Выходные пройдут с триумфом!
Если, конечно, прийти на органные концерты в католические храмы Северной столицы. Вас ждут великие классики прошлого и замечательные музыканты наших дней.
Сегодня в пятницу 2 декабря, ровно в 20 часов в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском» состоится органный концерт «Триумф барокко: Бах, Вивальди, Гендель».
Триумф барокко. Голос и орган. Заслуженная артистка Республики Дагестан и Республики Хакасия Наталья Манулик (сопрано) и Юлия Иконникова (орган) исполнят лучшие сочинения этой блистательной эпохи.
Причудливые музыкальные и архитектурные стили, пышнейшие празднества с потрясающими нарядами и неумолкающими фейерверками. В каждой стране этот причудливый стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов породили Италия – родина барокко, и Германия. В концерте прозвучат красивейшие арии харизматичного рыжего аббата Антонио Вивальди и великолепного Георга Фридриха Генделя, основателя Неаполитанской оперной школы Алессандро Скарлатти и автора одной из первых опер в истории этого жанра Джулио Каччини, а также Марко Антонио Чести, Бенедетто Марчелло и Джованни Перголези.
Stabat mater – самое известное сочинение гениального итальянца, прожившего всего 25 лет, 10 из которых были отданы музыке. Как и Реквием Моцарта, история создания этого сочинения окутана тайной. Легенда гласит, что любимая девушка композитора, родители которой не дали согласия на брак с Перголези, ушла в монастырь, где вскоре скончалась. Композитор же почил практически сразу после завершения своего шедевра. Проверенная временем гениальная музыка и сейчас продолжает трогать публику до глубины души, вызывая чувство глубочайшего катарсиса.
«Если музыка Баха – это храм, то музыка Генделя – дворец», – сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Именно поэтому композитора до сих пор не могут поделить между собой Германия и Британия.
Сольный орган представлен творчеством Баха и его великого предшественника Букстехуде — крупнейшего композитора и органиста, главы северонемецкой органной школы. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Вдохновение, мощь, воистину космическую полифонию, запредельную виртуозность и, в то же время, поразительную философскую лирику — все это Иоганн Себастьян доверил своему верному другу и спутнику, обращаясь к органу во всем великолепии своего вселенского мышления. Части, вошедшие в цикл «Прелюдия и фуга до мажор», написаны Бахом в разные периоды творчества, но тем не менее, объединились в нем необычайно естественно и органично. Джироламо Фрескобальди известен далеко не всем. На самом деле, фигура великого итальянца была настолько значительной, что повлияла не только на творчество современников, но и музыкантов последующих эпох. Сам Иоганн Себастьян Бах не избежал очарования итальянского духа, хранил у себя рукопись Fiori Musicali, самого известного опуса Фрескобальди и в течении жизни написал немало сочинений не только в итальянском стиле, но и в прямом подражании Мастеру. В наследии композитора – многочисленные сочинения для органа и клавесина во всех свойственных эпохе жанрах. Вы услышите его Бергамаску – старинный итальянский танец, распространённый в обиходе крестьян Северной Италии XVI-XVII веков, название которого произошло от названия города Бергамо и одноимённой провинции. Французский гость концерта — Николя де Гриньи, чье творчество представляет собой одну из вершин французской органной традиции XVII столетия и квинтэссенцию французской органной культуры XVII века, основанную на богатейших традициях и достижениях предшественников. За свою недолгую жизнь потомственный музыкант сумел поработать органистом знаменитого Реймского собора, где короновали французских королей, создать органную мессу и обработки церковных гимнов, объединенных в его единственную Органную книгу, которую сам Бах скопировал для детального изучения.
Триумф барокко — незабываемый праздник ждет вас!
Программа: Дитрих Букстехуде (1637-1707) Прелюдия соль-минор BuxWV 148; Георг Фридрих Гендель (1685-1759) Lascia che pianga Amen, Alleluja; Джованни Батиста Перголези (1710-1736) Vidit suum; Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Прелюдия и фуга до мажор BWV 531; Алессандро Скарлатти (1685-1757) Son tutta Duolo; Марко Антонио Чести (1623-1669) Intorno all’idol mio; Бенедетто Марчелло (1686-1739) Il mio bel foco; Джованни Фрескобальди (1583-1643) Бергамаска; Антонио Вивальди (1678-1741) Sposa son disprezzata; Луи Николя Клерамбо (1676-1749) Части из Сюиты 1 тона: Grand Plein jeu- Duo-Basse et Dessus de Trompette-Récits-Dialogue; Джулио Каччини (1551-1618) Amarilli Алессандро Скарлатти Le Violette
Сегодня же, в пятницу 2 декабря, но чуть пораньше — в 19 часов 30 минут и под сводами Римско-католического храма святого Станислава на улице Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города» для вас сыграют концерт «Золотой век барокко: Бах, Гендель, Вивальди».
Чудесный дуэт Анны Кодинец (сопрано) и Светланы Фурник (орган). Погрузитесь в одну из самых блистательных и загадочных эпох, славящуюся причудливым музыкальным и архитектурным стилями, пышными балами, неподражаемыми нарядами и оглушительными фейерверками. В каждой стране этот удивительный стиль формировался по-разному, но наибольшее количество известных и плодовитых композиторов породили Италия, родина барокко, и Германия.
В концерте прозвучит ария из оперы «Баязет» короля стиля, Антонио Вивальди – харизматичного рыжего аббата, чье творчество пронизано солнечной энергетикой. Stabat mater – cамое известное сочинение гениального итальянца Перголези, прожившего всего 25 лет, чуть менее 10 из которых были отданы музыке. Как и Реквием Моцарта, история создания этого сочинения окутана тайной. Легенда гласит, что любимая девушка композитора, родители которой не дали согласия на брак с Перголези, ушла в монастырь, где вскоре скончалась. Ave Maria, «барочный» шедевр, приписываемый Каччини, оказался мастерской мистификацией петербургского музыканта и композитора Владимира Вавилова. «Если музыка Баха – это храм, то музыка Генделя – дворец», – сказал некогда Антон Рубинштейн. Композиторы родились в один год, но до чего же по-разному сложились их судьбы! Рожденный в Германии великий Георг Фридрих Гендель, оказавшийся ещё и превосходным менеджером, истинного успеха достиг в туманном Альбионе. Именно поэтому композитора до сих пор не могут поделить между собой Германия и Британия.
Сольный орган представлен творчеством Баха и его великого предшественника Букстехуде — крупнейшего композитора и органиста, главы северонемецкой органной школы, величайшего авторитета своего времени, в течение 30 лет служившего органистом в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха. Мы никогда не узнаем, быль это или легенда, что провинциальный небогатый музыкант Бах копил деньги на путешествие в Любек для встречи с Букстехуде и преодолел сотни километров пешком по осенней распутице. Важно, что Букстехуде моментально разглядел незаурядный дар Иоганна Себастьяна, назвав его своим дорогим собратом. Вдохновение, мощь, воистину космическую полифонию, запредельную виртуозность и, в то же время, поразительную философскую лирику — все это Иоганн Себастьян доверил своему верному другу и спутнику, обращаясь к органу во всем великолепии своего вселенского мышления. Органные транскрипции Иоганн Себастьян делал абсолютно гениально и с великим удовольствием. Так, обработка скрипичного концерта герцога Иоганна Эрнста Саксен-Веймарского, — прекрасный пример сочинительства этим правителем талантливейшей музыки. Фантазия и фуга до минор написана Бахом в Веймарский период.
Французский гость концерта Луи Маршан служил органистом соборов в разных городах Франции, играл на органе в королевской капелле Версаля и был известен как как клавесинист-виртуоз и музыкальный педагог. Вошел в историю своей несостоявшейся музыкальной дуэлью с Бахом. Бразильское осознание баховской музыки величайший композитор Вила-Лобос выразил в своем цикле из девяти бразильских бахиан, а Ария из Пятой бахианы стала настоящим хитом.
Впечатляющая музыкальная панорама Золотого века БАРОККО ждет вас!
Программа: Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия, фуга и чакона до мажор BuxWV 137; Антонио Вивальди (1678–1741) Ария Ирен Sposa son disprezzata из оперы «Баязет»; Джованни Баттиста Перголези (1710–1736) Ария Cujus animam gementem из Stabat Mater Ария Vidit suum dulcem natum из Stabat Mater; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Фантазия и фуга до минор BWV 537; Георг Фридрих Гендель (1685–1759) Ария Клеопатры Piangerò la sorte mia из оперы «Юлий Цезарь в Египте»; Владимир Вавилов (1925–1973) Ave Maria (приписывалось Джулио Каччини); Луи Маршан (1669–1732) Речитатив; Гюстав Шарпантье (1860–1956) Ария Луизы Depuis le jour из оперы Луиза; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Концерт соль мажор BWV 592 (обработка концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского): Tempo giusto – Grave – Presto; Эйтор Вила-Лобос (1887–1959) Бразильская бахиана № 5: Ария
Кстати, если в этот день вы не сможете посетить этот концерт, то это вполне можно будет сделать в воскресенье 4 декабря в 16 часов. Но это будет уже храм католического францисканского монастыря Святого Антония Чудотворца на 9-ой Красноармейской улице, дом 10-а (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Здесь концерт «Золотой век барокко: Бах-Гендель-Вивальди» пройдет в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев».
Ну а в субботу 3 декабря, ровно в 20 часов в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском» для вас сыграют концерт «Бах и Брамс. Музыка Адвента».
Вы погрузитесь в неповторимую предрождественскую атмосферу, которую создаст для вас Юлия Глазкова.
Адвент (от латинского adventus — пришествие) — название предрождественского периода в католической церкви и некоторых протестантских конфессиях, тождественное периоду Рождественского поста в православной традиции. Это время ожидания Рождества Христова, когда христиане готовятся к светлому и радостному празднику. Дверь в удивительный предрождественский мир откроют для вас Бах и Брамс. В мире немецкой музыки истории Баха и Брамса во многом схожи: оба были великими завершающими представителями великих эпох – барокко и романтизма, оба стояли в стороне от музыкального театра, направляя свои творческие искания не в сторону эксперимента и поиска, а внутрь традиции, бережно сохраняя и развивая ее.
В органном творчестве Баха – два полюса. Масштабные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, и хоральные прелюдии. Их основа – мелодии протестантских хоралов, приуроченных к конкретным датам литургического календаря, в том числе, и к Адвенту. В творчестве Баха этот жанр достиг запредельного совершенства, явив божественный мелодизм, богатейшую полифоническую фактуру и необозримое тембровое богатство органа. В последнее десятилетие своей жизни Бах собрал и завершил серию из восемнадцати аранжировок хоралов. В этот сборник вошли композиции ранних лет, когда Бах еще работал органистом в Веймаре, Арнштадте и Мюльхаузене. Это собрание вскоре стало известно как «18 лейпцигских хоралов». Особый интерес вызывают Шюблеровские хоралы, которые являются транскрипциями арий из кантат, выходя за привычные рамки хоральных прелюдий. Прелюдия и фуга ля минор, созданная в Веймаре, поражает грандиозностью масштабов, приближающих сочинение к жанру симфонии. Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, – делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Подобное построение может быть расшифровано как крестный путь и вознесение Христа.
Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному мышлению Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы.
Бах и Брамс. Музыка Адвента — погрузитесь в неповторимую предрождественскую атмосферу.
Программа: Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ля минор BWV 543 Иоганнес Брамс (1833–1897) Прелюдия и фуга ля минор WoO 9 Из цикла «11 Хоральных прелюдий для органа ор.122»: №10 Herzlich tut mich verlangen (Я очень желаю благословенного конца) №7 O Gott, du frommer Gott (О Боже, благочестивый Боже) Прелюдия и фуга соль минор WoO 10 Иоганн Себастьян Бах Из цикла «Шюблеровские хоралы»: Wachet auf, ruft uns die Stimme (Восстань, голос зовет!) BWV 645 Wo soll Ich fliehen hin (Куда мне убежать от тяготеющих над мной великих и бесчисленных грехов?) BWV 646 Иоганн Себастьян Бах Из цикла «Лейпцигские хоралы»: Nun komm, der Heiden Heiland («Приди, язычников Спаситель!») BWV 659 Иоганн Себастьян Бах Пассакалия BWV 582
В воскресенье 4 декабря, в 16часов в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском» вас ждут «Органные миры: Бах-Брамс-Лист»
В концерте петербургской органистки Аиды Глуховой встретятся разные страны-стили-эпохи-композиторы. Пройдя путь от барокко к романтизму, мы завершим этот незабываемый органный вояж в дне сегодняшнем.
Николаус Брунс – немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.
Орган — константа баховского творчества. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Хоральная прелюдия фа минор BWV 639 на тему хорала Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ из Органной книжечки приобрела непреходящую популярность, прозвучав в обработке Эдуарда Артемьева в культовом фильме «Солярис» Андрея Тарковского.
Забытый в XIX жанр хоральной прелюдии возродил величайший немецкий композитор-романтик Иоганнес Брамс, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Поразительно, но авторство самого популярного сочинения Иоганна Себастьяна до сих пор оспаривается. Да, это именно Токката и фуга ре минор, звучащая в многочисленных фильмах, рекламных роликах и рингтонах мобильников. Во вселенной Баха сосредоточены творческие поиски многочисленных музыкантов разных стран и эпох. Некоторые из них даже писали музыку, используя код имени гения. Не остался в стороне и величайший музыкант-романтик Ференц Лист. Прелюдия и фуга на тему BACH, написанная виртуозом в 1855 году, входит в золотой фонд органного репертуара.
Французская линия концерта — сочинения Александра Гильмана, выдающегося органиста, композитора и педагога, редактора изданий старинной музыки. Сочинения таких композиторов как де Гриньи, Клерамбо, Маршан обрели известность благодаря его энтузиазму. Музыкант был инициатором открытия двух крупнейших учебных учреждений. Это Schola Cantorum de Paris — частная консерватория в Париже, основанная в противовес Парижской консерватории с акцентом ее на оперу, и Органная школа Гильмана в Нью-Йорке. Основная часть его органных сочинений собрана в 18 сборниках под названием «Пьесы в различных стилях». Изюминка вечера — пьеса Salamanca выдающегося музыканта наших дней Ги Бове. Швейцарский органист и композитор, крупнейшая фигура современного органного мира, Ги Бове является приглашенным профессором многочисленных музыкальных академий Европы, обладает необъятным репертуаром, охватывающим все эпохи и стили органной музыки. Ему принадлежит множество научных статей по истории органа и более 200 сочинений для Короля инструментов.
Органные миры: Бах-Брамс-Лист — погрузитесь в безграничные возможности короля инструментов.
Программа: Николаус Брунс (1665-1697) Прелюдия соль мажор Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Ich ruf’ zu dir, Herr Jesu Christ (Взываю к тебе, Господи) BWV 639 Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) Токката и фуга ре минор BWV 565 Александр Гильман (1837-1911) Пьесы в различных стилях: Communion (Причастие) op.15 N.1 Elevation (Вознесение) op.25 N.2 Ги Бове (1942*) Salamanca Иоганнес Брамс (1833-1897) Хоральные прелюдии op.122: N 2 Herzliebster Jesu (Дорогой Иисус) N 9 Herzlich tut mich verlangen N10 Herzlich tut mich verlangen (Стремлюсь я душою к блаженному концу) Ференц Лист (1811-1886) Прелюдия и фуга на тему BACH
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий