В путешествие с органом

В путешествие с органом
20 октября
10:44 2022

В ближайшие выходные все вы можете побывать на «Органных планетах», услышать «Легенды романтизма», а также пройти сквозь «Времена года». Это весьма просто, потому что, как известно, «Орган без границ»… Надо лишь прийти на концерт.

В ближайшую пятницу 21 октября, в 19 часов 30 минут, в Римско-католическом храме святого Станислава, по адресу — улица Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города»,для вас будет дан органный концерт «Времена года: Пьяццолла и Эйнауди».

Это будет потрясающий концерт петербургских виртуозов — лауреатов международных конкурсов: виброфониста Павла Чижика и органистки Марии Лобецкой.

Признанные мировые хиты прозвучат в ансамбле вибрафона и органа! Вечер откроют «Времена года в Буэнос-Айресе» великого Астора. В оригинальной авторской версии цикла солирующим инструментом является бандонеон, инструмент, который широко используется в аргентинском танго. Аккомпанирующий ансамбль включает электрическую гитару, фортепиано, скрипку или альт. Гениальность и яркость этого сочинения привлекла многочисленных исполнителей, сделавших различные транскрипции и аранжировки, к которым Пьяццолла относился с явным одобрением. Версия для вибрафона и органа сделана героями вечера – Марией Лобецкой и Павлом Чижиком. Под влиянием баховской полифонии Пьяццолла создал особую музыкальную форму – танго-фуга, явив миру уникальный стиль музыки XX века, полный драматизма и страсти, лирики и меланхолии.

Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» созданы выдающимся российским композитором Георгием Свиридовым для одноименного фильма Владимира Басова. Образ провинциальной России XIX столетия воплощен в девяти музыкальных картинах с поразительным ощущением ушедшей чудесной эпохи.

Людовико Эйнауди – один из самых топовых представителей неоклассики, создатель саундтреков к культовым фильмам, в числе которых «Черный Лебедь», «Земля кочевников» и др.

Времена года: Пьяццолла и Эйнауди. Смените четыре сезона в течение одного лишь вечера!

В этот же вечер пятницы 21 октября, но уже ровно в 20 часов, под сводами Римско-католического храма Матери Божией Лурдской, что на Ковенском переулке, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском», состоится органный концерт «Легенды романтизма: Мендельсон-Брамс-Франк».

Легенды романтизма: сочинения Мендельсона, Брамса и Франка представляет саратовская гостья органных вечеров, лауреат международных конкурсов Елизавета Иванова.

Феликс Мендельсон — первооткрыватель Баха в XIX веке, продолжил традиции великого учителя, привнося в них неповторимый дух своего времени. Центр его органного творчества – Цикл из шести сонат. Они включают в себя все многообразие форм, отдавая дань многовековой традиции хоральных обработок. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Органное наследие Иоганнеса Брамса немногочисленно: это хоральные прелюдии и свободные циклы прелюдий и фуг, близкие органному наследию Баха. Сочетание строгости и проникновенного лиризма – визитная карточка композитора. Брамс возродил жанр хоральной прелюдии, создав гениальный цикл, который прозвучал посмертно. Не менее интересно и обращение мастера к циклам из прелюдий с фугами. Его особый и самобытный стиль объединил многочисленные традиции немецкой композиторской школы.

Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд Сезар Франк  писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Александр Гильман – выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки и инициатор открытия двух крупнейших учебных учреждений. Это Schola Cantorum de Paris — частная консерватория, основанная в противовес Парижской консерватории, и Органная школа Гильмана в Нью-Йорке.

Родоначальник жанра органной симфонии – Шарль Мари Видор. Великим музыкантом рубежа XIX-XX столетий написано 10 органных симфоний. Легенда Франции, музыкант в течение 64 лет служил органистом знаменитой церкви Сен-Сюльпис, воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия.

Сочинения выдающегося композитора Сергея Ляпунова, к сожалению, чаще звучат во Франции, где артист нашел свое последнее пристанище, а уникальный цикл из 12 виртуозных романтических программных этюдов, написанных как продолжение к бесспорному шедевру XIX столетия великого виртуоза фортепиано Ференца Листа, прозвучал в Петербурге полностью не так давно.

Сюрприз концерта – сочинения Данилы Милютина, члена молодежного отделения Союза композиторов России, чьи сочинения, написанные в самых разнообразных жанрах, звучат в многочисленных городах России. Композиция «Замок Волкихар» – лауреат II степени Международного конкурса Альфреда Шнитке в номинации «Сочинение для юных органистов». Премьера состоялась 21 апреля 2021 года. Премьера пьесы «Невесомость состоялась 12 апреля 2022 года, в День космонавтики.

Легенды романтизма – незабываемые музыкальные впечатления.

Там же, на Ковенском, дом 7, но уже на следующий день в субботу 22 октября, в 20 часов, в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском» для вас сыграют концерт «Бах и готика Франции».

Великолепная петербургская органистка Наталья Михайлова приглашает вас отправиться во Вселенную самого органного композитора мира и взлететь над шпилями парижских соборов.

Вершина органного Олимпа – Бах, творивший на протяжении жизни для Короля инструментов в самых разнообразных жанрах. Его творчество бесконечно, как Космос, и не оставляет равнодушными как музыкантов, так и публику вот уже несколько столетий. Прозвучит самое известное сочинение Иоганна Себастьяна. Да, это она. Легендарная Токката и фуга ре минор, предмет яростных споров баховедов на предмет авторства! Органные транскрипции лейпцигский кантор делал исключительно с огромным удовольствием. Подлинный шедевр – транскрипция Адажио из знаменитого гобойного концерта Алессандро Марчелло.

Сезар Франк – основоположник французской традиции эры симфонического органа, возродивший искусство органной импровизации. Великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды сам Ференц Лист сравнивал с Бахом, восхищаясь его незаурядным композиторским даром. Вы услышите три разнохарактерные пьесы Мастера. Романтическая линия концерта продолжена проникновенным Адажио и виртуозной Токкатой из знаменитой органной Симфонии № 5 Видора, ярчайшей фигуры XIX-XX на музыкальном Олимпе Франции. Органист-виртуоз, симфонический дирижёр, педагог, эксперт по органостроению, он стал инициатором установки в Большом зале Московской консерватории симфонического органа гения органостроения – Аристида Кавайе-Коля.

Готическая сюита Леона Боэльмана – одно из самых исполняемых органных сочинений XIX столетия. За 16 лет своей композиторской карьеры музыкант создал около 160 сочинений, написанных в лучших традициях французской позднеромантической школы, большая часть которых – для органа.

Бах и готика Франции – присоединяйтесь к невероятному органному квесту!

И вновь в храме Матери Божией Лурдской, но уже воскресным вечером 23 октября в 16 часов, для вас будет дан гала-концерт «Орган без границ».

Грандиозный гала-концерт молодых органистов (Дарьи Сидоровой, Екатерины Дунаевой, Елизаветы Рубцовой) во главе с их наставником, блестящим исполнителем и организатором многочисленных творческих проектов — лауреатом международных конкурсов, доцентом Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова, органисткой Натальей Гольфарб.

Желанный гость любого органного концерта – Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга соль мажор BWV 541 связана с судьбой его старшего сына Вильгельма Фридемана. Сочинение было написано в броской итальянской манере и предназначалось для прослушивания на место хранителя нового органа органостроителя Иоганна Готфрида Зильбермана в дрезденской церкви Святой Софии. Оно позволило Вильгельму Фридеману с блеском пройти испытание: он занимал пост органиста в течение двадцати лет.

Глава французской романтической школы Сезар Франк — органист и композитор, был неразрывно связан с баховской традицией, что проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен Баха. Глобальное полифоническое мышление Франка в сочетании с романтическими приемами изложения создали свой неповторимый стиль. Родоначальник жанра органной симфонии, великий композитор и органист Шарль-Мари Видор был приглашён временно занять пост органиста парижской церкви Сен-Сюльпис взамен умершего Лефебюра-Вели, и состоял в этой должности в течение… 64 лет! Всего им было написано 10 органных симфоний. Видор воспитал плеяду звездных учеников, с грандиозным успехом выступал в многочисленных странах Европы и мира, включая и Россию, а сольные концерты давал, даже перешагнув порог 90-летия! Знаете ли вы, что именно его стараниями был установлен уникальный орган в Большом зале Московской консерватории, по сей день восхищающий своими возможностями органистов и публику?

Органные сонаты Августа Готтфрида Риттера, немецкого композитора, органиста-виртуоза, музыковеда и эксперта в органостроении, – лучшие страницы романтического органного репертуара. В них объединены богатейшие немецкие традиции, изучением которых он целенаправленно занимался при составлении своего глобального труда по истории органной музыки. Это настоящие шедевры подлинно симфонического масштаба.

Королем саундтреков, гениальным Микаэлом Таривердиевым написано множество сочинений для органа, а крупнейший международный органный конкурс носит его имя. Премьера Первого концерта для органа «Кассандра» состоялась в 1985 в Западном Берлине. Яркие акценты концерта – сочинения британского композитора Перси Истмэна Флетчера и нашей современницы Ирины Дубковой.

Орган без границ – присоединяйтесь к потрясающему музыкальному вояжу!

И, по традиции, еще одним органным концертом этих выходных, станет концерт «Органные планеты: музыка Германии и Франции». Он состоится в воскресенье 23 октября, в 16 часов в храме католического францисканского монастыря святого Антония чудотворца Падуанского, что на 9-й Красноармейской, дом 10-А (станции метро: Балтийская, Технологический институт). Это очередной концерт цикла «Органные воскресенья в монастыре францисканцев».

Органные планеты: музыка Германии и Франции — лауреат международных конкурсов, органистка Елизавета Иванова представляет программу топовых опусов эпох барокко и романтизма двух самых органных стран.

Дитрих Букстехуде — великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде оказали несомненное влияние на музыкальный язык Баха. Творчество самого Иоганна Себастьяна представлено развернутым циклом из Токкаты и фуги фа мажор и Трио-сонатой. Токката и фуга фа мажор тематически между собой не связаны и созданы автором в разные периоды творчества.  Трио-соната – новый органный жанр, созданный Бахом. Хотя трио-соната давно фигурировала в барочной музыке, она никогда не звучала на одном инструменте, а только в ансамбле. Цикл был создан для обучения сына Вильгельма Фридемана, прославившегося не только на композиторском поприще, но ставшего знаменитым органистом.

Связь с музыкой Баха была одной из определяющих для творчества Феликса Мендельсона, благодаря которому Иоганн Себастьян вернулся в мир музыки из долгого забвения. Непревзойденный виртуоз органа, Мендельсон возродил интерес к безграничным возможностям Короля инструментов, создав революционный жанр романтической сонаты для органа. Как и у Баха, их шесть. В них переплетены самые разные жанры: это и церковные хоралы, и фуги, и фантазии, и вариации, а число частей варьируется от двух до четырех. Три из шести сонат написаны на темы известных церковных песнопений.

Органист по призванию, наделенный редким исполнительским даром, глава французской романтической школы, бессменный органист базилики Сент-Клотильд,  Сезар Франк  писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, создав для него свыше ста тридцати пьес. Прелюдия, фуга и вариация — одно из самых популярных сочинений мастера, написанное в форме барочного триптиха.

Александр Гильман – выдающийся органист, композитор и педагог, редактор изданий старинной музыки. Сочинения таких композиторов как де Гриньи, Клерамбо, Маршан обрели известность благодаря его энтузиазму. Музыкант был инициатором открытия двух крупнейших учебных учреждений. Это Schola Cantorum de Paris — частная консерватория в Париже, основанная в противовес Парижской консерватории с акцентом ее на оперу, и Органная школа Гильмана в Нью-Йорке.

Органные планеты: музыка Германии и Франции — лучшее из органного репертуара!

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.