Открой дверь в космос! Это просто
Грядут выходные и, как всегда, вас ждет его величество орган, чтобы рассказать о весне, отправить в путешествие по «Океану Баха» и даже открыть дверь в космос… А помогут ему в этом известные музыканты. Вам же осталось только прийти на концерт.
В пятницу — 24 марта, в 20 часов, в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу: улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», состоится концерт «Весна с Бахом».
Это концерт лауреата международных конкурсов, неподражаемой Екатерины Маришкиной. погружает в органную Вселенную гения, чей день рождения весь музыкальный мир отмечает в марте.
Орган — константа баховского творчества. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Бах — вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов. Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Бахом в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, – делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа. В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Пастораль, поражающая своей отточенной изысканностью, — единственное обращение к этому жанру великого мастера. Альфа и омега органной музыки, величайший новатор своей эпохи Иоганн Себастьян Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала.
Весна с Бахом — непостижимая бесконечность органной Вселенной.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия BWV 572, Хоральная обработка Nun komm, der Heiden Heiland BWV 659, Токката, адажио и фуга до мажор BWV 564, Partite diverse sopra: Christ, der du bist der Helle Tag BWV 766, Pastorale BWV 590, Хоральная обработка Allein Gott In der Hoh sei Ehr, BWV 662, Passacaglia BWV 582
В этот же вечер — в пятницу 24 марта, в 20 часов 15 минут, уже в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», будет дан концерт «Март в океане Баха».
Март в океане Баха — концерт любимой публикой петербургской органистки, лауреата международных конкурсов Марины Вяйзя в месяц рождения немецкого гения.
Великий магистр Музыки, чье мышление воистину космично, он объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. От хоральных обработок до грандиозных циклов, подобных звуковым фрескам.
Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки сочинения высочайшего мастерства и совершенства. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом. Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532 создана в Веймарский период, когда композитор был увлечён итальянской музыкой. К этому же периоду относится и знаменитый «дорийский» цикл. Прелюдию и фугу ми минор, написанную Иоганном Себастьяном в период между 1727 и 1736 во время его пребывания в Лейпциге, часто называют «симфонией из двух частей» для органа в силу его масштабов. Кантата Herz und Mund und Tat und Leben BWV 147 написана в Веймаре и позже доработана в Лейпциге к празднику Посещения Девы Марии. Ее финальный хорал настолько популярен, что звучит в наши дни в самых разнообразных инструментальных транскрипциях и неожиданных версиях.
Март в океане Баха — погрузитесь в космос без границ и времени!
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ми минор BWV 548, Хоральные обработки: Dies sind die heilgen zehen Gebot BWV 678, Aus der Tiefe rufe ich BWV 745, O Lamm Gottes, unschuldig BWV 656, Трио-соната ми минор BWV 528: Adagio, Vivace – Andante – Un poco Allegro, Хоральные обработки Vor deinen Thron tret ich hiermit BWV 668, Jesu bleibet meine Freude из Кантаты N 147, Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532.
На следующий день — в субботу 25 марта, ровно в 20 часов, там же, на Ковенском, дом 7, продолжится цикл концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском». Вы услышите «Германию на бис».
За органом две прекрасные тезки — Елизавета Бузерова и Елизавета Морозова. Музыка самой органной страны мира предстанет в самых разных ипостасях — от изысканного великолепия барокко до бушующей стихии романтизма. Букстехуде и Бах, Брунс и Регер — истинное празднество Короля инструментов.
Николаус Брунс — немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа. Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом.
Хельмут Вальха, выдающийся органист, сказал: «Бах открывает двери в вечность. Слушая его, убеждаешься, что жизнь имеет смысл». В необъятном органном наследии Баха заключено великое количество самых разнообразных жанров. Прелюдия и фуга до минор BWV 546 относится к лейпцигскому периоду творчества. В ней сконцентрированы основные черты творчества гения – масштабность и насыщенность фактуры, многогранность музыкальных образов, импровизационность. Прелюдия и фуга до мажор BWV 547 относится к Веймарскому периоду творчества, когда Бах достигает в исполнительском искусстве высочайшей ступени мастерства, а его дар композитора и импровизатора приближается к зрелости и расцвету. Цикл из шести трио-сонат — всемирно признанный шедевр, изначально созданный для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.
Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот сочинений для Короля инструментов. Поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных опусов, представлен своим ранним, но, пожалуй, самым популярным опусом — Интродукция и пассакалья. Это одно из наиболее играемых и популярных сочинений композитора несмотря на то, что оно было создано в ранний период творчеств Именно. Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени.
Французский гость вечера — блистательный ученик Франка и Видора Луи Вьерн. Он занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов.
Германия на бис — жемчужины органного репертуара.
Программа: Николаус Брунс (1665–1697) Прелюдия ми минор, «Большая»; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 547, Трио-соната ми-бемоль мажор BWV, 525: 1 часть; Макс Регер (1873–1916) Интродукция и пассакалия ре минор (Елизавета Морозова). Дитрих Букстехуде (1637–1707): Прелюдия соль минор BWV 149, Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Трио-соната № 6 соль мажор I часть BWV 530, Прелюдия и фуга до минор BWV 546, Луи Вьерн (1870–1937) Симфония № 2 ми минор: IV. Cantabile – I. Allegro (Елизавета Бузерова).
И в воскресенье 26 марта, в 16 часов в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской сыграют концерт «Воскресная музыка и органчик в часах».
Московская государственная консерватория представляет уникальный органный гала-концерт. Венская классика, немецкий и французский романтизм и … не только.
Милые пьески для механических часов или механического органа были весьма востребованы в аристократической среде XVIII столетия. В имении Эстергази, где служил великий венский классик Йозеф Гайдн, был чудо-механик, производивший подобные забавные игрушки. Он, собственно, и уговорил Гайдна сочинить пьесы для чудесного аппарата под названием «флейтовые часы», так как они имитировали звучание флейты. Подобная музыка воспроизводилась без участия органиста и записывалась на специальных валиках. Чтобы в наши дни исполнять эти приятнейшие пустячки на духовом органе, нужно обязательно сделать их транскрипцию.
Эра симфонического органа открыла новые возможности Короля инструментов, благодаря органостроительному гению Аристида Кавайе-Коля. Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд, Сезар Франк писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Эжен Жигу – французский композитор и органист, ученик Камиля Сен-Санса. В течение 62 лет он служил органистом в церкви Святого Августина в Париже. Менуэт и токката – одно из самых популярных сочинений органного репертуара.
Тема симфонического органа в этот вечер также представлена творчеством Луи Вьерна, бессменного титулярного органиста Собора Парижской Богоматери, прослужившего там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар Короля инструментов.
Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы. Чешский композитор и органист Петр Эбен — один из крупнейших музыкантов ХХ века. На протяжении нескольких десятилетий он выступал с импровизациями на духовные темы в городах Европы, а в 2002 году записал цикл импровизаций, объединив их общим сюжетом.
Воскресная музыка и органчик в часах — орган в шутку и всерьез.
Программа: Эжен Жигу (1844-1925) Токката си минор из цикла «10 пьес для органа»; Иоганнес Брамс (1833-1897) Прелюдия и фуга ля минор WOO 9; Сезар Франк (1822-1890) Фантазия ля мажор FWV 35; Йозеф Гайдн (1732-1809) Flötenuhrstücke -Пьесы для «часов с флейтами» Hob. XIX 1-32 для механического органа в часах); Петр Эбен Финал из цикла «Воскресная музыка»; Луи Вьерн (1870-1937) Симфония № 3 фа-диез минор op. 28: Финал; Иоганнес Брамс (1833-1897) Хоральная прелюдия №.9 Herzlich tut mich verlangen из цикла «11 хоральных прелюдий ор 122», Прелюдия и фуга соль минор WOO 10.
Исполнители: Даниил Шашурин, Пантелеймон Бызов, Евгений Максимов, Ефросиния Мурашкина, Иван Царёв, Иван Зиновьев, Владимир Скоморохов, орган (Москва)
И последним концертом этих выходных, как всегда, в воскресенье 26 марта, в 16 часов, станет концерт из цикла «Органные воскресенья в монастыре францисканцев». Как вы уже догадались, он пройдет в храме католического Францисканского монастыря святого Антония Падуанского чудотворца. Он расположен на 9-й Красноармейской, дом 10-а (станции метро Балтийская, Технологический институт). Название концерта: «Месяц БАХА».
Это приношение самому органному композитору Вселенной от замечательных петербургских музыкантов: заслуженного артиста России Марка Таубе (скрипка) и лауреата международных конкурсов Екатерины Маришкиной (орган). Неповторимое звучание скрипки и органа.
Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения Великого Мастера входят в золотой фонд любого концертирующего органиста и это неудивительно, ведь в течение всей жизни орган оставался его любимым инструментом. Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Трехчастная композиция вращается вокруг главной темы, которую предписано исполнять со всеми включенными регистрами (Grand Plein Jeu), как было тогда принято.
Величайший новатор своей эпохи, Бах, тем не менее прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Сонаты и партиты — шесть сочинений для скрипки соло, написанные в кётенский период, ярко и широко раскрывают возможности скрипки, объединяя разнообразные жанры: от монументальной фуги до деревенского танца. Сонаты и партиты поражают своей полифоничностью, столь трудно вообразимой на этом инструменте. Самое известное сочинение для скрипки соло – легендарная Чакона, ставшая такой популярной, что исполняется в многочисленных концертах в качестве самостоятельной пьесы. На протяжении веков к ней обращались разные композиторы, создавая самые различные инструментальные транскрипции шедевра. В концерте прозвучит версия Екатерины Маришкиной для скрипки и органа.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия BWV 572 (Piece d’Orgue), Чакона из Партиты № 2 ре минор для скрипки соло BWV 1004, обработка для скрипки и органа Екатерины Маришкиной, Partite diverse sopra: Christ, der du bist der Helle Tag BWV 766, Pastorale BWV 590, Хоральная обработка Allein Gott In der Hoh sei Ehr BWV 662,Концерт ля минор BWV 1041 обработка для скрипки и органа.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий