Бах в Ленинграде? Возможно! И не только это!
Его величеству органу подвластно все! Явить «Триумвират гениев», организовать путешествие от барокко к романтизму сквозь органные вселенные… Известные музыканты ждут вас под сводами римско-католических храмов Северной столицы. Так что, приходите на концерт…
В пятницу — 14 апреля, в 20 часов, в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу: улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города» будет представлен «Триумвират гениев: Бах- Гендель-Вивальди».
Триумвират гениев: Бах-Гендель-Вивальди. Чудесным апрельским вечером встретятся признанные гении барокко, а также две скрипки и орган. Лучшие органные сочинения Иоганна Себастьяна и его инструментальные концерты в интереснейших транскрипциях прозвучат наряду с шедеврами Генделя и Вивальди.
Исполнители: Заслуженный артист России Марк Таубе (скрипка), лауреаты международных конкурсов: Екатерина Стадлер (скрипка), Екатерина Маришкина (орган).
Космогоническое творчество Баха стало точкой отсчета для его современников и многочисленных последователей. Наверное, нет на свете композитора, не испытавшего на себе влияния немецкого гения, Бах объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам.
Бах и Гендель родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он написал за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создал многочисленные оркестровые концерты, клавесинные сочинения. Особенно известны его опусы для исполнения на открытом воздухе — «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», а также многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом «Аллилуйя».
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца Антонио Вивальди. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор. Даже точное место его упокоения неизвестно потомкам. Но необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своем первозданном виде и сегодня занимает почетное место среди величайших достояний мирового музыкального искусства.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Aria Variata Alla maniera italian BWV 989 Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт № 11 для двух скрипок и виолончели ре минор, обработка для двух скрипок и органа; Иоганн Себастьян Бах Хоральные вариации Ach, was soll Ich sunder machen? BWV 770; Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Sonata a Flute traversiere, Violino, Basſono (ô Violoncello) et Cembalo ре минор, обработка для двух скрипок и органа; Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга до минор BWV 546: Концерт для двух скрипок ре минор BWV 1043, обработка для двух скрипок и органа.
В этот же день — пятницу, 14 апреля, также в 20 часов. Но уже под сводами Римско-католического храма Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикл концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», будет дан концерт «Органная Германия: от барокко до романтизма».
Органная Германия: от барокко до романтизма оживет благодаря скрипачке Марии Менчиковой и органисту Александру Патрушину.
Скрипка и орган. Сочинения золотого репертуара, понятные и доступные всем, прозвучат в исполнении ярких молодых музыкантов Петербурга, охватив широчайший спектр мировой музыкальной культуры.
Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом.
Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, – лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба.
Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Яркость и склонность к экспериментам Вагнера, Листа, а также других великих романтиков заслонило творчество их скромного коллеги. Уроженец Вадуца, столицы миниатюрного Княжества Лихтенштейн, в возрасте семи лет, он уже стал церковным органистом, а прозвучавшая в храме месса была им написана в восемь! Окончив Мюнхенскую консерваторию в возрасте пятнадцати лет, Райнбергер вернулся в нее в двадцать, чтобы начать свою собственную долгую преподавательскую карьеру, за время которой воспитал выдающихся органистов, пианистов, композиторов и дирижеров. Мастер контрапункта и композиции, музыкант создал чудесные по своей мелодичности шедевры. «Музыка — выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», — сказал как-то композитор.
Русская нота концерта — Вокализ Сергея Рахманинова, чье 150-летие отмечается в этом году. Сочинение, посвященное примадонне Большого театра Антонине Неждановой, обрело такую популярность, что стало исполняться в транскрипциях для самых различных инструментов.
Органная Германия: от барокко до романтизма» — незабываемое музыкальное путешествие.
Программа: Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона до BuxWV 159; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария из Оркестровой сюиты № 5; Йозеф Габриэль Райнбергер (1839–1901) Thema mit Veränderungen, Abendlied, Gigue ор. 150; Сергей Рахманинов (1873–1943) Вокализ ор. 34 № 14; Август Готтфрид Риттер (1811–1885) Соната для органа № 3 ля минор ор. 23.
Там же, на Ковенском, дом 7, но уже в субботу 15 апреля, также в 20 часов, в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», будут явлены «Органные вселенные: музыка Германии и Франции».
В программе петербургской органистки Светланы Фурник встретятся композиторы двух самых органных стран, роскошь барокко и стихия романтизма. Букстехуде и Бах, Франк и Видор — сокровищница органного репертуара.
Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Букстехуде прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха, с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль мастера, оказавший влияние на молодого Баха, отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично с идеально выстроенной полифонией.
Бах — вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Уникальный цикл родоначальника жанра органной симфонии Шарля Мари Видора Bach’s Memento рожден на основе многочисленных баховских мотивов, созданных для различных инструментальных составов. Легенда Франции, Видор в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия!
Наивысшего расцвета во Франции Король инструментов достиг в эру симфонического органа, который создал гениальный органостроитель Аристид Кавайе-Коль, положив начало новой эпохе. Его инструменты были установлены в крупнейших соборах Парижа, продолжая поражать богатством звучания и по сей день. Целая плеяда блистательных французских композиторов создала в это время множество органных шедевров. Сезар Франк — органист по призванию, в сочинениях которого явственно прослеживается связь с Бахом. Наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, даровитый педагог и бессменный органист базилики Сент-Клотильд, он писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. После двенадцатилетнего перерыва в органном творчестве, на последнем году жизни, Франк создаёт истинный шедевр. Три хорала для органа, которые справедливо называют духовным завещанием композитора, не связаны с каноническими церковными песнопениями и воплощены как романтические инструментальные поэмы.
Немецкая линия концерта продолжится сочинениями Райнбергера и Вагнера. Творческое наследие Йозефа Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Яркость и склонность к экспериментам Вагнера, Листа, а также других великих романтиков заслонило творчество их скромного коллеги. Мастер контрапункта и композиции, музыкант создал чудесные по своей мелодичности шедевры. «Музыка — выше слов; она начинается, когда слов больше недостаточно», — сказал как-то композитор. Молитва из первой оперы Рихарда Вагнера «Риенци» в органной транскрипции в очередной раз продемонстрирует безграничные возможности короля инструментов, способного заменить симфонический оркестр.
Органные вселенные — музыка Германии и Франции в разгар петербургской весны.
Программа: Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона до минор BuxWV 159; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543; Шарль Мари Видор (1844–1937) Сицилиана из цикла Bach’s Memento (Памяти Баха): Marche du Veilleur de Nuit, Aria, Mattheus-Final, Рихард Вагнер (1813–1883) Молитва из оперы «Риенци» (транскрипция для органа. Вестбрука); Сезар Франк (1822–1890) Хорал ля минор FWV 40; Йозеф Габриэль фон Райнбергер (1839–1901) Пассакалия из Сонаты № 8 ор. 132.
И снова в храме Матери Божией Лурдской, теперь уже в воскресенье 16 апреля, в 16 часов, состоится концерт «Бах в Ленинграде».
Бах в Ленинграде – возможно ли такое? Да, благодаря неутомимому мастеру органных историй Юрию Семенову. В разгаре петербургской весны Иоганн Себастьян оказался в компании ленинградских композиторов XX века, в числе которых Дмитрий Шостакович… У вас есть редкая возможность сравнить, как звучала Пассакалия во времена Баха и как она изменилась через несколько веков.
Пассакалия – пьеса, написанная в форме вариаций на повторяющемся басовом голосе. Она родилась в Испании XVII века и достигла расцвета в творчестве Баха, Генделя, Букстехуде, затем практически исчезнув из мира музыки. Ренессанс произошел в XX столетии, возродившись в симфониях, операх и самостоятельных сочинениях. Так, важнейшую драматургическую нагрузку пассакалия несет в опере Шостаковича «Катерина Измайлова». В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяют двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги.
Хоральные прелюдии – жанр, стремительно развивающийся в эпоху барокко, основан на обработке протестантского хорала. В творчестве Баха он достиг истинного совершенства. Самое известное сочинение органного репертуара? Конечно же Токката и фуга ре минор! Известно ли вам, что уже много десятилетий исследователи творчества Баха ведут по поводу авторства этого сочинения самые горячие дебаты? Впрочем, музыка не перестает от этого быть гениальной. А вот интересно, как бы сам Иоганн Себастьян оценил органные опусы ленинградских композиторов Михаила Юдина, Александра Михайлова и Николая Гана? Сложно сказать, но это можете сделать вы, посетив столь необычный концерт.
Бах в Ленинграде – встреча через столетия.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката ре минор BWV 565; Дмитрий Шостакович (1906–1975) Пассакалья из оперы «Леди Макбет»; Михаил Юдин (1893–1948) Марш; Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Liebster Jesu, wir sind hier BWV 731; Александр Михайлов (1887–1942) Марш, Токката; Иоганн Себастьян Бах Хоральная прелюдия Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit BWV 672; Николай Ган (1908) Две прелюдии для органа; Иоганн Себастьян Бах Пассакалия BWV 582.
И еще одним — последним — воскресным концертом 16 апреля — также в 16 часов станет концерт в храме католического Францисканского монастыря святого Антония Падуанского чудотворца, что на 9-й Красноармейской, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт), в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев», прозвучит концерт «Музыка сфер: Бах, Вивальди, Шуберт». Он посвящен памяти Владимира Сатушева (1951-2023).
Сочинения лучших композиторов разных стран и эпох прозвучат в светлый день православной Пасхи. Этот концерт петербургские виолончелисты — лауреаты международных конкурсов: Дмитрий и Денис Сатушевы посвящают памяти своего отца. За органом — Ирина Розанова. Бах и Вивальди, Шуберт и Сен-Санс — чудесная музыка, несущая умиротворение и катарсис.
Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения Великого Мастера входят в золотой фонд любого концертирующего органиста и это неудивительно, ведь в течение всей жизни орган оставался его любимым инструментом. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко, но именно Бах достиг в этом жанре абсолютного совершенства. Баховские сюиты для виолончели соло стилистически очень схожи со скрипичными партитами. Открыв новые технические возможности инструмента, Бах вновь обогнал время. В каждой из шести сюит объединено семь номеров: танцевальные пьесы предварены обязательной прелюдией. Отдельные пьесы выделяются оригинальностью стиля и новаторством музыкального языка, а некоторые из них уже давно исполняются в концертах в качестве отдельных номеров. Грандиозный финал из баховских «Страстей по Матфею» настолько популярен, что часто звучит в качестве самостоятельного номера в самых различных транскрипциях. Не остался в стороне и гений симфонического органа Шарль Мари Видор, сделав легендарное переложение для короля инструментов.
Барочная линия концерта продолжится Антонио Вивальди. Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца. Его называют «итальянским Бахом», и неспроста: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, включая оперы, хоровые произведения, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра. Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и столько загадок, что многие из них не раскрыты до сих пор.
История шедевра, созданного Францем Шубертом, очень интересна. Аve Mariа, которая прозвучит в виолончельной версии написана не на канонический латинский текст, хотя порой, при исполнении используется и он. Поэма Вальтера Скотта «Дева озера» изданная в 1810 году, сразу же взлетела на пик популярности и не прошла мимо Шуберта. Из тринадцати песен, композитор положил на музыку семь. Третья песня Эллен начинается с обращения к Деве Марии – это мольба о помощи и защите из уст юной девушки. Текст Вальтера Скотта переведен на немецкий Адамом Шторком. Широко известен стихотворный перевод этой баллады на русский язык Алексея Плещеева. Яркие акценты концерта — всемирно известные сочинения Камиля Сен-Санса и Пабло Казальса.
Музыка сфер — светлая весенняя молитва.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария из Оркестровой сюиты № ре мажор BWV 1068, Сарабанда из Сюиты для виолончели соло №2 ре минор BWV 1008, Хорал Aus tiefer Not schrei ich zu dir BWV 745; Франц Шуберт (1797–1828) Ave Maria (Третья песня Эллен) D 839; Антонио Вивальди (1678–1741) Largo из Концерта для виолончели ля минор RV 421, Соната для виолончели и генерал-баса №5 ми минор RV 40 (Largo – Allegro – Largo — Allegro); Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Сарабанда из Сюиты для виолончели соло №5 до минор BWV 1011, Хорал Nun komm der Heiden Heiland BWV 659, Adagio для виолончели и органа ля минор BWV 564, Хорал Ich ruf zu dir Herr Jesu Christ BWV 639; Камиль Сен-Санс (1835–1921) Лебедь из Сюиты «Карнавал животных»; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Финал из оратории «Страсти по Матфею» (транскрипция для органа Шарля-Мари Видора) BWV 244; Пабло Казальс (1876–1973) Пение птиц (Каталонская народная песня).
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий