Несказочная история
Или зачем нужен профсоюз?
Есть в Петербурге, без преувеличения, чудесный театр — не будем уточнять какой — одинаково любимый юными зрителями и их родителями. Настоящее царство волшебства и сказки. И кто бы мог подумать, что однажды за кулисами этого театра будут бушевать вовсе недетские страсти? Трудовые права служителей Мельпомены грубо нарушат, а некоторым из них и вовсе откажут в работе. Восстановить справедливость сможет лишь профсоюз, в который работники театра объединились в экстремальных условиях. Добиваться правды созданной первичной профсоюзной организации придется через суд.
Сегодня в театре царит относительное спокойствие. Так говорят в Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Общероссийского профессионального союза работников культуры (ОПРК). Именно ее юристы пришли на помощь работникам театра в трудную для них минуту.
А все-таки он нужен!
Все началось с того, что несколько лет назад не стало прежнего художественного руководителя театра. Мэтр был не только известным деятелем культуры, но еще и социально ответственным работодателем. А потому актеры служили Мельпомене, не задумываясь о своих трудовых правах и создании профсоюза.
Но, как известно, и в сказке, а уж тем более в жизни, рано или поздно случается конфликт. Именно это и произошло в театре после того, как его возглавил новый главный режиссер. Его взгляды на место театра в жизни, и актера в нем, кардинально отличались от тех, что придерживался прежний худрук и труппа.
«Высокохудожественные спектакли для детей и всей семьи и, в то же время, билеты по достаточно низким ценам. — Таково было наше художественное кредо — рассказывает бывший заместитель директора театра Нонна Ю. (имя изменено — ред.), вынужденно покинувшая его при смене руководства. — Новый главный режиссер избрал совершенно иную политику, направленную, прежде всего, на коммерческий успех. Это и привело к расколу труппы».
Несогласных, по словам бывшего замдиректора, начали подводить к уходу из театра.
Все сказанное ею подтверждает и Оксана Д. (имя изменено — ред.) — бывшая заведующая литературно-драматической частью театра (завлит), ставшая заместителем председателя профсоюзной организации, в самый момент ее создания в театре.
«Создать профсоюз мы решили в мае 2021 года, когда новый главный режиссер начал составлять расписание репетиций и спектаклей без учёта нагрузки на актеров, когда администрация под тем или иным предлогом подводила к увольнению всех, кто не согласен с ее новой политикой. Причем, это не касалось деловых качеств людей. Дело было лишь в личном отношении к ним. В конечном итоге из театра ушла треть его работников. На общем собрании трудового коллектива было объявлено об объединении в профсоюз», — говорит Оксана.
Как, в свою очередь, поведала нам первый председатель театральной первички — известная актриса, также вскоре покинувшая театр: «Сразу, после этого собрания, директор театра откровенно заявил мне в личной беседе, о том, что не потерпит в его стенах профсоюзную организацию и немедленно уволит всех ее лидеров!»
Ответный ход
Профсоюзная первичка начала действовать, пытаясь защищать права работников, постоянно консультируясь по этим вопросам с Межрегиональной организацией ОПРК. «В частности, нам настоятельно рекомендовали прекратить все устные переговоры и перейти на обмен официальными письмами, чтобы всегда иметь подтверждение наших слов», — вспоминает Оксана.
Но и работодатель таки сдержал свое слово. Под предлогом сокращения штата из театра были уволены завлит и заведующая труппой, также вошедшая в число профсоюзных активистов. Кто хоть немного знаком с таким предметом, как организация театрального дела, должен прийти в ужас: театр без завлита и завтруппой — это уже, мягко говоря, не театр.
Однако и «небывалое бывает». И фокусы — покусы начали происходить уже не на сцене, а в штатном расписании театра. В нем вдруг появилась должность режиссера-постановщика с функционалом, удивительно похожим на должностные обязанности «сокращенной» заведующей труппой.
«Если обязанности заведующей труппой, после «сокращения» фактически передали другому лицу, то мои просто «распылили» между новыми менеджерами (как они себя называли), которые пришли в театр в 2021 году с новым главным режиссером», — пояснила наша собеседница Оксана Д.
Однако…
Стремясь избавиться от профсоюзных активистов и ликвидировать только что созданную первичку, работодатель явно не утруждал себя изучением трудового законодательства.
Заведующая правовым отделом Межрегиональной организации ОПРК Эльвира Кузнецова, непосредственно оказывавшая помощь новой профсоюзной организации, отметила, что выявив нарушение трудовых прав работников, и грубые нарушения при так называемом «сокращении штата», юристы Межрегиональной организации, по традиции, предложили решить дело мирным — досудебным путем в пользу работников. Но руководство театра раскуривать трубку мира не захотело и отказалось от мирового соглашения. Топор войны казался надежнее. Пока.
«Тогда мы составили исковые требования о необходимости отменить приказ об увольнении работников, как незаконный, изменить соответствующую запись в их трудовых книжках, а также оплатить им время вынужденного прогула по вине работодателя и выплатить компенсацию морального вреда. Помимо суда, мы также обратились в Государственную инспекцию труда в Санкт-Петербурге. В процессе рассмотрения обоих дел (иски завлита и завтруппой рассматривались судом отдельно), работодатель осознал свою неправоту и решил пойти на мировую. Наши истцы отказались от компенсации за моральный вред, а работодатель выполнил все остальные наши требования», — подытожила Эльвира Кузнецова.
Но, если, защищать заместителя председателя первички было относительно легко — так как работодатель не согласовал с Межрегиональной организацией ОПРК это увольнение — то защита ее коллеги потребовала больше времени и сил от профсоюзных юристов. Но и здесь, ответчик, в конечном итоге, высек сам себя… Как рассказала Оксана, судья по данному делу, обратила внимание на странную схожесть обязанностей вновь возникшего режиссера-постановщика с обязанностями ставшей «ненужной» завтруппой. Суд потребовал объяснений от первого лица театра на этот счет. После чего — вместо объяснений — от работодателя последовало предложение заключить мир и с бывшей завтруппой.
В итоге
Работодатель был вынужден восстановить завлита театра на работе. При этом ей и заведующей труппой была выплачена средняя заработная плата за все время вынужденного прогула по вине работодателя. Однако работать с прежним работодателем завлит по понятным причинам отказались.
Оксана Д., которая теперь работает в другом месте, написала письмо с благодарностью в адрес руководства и аппарата Межрегиональной организации ОПРК и в особенности ее главному правовому инспектору. «…Глубокое изучение вопроса, правовая и психологическая поддержка, помогла в не меньшей степени, чем знание законов, грамотное составление иска и заявления в трудовую инспекцию», — в частности пишет она в своем письме.
Эльвира Кузнецова в связи с этим отмечает правовую некомпетентность новых менеджеров театра, которые, по ее словам, были уверены, что препятствуя работе профсоюзной организации, не нарушают трудовое законодательство. «После разъяснений со стороны Межрегиональной организации ОПРК уже во время судебных процессов, они согласились, что были не правы и изменили свою позицию. В итоге работодатель признал право первички на существование и она в настоящий момент действует», — говорит Эльвира Кузнецова.
В Межрегиональной организации тем временем надеются, что созданная в театре первичка будет крепнуть, и между ней и работодателем будет установлен диалог. Это полезно для всех сторон, в том числе и для зрителя. Мы и наши дети ждем новых сказочных шедевров, которые возможно создать лишь в атмосфере уважения и творчества, а не по принципам театра марионеток Карабаса Барабаса.
Мораль
Мы рассказали эту историю, не называя конкретных фамилий и учреждения культуры. Сделали это для того, чтобы — в первую очередь — не нарушать хрупкий мир, возникший сегодня между работодателем и действующей в театре профсоюзной организацией. Так что, считайте, что мы рассказали вам сказку.
А в каждой сказке есть не только идея, но и мораль. Мир, тишина и социальное согласие, которое царит в трудовом коллективе — это вовсе не само по себе разумеющееся и вечное состояние.
Тишь, гладь и благодать могут внезапно закончиться. И может так оказаться, что каждый работник останется один на один с работодателем, для которого трудовые права — это пустой звук. И в этой ситуации может помочь только профсоюзная первичная организация. Она по-настоящему независима и имеет опору в вышестоящих профорганизациях от регионального до федерального уровня. Только создавать ее лучше не в момент разгорающегося трудового спора, а в нормальной рабочей обстановке, когда кажется, что профсоюз в общем-то и не нужен… Но это не так.
Фото с сайта clarkjbrooks.blogspot.com
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий