Весна идет — Да здравствует Бах!»
Услышать «Органную симфонию весны», а также «Вечернюю песнь и хоральные вариации». А, кроме этого, совершить путешествие «К восходу солнца», чтобы познать «Триумф Барокко». Сделать это просто — нужно лишь прийти на концерт!
Завтра 10 марта, в пятницу, ровно в 20 часов, в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу: улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», состоится концерт «Органная симфония весны».
Органная симфония весны — концерт одного из самых ярких и самобытных органистов Александра Патрушина и скрипача Ильи Лиховидова. Первые дни непредсказуемого петербургского марта наполнятся космичностью Баха и совершенством Букстехуде, удивительным мелодизмом Райнбергера и медитативностью Мессиана.
Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени – прожил скромную жизнь, похожую на жизнь Баха, с ежедневными обязанностями органиста и музыкального руководителя церковных концертов. Самобытный стиль Букстехуде отмечен невероятным богатством фантазии, в его органной Вселенной свобода импровизации гармонично сочетается с идеально выстроенной полифонией. Масштабность и драматизм его опусов стали предвестниками органного стиля Баха.
Властелин органа Иоганн Себастьян Бах, рожденный в первый месяц весны, представлен созданной в Веймаре Прелюдией и фугой ля минор, которая поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии, отчего получила название Великой. Творческое наследие Йозеф Габриэля Райнбергера охватывает самые разнообразные жанры. Он умышленно оставался в стороне от дерзких новаций, оставаясь верным самому себе. Яркость и склонность к экспериментам Вагнера, Листа, а также других великих романтиков заслонило творчество их скромного коллеги. Уроженец Вадуца, столицы миниатюрного Княжества Лихтенштейн, в возрасте семи лет, он уже стал церковным органистом, а прозвучавшая в храме месса была им написана в восемь! Окончив Мюнхенскую консерваторию в возрасте пятнадцати лет, Райнбергер вернулся в нее в двадцать, чтобы начать свою собственную долгую преподавательскую карьеру, за время которой воспитал выдающихся органистов, пианистов, композиторов и дирижеров. Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Выдающийся виртуоз и импровизатор, Вьерн был хорошо известен в Европе, США и Канаде. Его симфонии по праву входят в сокровищницу органной музыки для «симфонических» инструментов.
Творчество одного из величайших мастеров двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви. Вознесение (L`Ascension) – Четыре медитации для симфонического оркестра переложены для органа самим композитором. Изюминка концерта — виртуозная токката нашего современника, канадского органиста и композитора Дени Бедара.
Органная симфония весны — действие и созерцание.
Программа: Йозеф Габриэль Райнбергер (1839–1901) Тема с вариациями и жига из цикла «6 пьес для скрипки и органа» ор. 150; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Ария; Дитрих Букстехуде (1637–1707) Чакона до BuxWV 159; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543; Оливье Мессиан (1908–1992) Вознесение: I Majesté du Christ demandant sa gloire à son Père; Дэни Бедар (1950*) Праздничная токката; Луи Вьерн (1870–1937) Симфония для органа №1 ре минор ор. 14: 1. Prelude, 4. Pastorale, 5. Andante, 6. Final
В этот же вечер пятницы — 10 марта, в 20 часов 15 минут в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», состоится концерт «Вечерняя песнь и хоральные вариации».
Изысканная программа московской гостьи органных вечеров на Ковенском — лауреата международных конкурсов, органистки Натальи Ужви. Космос Баха и стихия немецкого романтизма в опусах Мендельсона, Риттера и Регера. Неповторимый стиль Энрико Босси и органный Танеев. Связь времен и мосты между эпохами.
Величайший новатор своей эпохи, Иоганн Себастьян Бах, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в его гениальных хоральных прелюдиях, берущих начало из протестантского хорала. Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов. Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении – лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба. Макс Регер, творивший в разных стилях, создал более двухсот сочинений для Короля инструментов. Именно Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Немецкий автор Хуго Дистлер, практически неизвестный в России, прожил короткую, но удивительно яркую жизнь, умерев на пике своего взлета. Самобытная фигура музыкальной культуры XX века, он был самым значимым композитором в области Евангелической церковной музыки своего времени. В его богатом творческом наследии — многочисленные духовные и светские хоровые опусы, сочинения для солирующих инструментов с оркестром, камерная инструментальная, органная и фортепианная музыка.
Композитор, органист и пианист Марко Энрико Босси был одним из модернизаторов итальянской инструментальной музыки. Путь итальянцев от оперы к подлинно инструментальной («абсолютной») музыке совершался под воздействием немецкой традиции. В сочинениях Босси слышны отголоски творчества Мендельсона, Шумана, Листа. Брамса. Сергей Танеев продолжил баховские традиции в русской музыкальной культуре, а его интерес к творчеству старых мастеров вызывал у коллег устойчивое недоумение. Лишь со временем пришло принятие исторической правоты композитора, искавшего для русской музыки прочной опоры в общеевропейском наследии и универсальности. Хоральные вариации для органа созданы в традициях хоральных обработок эпохи барокко. Еще один русский концерт акцента — обращение к творчеству органиста и композитора Федора Строганова.
Вечерняя песнь и хоральные вариации — незабываемые музыкальные впечатления в начале весны.
Программа: Хуго Дистлер (1908–1942) 8 пьес из цикла «30 пьес для небольшого органа» op. 18; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральные прелюдии: Erbarm dich mein, o Herre Gott BWV 721, Liebster Jesu, wir sind hier BWV 731; Макс Регер (1873–1916) Из Шести трио для органа ор. 47: № 1 Canon, № 2 Gigue, № 3 Canzonetta; Сергей Танеев (1856–1915) Хоральные вариации; Марко Энрико Босси (1861–1925) Chant du soir (Вечерняя песнь) оp. 92 №1 Скерцо соль минор оp. 49, Ave Maria оp. 104 № 2; Феликс Мендельсон Бартольди (1809–1847) Andante ре мажор (Тема с вариациями) MWV W32; Август Готтфрид Риттер (1811–1885) Соната для органа № 2 ми минор op. 19
Там же на Ковенском, дом 7, субботним вечером 11 марта, в 20 часов состоится концерт «Бах и путешествие к восходу солнца».
Потрясающая программа московских гостей органных вечеров на Ковенском. Король инструментов соло и в альянсе с домрой альт. В программе Юлии Емельяновой (домра) и Лии Якушевой (орган) пересекутся Германия и Франция, Британия и Россия, разные жанры и времена.
Орган, в первую очередь, вызывает ассоциации с именем великого Иоганна Себастьяна Баха, пришедшего в мир в первый месяц весны. В его необъятном органном наследии воплотилось множество жанров. Фантазия соль мажор (Piece d’Orgue) родилась в период, когда Бах был увлечен переписыванием Органной книжечки, сочиненной в 1700 году французским органистом Николя де Гриньи. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. Вершиной в развитии обработки протестантского хорала стало творчество Баха. Органная книжечка (Orgel-Büchlein)— сборник хоральных обработок, в основу которых легли более 40 протестантских хоралов.
Друг семьи Бахов, самый яркий и значимый представитель южно-немецкой органной музыки Иоганн Пахельбель обучал старших братьев Иоганна Себастьяна. Он сочинил великое множество светских и церковных опусов, а его вклад в развитие жанров фуги и хоральной прелюдии делает его одним из крупнейших композиторов эпохи среднего барокко.
Французская органная история представлена двумя именами. Теодор Дюбуа, композитор, органист и музыкальный педагог, создал множество органных сочинений, обширный пласт церковной музыки, в котором выделяется оратория «Семь слов Христа». Луи Лефебюр-Вели служил титулярным органистом в легендарных парижских храмах, где были установлены инструменты работы его близкого друга, революционера органостроения Аристида Кавайе-Коля, многие из которых он оценил первым. Музыкант считался одним из лучших органистов-виртуозов своего времени, славился мастерством импровизации, что явно ощущается и в написанных им пьесах.
Фрагменты из популярной баховской Оркестровой сюиты №2, шедевры Доуленда, Пьяццоллы, Дюрана, Обера заиграют новыми гранями в изложении для домры и органа. Джон Доуленд — блестящий лютнист эпохи Возрождения. Самое известное его сочинение Слёзы, написанное для лютни, прозвучит в версии для домры альт соло. Огюст Дюран –французский органист эпохи романтизма, музыкальный издатель и критик. Автор инструментальных сочинений и церковной музыки. В 1869 году основал издательскую фирму, где печатались произведения ведущих композиторов. Жак Обер – французский композитор и скрипач-виртуоз эпохи барокко. Интересно, что в своих гавотах, менуэтах, жигах и других танцевальных формах, он полностью выписал медленные средние части и публиковал их как самостоятельные сольные пьесы. Великий Астор, сгенерировавший новую особую музыкальную форму – танго-фуги, не нуждается в представлении. Интересна история Ave Maria Астора Пьяццоллы. В оригинале музыка написана для солирующего гобоя с оркестром, и предназначена для фильма итальянского режиссёра Марко Беллоккьо «Генрих IV». Оригинальное название пьесы – Tanti anni prima (Много лет назад). Позднее, уже после смерти Пьяццоллы стал известен ее вокальный вариант – Ave Maria, на стихи Роберто Бертоцци. Итальянская певица Мильва рассказывала, что в 1992 году, незадолго до смерти, Пьяццолла вручил ей рукопись со словами «Исполните, когда сочтете необходимым». Ave Maria была исполнена Мильвой впервые в 2000 году, после чего даже инструментальные варианты этого шедевра чаще всего исполняют под названием Ave Maria. Русский акцент концерта — музыка нашего современника Михаила Горобцова, замечательного исполнителя на домре альт и композитора. Его оригинальное сочинение на евразийские темы — одно из самых колоритных опусов для домры альт.
Бах и путешествие к восходу солнца — вступление в Весну!
Программа: Иоганн Бах (1685–1750) Фантазия соль мажор BWV 572 (Piece d’Orgue); Хоральная прелюдия Ich ruf zu dir Herr Jesu Christ BWV 639 из «Органной книжечки»; Хорал Liebster Jesu, wir sind hier из «Органной книжечки»; Иоганн Пахельбель (1653–1706) Чакона ре минор P 41; Иоганн Бах Ария из сюиты для оркестра №3 ре мажор, переложение для органа; Теодор Дюбуа (1837–1924) Fiat Lux (Да будет свет); Джон Доуленд (1563–1626) Lachrimae (Слезы) домра альт соло, Огюст Дюран (1830–1909) Чакона; Иоганн Себастьян Бах Рондо и Бурре 2 из Сюиты для оркестра № 2 си минор; Жак Обер (1689–1753) Жига фа-диез минор; Луи Джеймс Альфред Лефебюр-Вели (1817–1869) Sortie
И в воскресенье — 12 марта, в 16 часов в храме Матери Божией Лурдской, в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», для вас состоится «Триумф Барокко».
Грандиозный органно-вокальный гала харизматчных молодых вокалистов (Лю Дань, Анны Козаевой, Фэн Шитин, Елены Соловьевой, Ангелины Огарковой, Софьи Полозовой, Натальи Евстафьевой (меццо-сопрано) в главе с их наставником, блистательной солисткой Мариинского театра Натальей Евстафьевой. За органом — Аида Глухова. Музыка барокко, берущая свои истоки в Италии, столь востребованная в наши дни, манит в причудливые звуковые лабиринты, завораживает терпкими и неожиданными созвучиями. Беспрецедентная эпоха, сломавшая стереотипы и подарившая миру уникальную архитектуру и оперный театр, стала одной из вершин мировой музыкальной культуры. Вас ждет встреча с вокальными шедеврами Баха и Генделя, Глюка и Кальдары.
Выдающимся итальянским композитором Антонио Кальдарой создано более 3500 сочинений в разных жанрах, а его оперы на рубеже веков принесли автору широкую известность, достигшую блистательной Вены.
Если вершина стиля барокко на его итальянской родине — Вивальди, то в Германии своего апогея он достигло в творчестве Иоганна Себастьяна Баха. Великий магистр Музыки, чье мышление воистину космично, он объял необъятное и соединил несоединимое в безбрежном звуковом океане. Протестантский хорал и итальянский концерт, французские и английские танцевальные сюиты, литургическая монодия и многое другое. Неизменным спутником Иоганна Себастьяна на протяжении всей жизни был орган, для которого он писал много и с удовольствием. Сольный орган представлен сочинениями Баха, в числе которых легендарная Токката и фуга ре минор, а также опусом его старшего современника, главы северонемецкой органной школы Дитриха Букстехуде. «Если музыка Баха – это храм, то музыка Генделя – дворец», – сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Любимец муз и публики, создатель 40 опер, одну из которых, легендарную «Ринальдо», он сочиняет за две недели, покорив театральный Лондон. Гендель создает многочисленные оркестровые концерты, клавесинные сочинения. Особенно известны его опусы для исполнения на открытом воздухе — «Музыка на воде» и «Музыка королевского фейерверка», а также многочисленные оратории на библейские сюжеты, в числе которых «Мессия» с настоящим хоровым хитом — Аллилуйя. Яркие акценты концерта — сочинения гения венской классической школы Вольфганга Амадея Моцарта, а также великого реформатора оперы Кристофа Виллибальда Глюка.
Триумф барокко — незабываемый праздник в середине петербургской весны.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката и фуга ре минор BWV 565; Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Ach, ich fuhl’s, es ist verschwunden, ария Памины из оперы «Волшебная флейта»; Кристоф Виллибальд Глюк (1714–1787) O, del mio dolce ardor, ария Париса из оперы «Парис и Елена»; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Шарль Гуно (1818 -1893 ) Ave Maria; Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ми мажор BuxWV 141; Антонио Кальдара (1670–1736) Come Raggio Di Sol, ария из оперы La costanza in amor vince l’inganno; Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ombra mai fu, ария Ксеркса из оперы «Ксеркс», Ария Dignare из кантаты Te Deum HWV 278; Иоганн Себастьян Бах Quia respexit, ария из кантаты Magnificat BWV 243; Винченцо Беллини (1801–1835) Salve regina IVB 13; Иоганн Себастьян Бах Erbarme dich, ария альта из оратории «Страсти по Матфею» BWV 244, Es ist vollbracht, ария из кантаты «Страсти по Иоанну» BWV 245, Хоральная прелюдия Allein Gott in der Höh’ sei Ehr BWV 664, Bereite dich, Zion, ария альта из Рождественской оратории BWV 248, Владимир Вавилов Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини)
И в этот же воскресный день — 12 марта, и в это же время — в 16 часов, в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца, по адресу — Девятая Красноармейская улица, дом 10-а (станции метро Балтийская, Технологический институт), в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев» будет дан концерт «Да здравствует БАХ!».
Ссимволическое приношение выдающегося петербургского органиста и педагога Юрия Семенова самому органному композитору Вселенной. Редкий органный концерт обходится без обращения к Баху, а кроме того, лейпцигский кантор был рожден в первый месяц весны. В программе — шедевры Мастера разных периодов творчества.
В органном репертуаре Пассакалия Баха занимает прочное и почетное место. Ранний шедевр гения объединяют двадцать вариаций, басовая линия разделяется на две отдельные темы, и сопровождается третьей, которая становится предтечей монументальной фуги. Есть предположение, что развернутый, исполненный драматизма цикл Прелюдия и фуга си минор сам Бах исполнил впервые в церкви Святого Павла в Лейпциге 17 октября 1727 года, на мемориальном собрании по ушедшей в мир иной Кристиане Эбергардине Бранденбург-Байрейтской, курфюстине саксонской и титулярной королеве Польши. Для открытия процессии он выбрал прелюдию си минор, фуга же была исполнена по ее завершении. В те времена многие композиторы использовали тональность си минор для передачи скорби, меланхолии, печали. Иоганн Себастьян неоднократно обращался к си минору при создании сочинений, повествующих о драматических событиях. Вспомним легендарную арию Erbarme dich из Страстей по Матфею.
Фантазия и фуга соль минор — особая история. В 1721 году Бах участвовал в конкурсе на место органиста в церкви Святого Якоба в Гамбурге. Для этого нужно было сочинить фугу, и Иоганн Маттезон, значимый в мире музыки авторитет, в качестве темы предложил мелодию фламандской студенческой песни. Бах создал грандиозный опус, в котором продемонстрировал не только искусство композиции, но виртуозное исполнительское мастерство. Фугу впоследствии объединили в двухчастный цикл с трагической фантазией соль минор. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, на самом деле, не является единым двухчастным циклом, а создана Бахом в качестве начала и завершения «Органной мессы», изданной в качестве третьей части «Клавирного упражнения». Тем не менее, эти две части объединены символикой Святой Троицы: три темы в Прелюдии, три темы в фуге, состоящей из трёх разделов и тональность с тремя бемолями при ключе.
Да здравствует БАХ! — присоединяйтесь к поздравлениям!
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалия BWV 582; Прелюдия и фуга си минор BWV 544; Фантазия и фуга соль минор BWV 542; Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор BWV 552.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий