Санкт-Петербург: трудовое бесправие преодолеем с профсоюзом
Заработная плата в конверте за — подчас очень тяжелую — работу «на птичьих правах». А в итоге: невозможность отстоять свои трудовые права, минимальная пенсия и отсутствие элементарных социальных гарантий — все это «теневая занятость» и ее печальные последствия. Однако, там где есть профсоюз, это явление практически не встречается. Об этом напомнил председатель Комитета по труду и занятости населения (КТЗН) Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко на круглом столе, посвященном этой давно существующей проблеме. Он состоялся сегодня в Санкт-Петербургском Доме журналиста. В работе круглого стола принял участие начальник Правового управления, главный правовой инспектор труда Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Георгий Кузнецов.
Об остроте вопроса в самом начале беседы напомнил модератор круглого стола — директор Издательского дома «Курьер-Медиа» Дмитрий Мосин: «В конце прошлого года в Совете Федерации отмечали, что 30 — 40% граждан России получают «серую» зарплату. Объем фонда «серых» зарплат ежегодно превышает 10 триллионов рублей. Причина этого высокая конкуренция на рынке труда. Всего в теневую занятость вовлечено 25 млн человек. Это треть экономически активного населения в России».
Где тонко — там и рвется
Дмитрий Чернейко отметил, что «теневая занятость» — тема тонкая. С 2006 года в городе работает Межведомственная комиссия по легализации трудовых отношений. В нее входят: власть, профсоюзы, а также контролирующие и силовые структуры. Но проблема до сих пор не решена и ее корни уходят во времена «дикого рынка». Председатель КТЗН напомнил, что в нынешнем своем состоянии, рынок труда в России возник лишь в 1991 году, когда был принят Закон о занятости населения.
«В Советском Союзе человек был обязан работать. Но вот мы оказались в другом мире, и с 1991 года формируем совсем другие традиции. Тогда, в 90-е распадались предприятия. Люди готовы были работать за еду, а в обществе сложилось стойкое мнение, что трудоустройство важнее работнику, чем работодателю. Но сейчас дефицит кадров, и другой рынок — рынок занятости. Одних самозанятых в городе — 400 тысяч, а также индивидуальных предпринимателей без найма. Многие из тех, кто платят НДФЛ, не имеют работодателей», — сказал Дмитрий Чернейко.
Он отметил, что создание и развитие рынка занятости способствует максимальной легализации его участников. Однако традиция «нормально платить» ещё не утвердилась.
Видно все
По словам заместителя руководителя Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (ФНС) Владимира Полежаева, борьба с теневой занятостью стала для ФНС приоритетом этого года. Сегодня налоговики используют риск-ориентированный подход. Например, выясняют, кто платит своим работникам меньше установленной в Северной столице минимальной заработной платы (МЗП), которая — напомним — ежегодно устанавливается Соглашением между Смольным, Ленинградской Федерацией профсоюзов и региональным объединением работодателей. Ее нынешний размер — 23 тысяч 500 рублей.
«Мы часто видим, кто платит в конверте, приглашаем таких работодателей к себе и работаем с ними. Проблема в том, что сами работники зачастую не готовы заявить на работодателя», — сказал Владимир Полежаев, однако выразил уверенность, что сегодня идет «обеление зарплаты».
Как сообщил далее спикер: «сбор НДФЛ по итогам прошлого года увеличился на 116%, а количество юридических лиц, кто платил своим работникам ниже МЗП, снизилось и, наоборот, увеличилось количество тех, кто платит им не менее 40 тысяч в месяц. Это значит, что заработную плату все больше и больше платят по-белому».
При этом руководитель Управления ФНС обратил внимание на то, о чем давно с тревогой говорят профсоюзы. Это подмена трудовых отношений гражданско-правовыми: «Мы видим, что на каком-то предприятии было 100 работников, а стало — 10. Остальные вдруг превратились в «самозанятых», но это не самозанятость, а ее подмена!»
Выявить фальшивую «самозанятость» помогают и специальные индикаторы. Это, к примеру, материальная ответственность «самозанятого», которой попросту не может быть, это и заключение гражданско-правового договора, которое подозрительно совпадает с датой регистрации работника как самозанятого, и постоянное привлечение «самозанятого» на полный рабочий день.
«Сегодня мы видим таких «самозанятых», везде: в общественном питании, в охране, в строительстве. Большая часть обращений к нам касается легализации трудовых отношений», — сказал руководитель Государственной инспекции труда (ГИТ) в Санкт-Петербурге Игорь Беляев, обратив внимание, что штраф за каждого сотрудника-«невидимку», который Гострудинспекция накладывает на недобросовестных работодателей — это 100 тысяч рублей.
В качестве примера было приведено неназванное охранное предприятие, действующее на Северо-Западе страны. При его проверке, инспекторы ГИТ легализовали 4 тысячи работников с общим фондом заработной платы в 200 млн рублей.
Все это касается и иностранной рабочей силы. Председатель Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики Олег Капитанов заявил, что введение специальной карты трудового мигранта, а также создание реестров иностранной рабочей силы и использующих ее работодателей, вскоре вообще исключит возможность использования труда нелегальных мигрантов на территории России, заметив, что «Незафиксированные трудовые отношения — это почва для преступности».
Знай свои права
«К сожалению, если человек согласился на зарплату в конверте, то у работодателя появляется дополнительный рычаг давления на него», — подчеркивает начальник правового управления Ленинградской Федерации профсоюзов, главный правовой инспектор труда ЛФП Георгий Кузнецов. Профсоюзный юрист подтвердил высокий риск подмены трудовых отношений гражданско-правовыми с использованием самозанятости.
Однако отметил, что на тех предприятиях, где работники объединены в профсоюз и находятся под защитой коллективных договоров, таких ситуаций не возникает — наличие профсоюзной организации, по его словам, ставит надежную преграду на пути теневой занятости. «Профсоюз ведет диалог с работодателями, контролирует соблюдение трудовых прав работников, выполнение коллективного договора», — напомнил он.
«Где профсоюз — там нет таких проблем», — подтвердил Дмитрий Чернейко, подметив: чтобы отстаивать свои трудовые права нужно быть оформленным у себя на работе. А бороться с теневой занятостью в принципе — по мнению Георгия Кузнецова — должна помочь широкая пропаганда знаний в области трудового права.
В заключение встречи эксперты дали простые советы, как не попасть в «царство теней» при трудоустройстве, или выбраться из него. Для этого следует воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика, где сведения об уплаченных налогах скажут: официально или нет трудоустроен человек. Следует внимательно изучить и договор, который подписывает работник — точно ли он трудовой, или его рассматривают как «партнера» в гражданско-правовых отношениях. Ну и, разумеется, выполняется ли на предприятии или в организации Соглашение о минимальной заработной плате, а также есть ли там профсоюз?
Фото автора.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий