От Баха до Таривердиева: орган объединяет всех!

От Баха до Таривердиева: орган объединяет всех!
20 января
10:40 2023

Приближаются выходные и, вместе с ними, неизменно наступает настоящий праздник для всех тех, кто любит орган и органную музыку. Всех подданных «Короля инструментов» как всегда ждут в католических храмах города…

Уже сегодня 20 января в пятницу, в 19 часов 30 минут в Римско-католическом храме святого Станислава, что на улице Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города», прозвучит концерт «Бах и вальс цветов».

«Бах и вальс цветов» — потрясающий концерт органиста Егора Колесова. В концерте известного петербургского органиста встретятся Бах и Моцарт, Чайковский и Шостакович, страны и эпохи, жанры и стили.

Музыка Иоганна Себастьяна Баха созвучна любой эпохе и неизменно вызывает сильнейший катарсис у любой публики. В течение всей жизни любимым инструментом немецкого гения оставался орган, хотя писал он для самых разнообразных инструментальных составов. На этот раз вас ждет сюрприз — вы услышите органную версию легендарной скрипичной Чаконы, сделанную Вильгельмом Миддельшульте, немецким органистом и композитором, большую часть своей жизни прожившим в США.

Церковные сонаты Моцарта – подлинные миниатюрные шедевры. 17 сонат, три из которых заявлены в концерте, – одночастные опусы для органа и струнных инструментов, которые исполнялись во время церковных праздников. Прозвучит версия для органа соло.

Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона, благодаря которому Иоганн Себастьян вернулся в мир музыки из долгого забвения. Непревзойденный виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа.

Яркий акцент концерта — Увертюра и знакомый всем с детства Вальс цветов из «Щелкунчика» Чайковского в транскрипции Егора Колесова, а также транскрипции фортепианных и оркестровых сочинений Шостаковича — фортепианной прелюдии и популярнейшего Вальса из Джазовой сюиты.

Бах и вальс цветов — не пропустите одного из ярчайших музыкальных событий наступившего года!

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Чакона ре минор из скрипичной партиты BWV 1004 (переложение для органа Вильгельма Миддельшульте); Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Три церковные сонаты: KV 69 ре мажор, KV 144 ре мажор, KV 225 ля мажор; Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа №5op.65: Andante – Andante con moto – Allegro maestoso; Петр Чайковский (1840–1893) Увертюра и Вальс цветов из балета «Щелкунчик» (переложение для органа Егора Колесова); Дмитрий Шостакович (1906–1975) Прелюдия и фуга ре минор из цикла «24 прелюдии и фуги» (версия для органа Надежды Бакеевой); Вальс из джазовой сюиты № 2 (переложение для органа Жана Поля Имбера);

Еще одним концертом пятницы 20 января, но уже в 20 часов 15 минут, станет «Океан Баха и механическая музыка». Он состоится в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Девы Марии на Первой Красноармейской улице, дом 11 (станция метро Технологический институт). Это очередной концерт из цикла «Время органа».

Это концерт популярной петербургской органистки, лауреата международных конкурсов Натальи Михайловой, где наряду с оригинальными сочинениями Иоганна Себастьяна для его любимого инструмента, представлен ряд гениальных органных транскрипций: обработка легендарного Адажио из гобойного концерта Алессандро Марчелло и скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, – очередного примера сочинительства этим правителем талантливейшей музыки.

Рожденный в Германии в один год с Бахом великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Именно поэтому композитора до сих пор не могут поделить между собой Германия и Британия. Прозвучит органная транскрипция увертюры к масштабной оратории «Самсон».

Музыка для механического органа или часов – особый пласт в европейской истории музыки. Подобные механизмы, где звук записывался на специальных валиках, а музыка воспроизводилась без участия исполнителя, были весьма востребованы в аристократической среде XVIII столетия. «Механическую» музыку писали многочисленные гении, среди которых Гендель и Гайдн, Бетховен и Моцарт. Для исполнения таких опусов на большом органе были сделаны транскрипции, прочно вошедшие в современный репертуар и занявшие в нем достойное место.

Фантазия фа минор KV 594 Моцарта заслуживает особого внимания. Пьеса написана по заказу Йозефа Дейма фон Штритетца, который после убийства противника на очередной дуэли вынужден был бежать из Австрии в Италию, где увлекся обучению профессии скульптора.

Финал концерта — самое известное органное сочинение в мире. Да, это именно топовая Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников, чья принадлежность гениальному перу Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается.

Океан Баха и механическая музыка — незабываемые органные впечатления!

Программа: Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Увертюра к оратории «Самсон» HWV 57; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор; (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского) BWV 592a: Tempo giusto – Grave – Presto; Иоганн Себастьян Бах Хоральная обработка Ich ruf zu Dir, Herr Jesu Christ (Я взываю к Тебе, Господь Иисус Христос) BWV 639 из цикла «Органная книжечка»; Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Фантазия фа минор (Adagio — Allegro) KV 594; Иоганн Себастьян Бах Ария из Оркестровой сюиты № 3, BWV 1068; Антонио Вивальди (1678–1741) – Иоганн Себастьян Бах Концерт ля минор BWV 593: Tempo giusto – Adagio – Allegro; Алессандро Марчелло (1669–1747) – Иоганн Себастьян Бах; Адажио из Концерта для гобоя с оркестром ре минор S.Z799 BWV 974/2; Иоганн Себастьян Бах Токката и фуга ре минор BWV 565;

И последним концертом этого вечера пятницы 20 января станет концерт «Бах и радость души». Он начнется ровно в 20 часов в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания)

Это очередной концерт из цикла «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском».

Вас ждет встреча с одним из самых известных и ярких органистов молодого поколения: лауреатом всероссийских и международных конкурсов, лауреатом премии «Органист года-2022», солистом Сочинской филармонии Владимиром Королевским.

Космос Баха, ликование Моцарта, медитативность Мессиана, искренность Франка и интереснейшие транскрипции.

Знаменитый цикл Токката, адажио и фуга до мажор, написанный Бахом в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой.

Пространство отдельного мемориального зала фельдмаршала Гедеона Лаудона, австрийца, отличившегося в Семилетней войне, требовало музыкального сопровождения, автором которого стал Моцарт. Так появилась Фантазия фа-минор KV 594. По заказу того же Мюллера, в год своей смерти Моцарт написал еще одну Фантазию для этого же мавзолея.

Убежденный «бахианец» Сезар Франк создал знаменитый цикл Прелюдия, фуга и вариация в форме барочного триптиха, отчасти навеянной сочинениями Баха. Сущность музыкального произведения заключена в его идее, – говорил Франк, –  это душа музыки, а форма — только телесная оболочка души». Бессменный органист базилики Сент-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для него.

Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, Видор в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия.

Творчество одного из величайших творцов двадцатого века Оливье Мессиана – непрестанное осмысление христианской традиции в современной реальности. Новаторский музыкальный язык ничуть не мешал мастеру следовать доктрине Католической церкви. Третья часть из «Вознесения», Четырех медитаций для симфонического оркестра, прозвучит в авторской органной версии композитора.

Известно ли вам, что королем саундтреков, гениальным Микаэлом Таривердиевым написано множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя? Две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» – виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко. Находки концерта — Адажио из балета «Золотой век» Шостаковича и самобытнейшие сочинения нашего современника, талантливого композитора Владимира Григорьевича Королевского.

Бах и радость души — лучшие страницы великой книги Органа.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Токката, адажио, фуга до мажор BWV 564; Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Адажио и аллегро фа минор К. 594; Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга, вариация ор. 18; Шарль Мари Видор (1844–1937) Органная симфония №9 до минор «Готическая» ор. 70: II. Andante sostenuto, Оливье Мессиан (1908–1992) L’Ascension (Вознесение), III. Transports de joie d’une âme devant la gloire du Christ qui est la sienne (Радость души, представшей перед славой Христовой); Дмитрий Шостакович (1906–1975) Адажио из балета «Золотой век»; Транскрипция для органа – Владимир Владимирович Королевский; Микаэл Таривердиев (1931–1996) Две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» ор. 103: №3 фа минор, №10 до мажор; Владимир Григорьевич Королевский (1960–2022) Адажио из Третьей симфонии (2014), Токката для солирующей органной педали (2018). Транскрипции для органа автора.

На следующий день в субботу 21 января, в 20 часов 15 минут любителей органной музыки вновь ждут на Первой Красноармейской улице, дом 11. Здесь в храме Успения Пресвятой Девы Марии, в рамках цикла «Время органа», будет дан концерт «Вселенная Баха».

Вселенная Баха – концерт органистки, лауреата международных конкурсов Юлии Глазковой, который охватит широчайший спектр органной музыки великого уроженца Германии.

Бах — планета, вселенная, океан. Его музыка востребована и актуальна во все времена. нная в Веймаре и названная Великой, поражает грандиозностью воплощения.

В творчестве Баха хоральные обработки занимают особую нишу, являясь вершиной айсберга этого жанра. Органные обработки хоралов в эпоху барокко были сродни проповеди, в которой композитор являл взгляд на христианство. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря. Иоганн Себастьян Бах и Антонио Вивальди — титаны, надолго забытые после окончания своего земного пути, две вершины удивительной эпохи барокко. В их творчестве своего апогея достигли завоевания немецкой и итальянской музыки, накопленные предшественниками. Они никогда не виделись, но, можно сказать, находились в диалоге: лейпцигский кантор высоко ценил творчество неистового аббата, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов ради собственного удовольствия.

Вселенная Баха – прикосновение к вечности.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ми минор BWV 548; Две Хоральные прелюдии из цикла «Шюблеровские хоралы»: Wo soll ich fliehen hin BWV 646 (Куда мне убежать от тяготеющих над мной великих и бесчисленных грехов?), Meine Seele erhebt den Herren BWV 648 (Моя душа взывает ко Господу), Пастораль BWV 580; Антонио Вивальди – Иоганн Себастьян Бах Концерт ре минор BWV 596 в трех частях: Allegro. Fuge – Grave e spiccato – Allegro, Прелюдия и фуга ля минор BWV 543.

В этот же субботний вечер 21 января, но уже ровно в 20 часов, в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской на Ковенском, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», для вас сыграют концерт «Бах и подражание старым мастерам».

Это концерт молодого харизматичного музыканта Эльдара Абдураманова, в котором пересекутся времена и встретятся многочисленные композиторы разных стран, – от Баха до Таривердиева.

Орган — константа баховского творчества. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии.

Величайший мелодист, не знающий равных в музыке кино, Микаэл Таривердиев писал и в академическом формате, а его любимым инструментом, как и у Баха, был орган. Хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам» – виртуозная стилизация на тему ушедшей блистательной эпохи барокко.

Иоганн Адам Рейнкен — голландско-немецкий композитор и органист, один из выдающихся представителей северо-германской школы, друг Дитриха Букстехуде, также оказавший существенное влияние на развитие музыкального языка Баха. Говорят, что после прослушивания, на котором молодой Бах импровизировал на тему лютеранского хорала An den Wasserflüssen Babylon, Рейнкен заметил: «Я полагал, это искусство уже умерло, но сейчас я вижу, что оно еще живёт в Вас». Бах использовал опус Рейнкена Hortus musicus (Музыкальный сад) в качестве темы для своих сочинений.

Фантастический и бескрайний мир французского симфонического органа, рождённого благодаря гению органострения Аристида Кавайе-Коля, который, по свидетельству современников, гораздо ближе к звуковому миру Баха, чем его немецкий собрат, представлен творчеством Марселя Дюпре и Мориса Дюрюфле.

Марсель Дюпре – выдающийся композитор и исполнитель, известный не только своими интереснейшими опусами, но и серией из 20 концертов, на которых он исполнил все органные сочинения Баха наизусть. Ученик Турнемира, Жигу и Дюка, композитор откровенно признавался, что писать музыку в период процветающего модерна с его господством новых техник и стилей ему было нелегко.

Бах и подражание старым мастерам — незабываемый вечер в сопровождении гениальной музыки.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750): Прелюдия и фуга для органа ля минор BWV 543; Иоганн Адам Райнкен (1643–1722) Фуга соль минор для органа; Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия для органа соль минор BUXVW149; Хоральная прелюдия Christ unser Herr zum Jordan kam BUXWV 180; Иоганн Себастьян Бах Прелюдия и фуга для органа фа минор BWV 534; Марсель Дюпре (1886–1971) Прелюдия и фуга для органа соль минор, op.7; Микаэл Таривердиев (1931–1996) Хоральная прелюдия №2 до минор из цикла «Подражание старым мастерам» op.103; Морис Дюрюфле (1902–1986): Токката из сюиты для органа op.5;

Там же, на Ковенском, дом 7, но уже в воскресенье, в 16 часов для вас будет дан концерт «Между Бахом и Землей».

В программе московской органистки Лии Якушевой отражен божественный мир гениального Мастера, чья музыка вызывает у публики чистый восторг и неизменный катарсис. Космизм Баха на этот раз пересечется с безудержной стихией «симфонического» органа.

Одним из источников необъятного творчества Баха является протестантский хорал. Многочисленные исследователи его музыкального творчества рассматривали сочинения Иоганна Себастьяна на предмет риторических фигур, в которых запечатлен их истинный смысл.

Между Бахом и Землей — вы готовы к полету?

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная обработка Ach bleib bei uns, Herr Jesu Christ BWV 649; Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариация си минор op. 18; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Маленький гармонический лабиринт BWV 591; Шарль – Мари Видор (1844–1937) Финал из оратории «Страсти по Матфею» из цикла Bach’s Memento (Памяти Баха); Иоганн Себастьян Бах Хоральная обработка Allein Gott in der Hoh’ sei Ehr BWV 662; Ференц Лист Воспоминание о Сикстинской Капелле; Габриэль Пьерне (1863–1937) Кантилена op. 29 №2; Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната №2 op. 65: Grave – Adagio – Allegro maestoso e vivace – Fuga. Allegro moderato.

В этот же день — воскресение 22 января и также в 16 часов, но уже в храме католического Францисканского монастыря Святого Антония Падуанского чудотворца, что на Девятой Красноармейской улице, дом 10-а (станции метро: Балтийская и Технологический институт), в цикл концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев» состоится концерт «Бах и Времена года»

Скрипка и орган. Оригинальные сочинения и потрясающие транскрипции. Одно из самых популярных классических сочинений в мире — «Времена года» Антонио Вивальди. К циклу из четырех скрипичных концертов в сопровождении струнного оркестра на протяжении веков обращались многочисленные музыканты, делая смелые и неожиданные аранжировки этого шедевра. На этот раз прозвучит версия для скрипки и органа. Ее представят музыканты: Вера Демченко (скрипка) и Алла Морозова (орган).

Планета БАХ воистину необъятна. Вокруг нее уже не один век вращается все мировое сообщество музыкантов, а органные сочинения Великого Мастера входят в золотой фонд любого концертирующего органиста. Токката и фуга «Дорийская» написана во время пребывания Баха в Веймаре в 1707–1718, в период расцвета творческой зрелости музыканта. Считается, что Бах исполнил это сочинение во время испытания большого органа в соборе Касселя. В «Дорийской» явственно прослеживается влияние концертного стиля Антонио Вивальди, творчество которого Иоганн Себастьян основательно изучал, сделав ряд уникальных органных транскрипций неистового венецианца.

Симфония из баховской кантаты прозвучит в интереснейшей транскрипции великого Мориса Дюрюфле, а популярная Сицилиана из флейтовой сонаты предстанет в органной транскрипции другого органного титана — Луи Вьерна.

Церковные сонаты Моцарта – подлинные миниатюрные шедевры, 17 одночастных опусов для органа и струнных инструментов, которые исполнялись во время церковных праздников.

Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона, благодаря которому Иоганн Себастьян вернулся в мир музыки из долгого забвения. Непревзойденный виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Как и у Баха, их шесть. В них переплетены самые разные жанры: это и церковные хоралы, и фуги, и фантазии, и вариации, а число частей варьируется от двух до четырех. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Бах и времена года — шедевры, проверенные временем.

Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – Синфония из кантаты Wir danken dir, Gott, wir danken dir BWV 29 (транскрипция для органа Марселя Дюпре), Ария из Сюиты для оркестра №3 ре мажор BWV 1068 (переложение для скрипки и органа), Токката ре минор BWV 538 («Дорийская»), Сарабанда из Партиты №2 ре-минор для скрипки соло BWV 1004, Соната соль-минор (переложение для скрипки и органа) BWV 1020: I. Allegro, II. Adagio, III. Allegro; Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791) Церковная соната фа-мажор KV 244 (транскрипция для органа Зигмунда Сатмари); Антонио Вивальди (1678–1741) Концерт Зима из цикла «Времена года» (переложение для скрипки и органа): I. Allegro non molto; Иоганн Себастьян Бах Сицилиана из сонаты для флейты и органа BWV 1031 (переложение для органа Луи Вьерна); Густав Йенсен (1843–1895) Ариозо и патетическое рондо для скрипки и органа, ор. 40; Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната для органа №3 ля мажор ор. 65/3: I.Con moto maestoso.

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.