Не рискуй! Выявляй и информируй!
Роль и место риск-ориентированного подхода в охране труда, наиболее частые нарушения при оценке профессиональных рисков, а также о промежуточных итогах Пилотного проекта по совершенствованию оценки и управления профессиональными рисками. Обо всем этом — на примере Ленинградской области — говорили на VII Санкт-Петербургском международном Форуме Труда. Этот разговор, привлекший внимание сразу нескольких профсоюзных экспертов, состоялся в последний день его работы на сессии «Новый подход в оценке и управлении профессиональных рисков».
В чем суть
Напомним, что суть риск-ориентированного подхода — в отличие от прежних практик — состоит в том, чтобы не наказать работодателя за выявленное нарушение безопасности труда, а помочь ему четко определить обнаруженную опасность для работников и предотвратить ее в принципе. Разумеется, надзорные органы не отказываются и от «карательных» мер, но они предназначены уже для злостных нарушителей.
Открыл беседу начальник отдела охраны труда и социального партнерства Комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Кирилл Абалаков.
Чиновник напомнил, что в 2022 году Пилотный проект по оценке рисков вошёл в активную фазу. Его цель: снижение количества и тяжести травм, полученных на производстве, а, вместе с тем, и снижение затрат на охрану труда. Сейчас в Ленинградской области в Пилотный проект вошли пять предприятий, а с 2024 года участие в нем станет обязательным для всех работодателей региона.
Есть проблемы?
Кирилл Абалаков привел интересную статистику. Это результаты двух опросов.
В первом случае специалисты по охране труда отвечали на вопрос о том, почему работодатели не спешат внедрять риск-ориентированный подход? Наиболее частые ответы: «нежелание», «недальновидность», «медление», «какие-либо сложности», а также «отсутствие финансирования».
В то же время сами работодатели просто терялись перед выбором конкретной методики оценки производственных рисков. Таковых ведь несколько. Не все из них понимали в чем, собственно, разница между оценкой рисков и Специальной оценкой условий труда (СОУТ). Да, да… Кого-то смущал и слабый уровень подготовки специалистов по охране труда. Важно, что многие из работодателей желали бы видеть единый сайт, разъясняющий все возможные риски на производстве, и дающий информацию о том, как их избежать.
ГИТ — это не страшно
«Правильно оценить риски — это значит выявить опасность! И это может сделать каждый работодатель. В том числе и по учёту микротравм», — подчеркнул главный государственный инспектор труда отдела по осуществлению надзора за трудовым законодательством Гострудинспекции в Ленобласти Виктор Михов.
Он напомнил, что есть специальная классификация, которая создана в помощь тем, кто управляет рисками на конкретном производстве, однако существуют и «типовые нарушения». «Это, к примеру, не проведение самой оценки рисков, как таковой, и отсутствие информации о рисках для работников. Бывает и такое, что в инструкции у работодателя одни риски, а в картах — другие! И никого не смущает!» — сказал далее Виктор Михов, призвав собравшихся коллег помнить о том, что охрана труда — это комплекс мер, где все связано между собой.
Отвечая на вопросы, поступившие из зала от специалистов по охране труда различных предприятий, Виктор Михов, заметил, что оценка рисков — это живой организм. Для каждой организации все индивидуально, а сам процесс должен идти постоянно, не ограничиваясь сроками. «Необходимо постоянное взаимодействие с работниками и контроль», — подчеркнул он.
Прямая речь: Виктор Михов: «Сейчас не наказывают, пока не разъяснят и не помогут. Не надо бояться госинспектора. — Мы нацелены на разъяснения и предупреждение».
Обращайтесь к «Матрице»
Специалисты разъяснили, что выбор методики оценки рисков — это дело работодателя. Однако, как советует руководитель департамента оценки условий труда, ООО «ПромМашТест» Михаил Марков, лучше всего остановиться на двух. Первая это использование опросного или чек-листа. Второе — «Матрица». Она существует в двух видах: «5 на 5» и «3 на 3».
Здесь поясним: за цифрами скрываются две шкалы. Первая показывает тяжесть травмы, а вторая — вероятность того, что она случится. Конкретное значение — 5 или 3 — количество показателей. Выбирать ту или иную матрицу следует в зависимости от индивидуальных особенностей и сложности производства.
«Далее, выбрав и применив методику, следует приступить к разработке эффективных мер по результатам оценки рисков. В конечном итоге должны быть созданы локальные нормативные акты, определен перечень рабочих мест, где работки подлежат профмедосмотрам и обучению по охране труда и так далее. Перечень рисков, при этом можно дополнять», — подытожил Михаил Марков.
Коллега Маркова — руководитель направления оценки профессиональных рисков, ООО «ПромМашТест» Илья Бодров, в свою очередь, дополнил: «Результаты проведенной работы должны быть простыми и понятными. Если риски оценены не корректно, то отвечать будет работодатель и только он».
На конкретном примере
Своим опытом по оценке рисков поделился топ-менеджер одной из областных энергетических компаний, вошедших в пилотный проект по оценке рисков. По его словам, это позволило работать на опережение, не допуская несчастных случаев. Для данной компании, которая имеет дело с высоковольтными линиями и подстанциями, это важно особо.
«Мы выбрали матрицу «5 на 5» и не жалеем — она понятна. Была проведена работа по сбору большого количества информации. Теперь все возможные риски собраны в единой системе. Благодаря этому, каждый, от руководства до рабочего, теперь может узнать куда сообщить об опасности и как наладить непрерывные потоки связи с коллегами, чтобы предотвратить возможные несчастные случаи. Эта информация сработает на опережение. Мы минимизировали интервал между обнаружением опасности и принятием управленческих решений», — сообщил он.
Профсоюзный взгляд
В работе сессии приняли участие главный правовой инспектор труда Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Татьяна Пентешина, представитель РОСПРОФЖЕЛ в Северо-Западном Федеральном округе Владимир Белозеров и первый заместитель председателя Дорожной территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Октябрьской железной дороге (Дорпрофжел на ОЖД) Леонид Рябинин. Профсоюзные эксперты дали свою — положительную оценку риск-ориентированному подходу.
Так, Татьяна Пентешина, довольна тем, что в рабочей группе по оценке производственных рисков, которая создана в Ленинградской области, вместе с представителями власти принимают участие и наши профсоюзные представители. В частности — это председатели и профсоюзных первичек и профсоюзные инспекторы труда. Вместе с тем, главный технический инспектор труда ЛФП замечает, что не всегда и не везде у работодателя есть понимание роли профсоюза в этом вопросе.
Обратив внимание на озвученные во время сессии основные ошибки или нарушения со стороны работодателя, Татьяна Пентешина заметила, что и техническая инспекция труда ЛФП часто сталкивается с отсутствие оценки рисков на предприятиях, с не информированием о них работников.
«Нужно уделять особое внимание и тому,что работодатели крайне редко оценивают психические и социальные риски, такие как усталость, утомление, выгорание, климат в коллективе и так далее. Это плохо, потому что — если провести эту работу — то сам работодатель сможет получить большое подспорье, для того, чтобы сделать свое производство безопасным, а, значит, стабильно и эффективно работающим», — уверена Татьяна Пентешина.
Ее коллега из Дорпрофжел на ОЖД также подчеркивает актуальность темы оценки рисков.
«Это полезно и актуально. Хоть мы и наблюдаем динамику снижения травматизма, но Профсоюз к этому пока относится с настороженностью. Надо применять современные методики оценки рисков, тогда результаты могут измениться в корне, — полагает Леонид Рябинин. — Важно не только выявить — как было сказано на круглом столе — а, главное, научиться этим пользоваться и научить этому людей, которые будут польз оваться всем этим правильно оценивая и избегая риски».
По мнению эксперта, задача профсоюза вместе с работодателем, выявлять и устранять риски на производстве.
«Сегодня в РОСПРОФЖЕЛ в целом и на Октябрьской железной дороге в частности профсоюзная инспекция труда также ушла от простых проверок, перейдя на риск-ориентированный подход. Мы выявляем риски и подсказываем работодателю где и что устранять. Эффективность этого нам очевидна», — добавил Владимир Белозеров.
В то же время, подводя итог всей дискуссии, Кирилл Абалаков высказал мнение, что о предварительных итогах пилотного проекта говорит ещё рано. Работа на предприятиях области продолжается.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий