой хранитель и мой пастырь) SwW V310; Иоганн Себастьян Бах Фантазия соль мажор BWV 572 (Piece d’Orgue); Ян Питерсзон Свелинк Вариации на тему Unter der Linden Gruen (Под зеленой липой); Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Allein Gott in der Hoh sei Ehr (Един Господь в небесах) BWV 662; Ян Питерсзон Свелинк Вариации на тему Mein junges leben hat ein end (Моя юная жизнь подошла к концу); Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565.

В этот же вечер пятницы — 28 апреля, также в 20 часов, но уже в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, по адресу Ковенский переулок, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», состоится концерт «Музыкальные находки».

Очередные сюрпризы от петербургского органиста и музыковеда, неутомимого Михаила Мищенко и его единомышленников: скрипача Владимира Данилевского и виолончелиста Андрея Иванова. Альянс органа, скрипки и виолончели. Чудесная и самобытная музыка, которая практически не звучит в России и мало известна даже самым взыскательным меломанам.

В центре внимания — Скандинавия-Германия-Бельгия. Арильд Саннволд — крупнейший норвежский органист, композитор и педагог, испытавший значительное влияние немецкой органной школы Регера. Служил органистом Домского собора в Осло, воспитал несколько поколений норвежских органистов. Ингве Шёльд — шведский композитор и органист. Является автором множества симфонических, камерных, хоровых сочинений и песен. В своих ранних работах композитор более тяготел к Чайковскому, чем к скандинавским композиторам-современникам. Хуго Альвен — шведский композитор, дирижёр, скрипач и художник. Творческое наследие этого исключительно одаренного человека включает пять симфоний, два балета, симфонические поэмы, рапсодии, камерные сочинения, кантаты, хоровые сочинения, более шестидесяти песен, музыку к кинофильмам. Флор Петерс —  бельгийский композитор и органист. Учился в Париже у Марселя Дюпре и Шарля Турнемира. Директор Фламандской консерватории в Амстердаме. С успехом гастролировал в многочисленных странах мира. Автор школы органной игры Ars organi. Автор более 200 сочинений для органа. Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Яркость и склонность к экспериментам Вагнера, Листа, а также других великих романтиков заслонило творчество их скромного коллеги. Уроженец Вадуца, столицы миниатюрного Княжества Лихтенштейн, в возрасте семи лет, он уже стал церковным органистом, а прозвучавшая в храме месса была им написана в восемь! Окончив Мюнхенскую консерваторию в возрасте пятнадцати лет, Райнбергер вернулся в нее в двадцать, чтобы начать свою собственную долгую преподавательскую карьеру, за время которой воспитал выдающихся органистов, пианистов, композиторов и дирижеров. Музыкант был также назначен придворным капельмейстером королем Баварии Людвигом II, который посвятил его в рыцари и пожаловал титул Королевского профессора. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры. «Музыка — выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», — сказал как-то композитор.

Музыкальные находки — концерт для любителей сюрпризов.

Программа: Арильд Саннволд (1895 – 1984) Две пьесы для органа на тему Йозефа Гайдна: I. Фантазия, II. Токката; Ингве Шёльд (1899 – 1992) In memoriam, для скрипки и органа, Элегическая мелодия для скрипки, виолончели и органа; Хуго Альфвен (1872 – 1960) Notturno Elegiaco [Элегический ноктюрн] для виолончели и органа, ор. 5; Йозеф Райнбергер (1839 – 1901) Сюита для органа, скрипки и виолончели, op. 149: I. Con moto, II. Тема с вариациями. Molto Adagio, III. Сарабанда. Andante, IV. Финал. Con moto; Флор Петерс (1903 – 1986) Larghetto для органа, скрипки и виолончели, ор. 106.

Там же — на Ковенском, дом 7 — но уже на следующий день 29 апреля, в субботу, также в 20 часов, в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», для вас сыграют концерт «Бах и румынские танцы».

Уникальный концерт потрясающего петербургского дуэта, в котором встретились скрипка и орган. Скрипачка Полина Исхакова и органистка Мария Ко́ронова представят программу, в которой соединятся многочисленные главы музыкальной летописи Европы.

Иоганн Себастьян Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Верным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении. Шесть сонат для концертного клавесина и скрипки соло написаны Иоганном Себастьяном Бахом во время пребывания при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётенского, его друга и покровителя, а также — прекрасного музыканта. Используя принципы итальянской церковной сонаты, Бах привнес в этот жанр безусловное новаторство, предвосхищая сонатные циклы венских классиков.

Фантазия «БахОрама» нашего современника Наджи Хакима, французского композитора и органиста ливанского происхождения, ученика Жана Лангле и преемника Оливье Мессиана на посту органиста церкви Святой Троицы в Париже, построена на самых известных мотивах великого немца. Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Мастер контрапункта и композиции, Райнбергер создал чудесные по своей мелодичности шедевры.

Концерт завершится Румынскими танцами выдающегося венгерского композитора Белы Бартока, известного своим интересом к фольклору. Его фольклорные экспедиции объединили и сохранили тысячи венгерских, румынских, словацких и турецких напевов. «Я должен признаться, что вся моя музыка… является в первую очередь делом чувства и инстинкта. Не спрашивайте меня, почему я написал так или иначе. На все это можно дать лишь один ответ: как я чувствовал, так и писал. Пусть говорит сама за себя музыка. Надеюсь, она настолько ясна и сильна, что сумеет за себя постоять», – писал композитор.

Бах и румынские танцы — прогуляйтесь по музыкальным просторам Европы.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Прелюдия и фуга си минор BWV 544; Иоганн Себастьян Бах Соната для скрипки и клавира си минор BWV 1014; Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) «Элегия» из 6 пьес для скрипки и органа op. 150; Йозеф Габриэль фон Райнбергер Увертюра из цикла «6 пьес для скрипки и органа» op. 150; Наджи Хаким (род. 1955) Бахорама (Фантазия на темы Баха); Жюль Массне (1842–1912): Размышление; Бела Барток (1881–1945) Румынские народные танцы.

И вновь в храме Матери Божией Лурдской, в воскресный день 30 апреля, ровно в 16 часов прозвучит «Времена года с Вивальди и Пьяццоллой».

Завораживающая программа скрипачки Елизаветы Петровой и органистки Алие Абдурашитовой. Переплетение изысков барокко со знойными ритмами Аргентины.

Вивальди сегодня — проверенная временем классика, но для современников рыжий харизматичный аббат был дерзким новатором и экспериментатором. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека. В цикле из четырёх скрипичных концертов множество смыслов: четыре времени года — четыре возраста жизни человека — четыре стороны света — четыре времени суток. А весь цикл «Времена года» — это путь человека от безмятежной юности и сияния весеннего света к последним радостям зимы и закату бытия.

Времена года Пьяццоллы — это четыре больших танго. Великий Астор назвал свой цикл Cuatro Estaciones Portenas, намекая словом «рorteno» на тех, кто обитает в тесноте узких улочек портовых кварталов Буэнос-Айреса, именно там — где родилось аргентинское танго. Гениальные звуковые зарисовки из жизни обитателей окраин: любовь и одиночество, страсть и разлука в большом городе – вот о чем знаменитые танго Пьяццоллы.

Органное творчество проходит через всю жизнь германского гения Иоганна Себастьяна Баха. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Бах — вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов. Токката и фуга ре минор «Дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций неистового венецианца. Сонаты и партиты — шесть сочинений для скрипки соло, написанные в кётенский период, ярко и широко раскрывают возможности скрипки, объединяя разнообразные жанры: от монументальной фуги до деревенского танца. Сонаты и партиты поражают своей полифоничностью, столь трудно вообразимой на этом инструменте. Самое известное баховское сочинение для скрипки соло – легендарная Чакона.

Творчество Альфреда Шнитке хорошо известно не только в России, но и далеко за ее пределами. Новаторские сочинения мастера, в начале воспринятые неоднозначно, заняли прочное место в мировой музыкальной культуре. Находясь в бесконечном творческом поиске, Шнитке выработал свой уникальный стиль. В его богатом наследии есть интереснейшее сочинение «Сюита в старинном стиле» — мастерская барочная стилизация. Жан Арист Ален – французский органист и композитор, ученик Марселя Дюпре, брат выдающейся органистки Мари Клер Ален. Прожив всего 29 лет, он геройски погиб во Второй Мировой войне, оставив в наследии самобытнейшие сочинения. В музыкальном языке Алена ощутимо влияние Оливье Мессиана, Клода Дебюсси, интерес к барочной музыке и культуре Востока. Русская тема концерта озвучена легендарными хитами Шостаковича и Свиридова.

Времена года с Вивальди и Пьяццоллой — путешествие по сезонам длиной в 200 лет.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор «Дорийская», Чакона ре минор; Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт «Весна» из цикла «Времена года» № 1 ор. 8 в 3-х частях (переложение для скрипки органа) из цикла «Времена года»; Астор Пьяццолла (1921–1992) Весна из цикла» Времена года в Буэнос-Айресе» (Las cuatro estaciones portenos); Жан Ален (1911–1940) Висячие сады, Литании; Альфред Шнитке (1934–1998) Сюита в старинном стиле: Менуэт – Фуга – Пантомима; Георгий Свиридов (1915–1998) Романс; Дмитрий Шостакович (1906–1975) Вальс.

И последним концертом этого органного уик-энда станет «Стихия барокко и Планета Гласса». Он состоится в воскресенье 30 апреля, в 16 часов, в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца, что на 9-й Красноармейской улице, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Это очередной концерт из цикла «Органные воскресенья в монастыре францисканцев».

Скрипачка Анастасия Сошневская и органистка Виталия Котова приглашают совершить органно-скрипичный вояж из Барокко в Минимализм в сопровождении Баха, Витали и Гласса.

Шесть сонат для концертного клавесина и скрипки соло написаны Иоганном Себастьяном Бахом во время пребывания при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётенского, его друга и покровителя, а также — прекрасного музыканта. Используя принципы итальянской церковной сонаты, Бах привносит в этот жанр безусловное новаторство, предвосхищая сонатные циклы венских классиков. Хит золотого скрипичного репертуара – Чакона, приписываемая Томазо Антонио Витали, итальянскому композитору эпохи барокко.  Проблема авторства до сих пор оспаривается. Это сочинение в редакции для скрипки и клавира было впервые опубликовано скрипачом и композитором Фердинандом Давидом и разительно отличалось от прочих творений Витали. В XX веке несоответствие стиля вызвало у специалистов предположение, что Чакона является мастерской стилизацией-обманкой Давида. Окончательной ясности по поводу первоначального по поводу первоначального авторства пьесы нет, но некий оригинал, определенно, существует.

Мостик из золотого века барокко в наши дни — Ханс Андре Штамм и Филип Гласс. Знаменитый немецкий органист и композитор Штамм вот уже много десятилетий является одним из ярчайших музыкантов своего поколения. Им записано более двадцати альбомов с органной классикой и собственными оригинальными сочинениями. В игре органиста удивительным образом сочетаются немецкая основательность и истинно французская изысканность. Прозвучит его потрясающая пьеса Rondo alla Latina. Филип Гласс — один из самых знаковых композиторов наших дней, названный голосом Планеты Земля. а свою долгую жизнь он внес колоссальный вклад в развитие минимализма, создав культовые оперы «Сатьяграха», «Эйнштейн на пляже» и множество популярных саундтреков к кино, также продемонстрировав мастерство контрапункта, проявил себя как в максимально лаконичных, так и в монументальных масштабных формах. Прозвучит легендарный Mad Rush и Первый скрипичный концерт в сопровождении органа.

Стихия барокко и Планета Гласса — одно из ярчайших музыкальных событий петербургской весны.

Программа: Томазо Антонио Витали (1663–1745) Чакона соль минор; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) соната для скрипки и клавира No 6 BWV 1019: Allegro – Largo – Allegro (cembalo solo) – Adagio – Allegro; Филип Гласс (1937*) Mad Rush; Стивен Битти (1938*) Дуэт для скрипки и органа ор.1468; Ханс Андре Штамм (1958*) Rondo alla latina; Филипп Гласс Концерт№ 1 для скрипки с оркестром в переложении для скрипки и органа.

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.