«Их знают только в лицо»
Если, конечно, на предприятии или в организации нет профсоюза…
— Ты видишь работника? — Нет. — А он есть. Так, перефразируя этот известный мем, можно обозначить проблему, когда работодатель, используя труд работника, не оформляет с ним трудовых отношений, или же заставляет его принять на себя статус «самозанятого» в глазах государства, по сути отправляя его в «свободное плавание». В результате мы имеем феномен «теневой занятости», когда труд работника принес свои плоды и прибыль, а самого работника, как бы, и нет совсем. А, значит, у такого работника не будет и оплаченного больничного, других важных социальных гарантий, а после — еще и более-менее нормальной пенсии. Государство, при этом, также остается в накладе. Ведь если нет работника, нет и налоговых отчислений от него. Но иногда, увы, инициатором «ухода в тень» может быть и сам работник, желая получать больше «в конверте» сейчас, не думая при этом о завтрашнем дне…
Борьбу с теневой занятостью ведут власть, контролирующие органы. Этой проблемой озабочены и профсоюзы. В Санкт-Петербурге и Ленобласти борьба эта ведется совместными усилиями социальных партнеров — исполнительной власти, контролирующих ведомств, предпринимательского сообщества и профсоюзов.
Неслучайно поэтому состоявшееся вчера в Доме правительства Ленинградской области заседание Региональной межведомственной комиссии (МВК) по противодействию теневой занятости и по легализации трудовых отношений в Ленинградской области, прошедшее под председательством главы областного комитета по труду и занятости населения Аллы Астратовой, началось с выступления начальника правового управления – главного правового инспектора труда Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Георгия Кузнецова.
Доклад этот был посвящен мониторингу обращений граждан в ЛФП как раз по вопросам, связанным с теневой занятостью. Однако о сути выступления мы расскажем чуть позже, сделав озвученные в нем сведения своего рода моралью нашего небольшого повествования.
«До чего дошел прогресс…»
Пока же дадим слово другим членам комиссии, среди которых были представители Налоговой инспекции, полиции, прокуратуры, Пенсионного фонда (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС), Гострудинспекции и других ведомств.
«В качестве примера могу привести большой ресторан, где совсем нет персонала! Там одни лишь «самозанятые», которые однако почему-то каждый день приходят на одно и то же рабочее место и выполняют те же функции», — рассказал заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы (ФНС) России по Ленинградской области Александр Анисимов, вспомнив еще и фитнес-клубы, а также целые сельхозпредприятия, которые умудряются работать без работников.
Большое количество «работников-невидимок» по-прежнему в розничной торговле и строительстве. По этому, как отметила Алла Астратова, под особым контролем сегодня два района Ленобласти: Всеволожский и Кингисеппский, где ведется наиболее интенсивное строительство. В случае со стройкой проблема отягчается еще и тем, что большинство таких «самозанятых» являются трудовыми мигрантами.
Однако не всегда виноват один лишь работодатель, который, порой при приеме на работу ссылается, что при официальном оформлении работник будет получать меньше, нежели, если устроится «по-серому». Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Ленинградской области Елена Пшеничная также привела случай из реальной практике, когда работодатель внял предупреждениям и был готов официально оформить своих работников, но натолкнулся на их несогласие. «Терять» деньги, идущие в ПФР и ФСС, а также отчисляемые государству в виде НДФЛ эти люди были не готовы.
«Выйти из сумрака!»
Главный правовой инспектор ЛФП Георгий Кузнецов привел весьма любопытную и показательную статистику обращений работников к профсоюзным юристам с 2018 по 2021 годы. Из более, чем девяти тысяч обращений, свыше тысячи ста были связаны именно с проблемами теневой занятости.
Профсоюзный эксперт, на основании проведенного мониторинга, подтвердил, что основными отраслями, где работодатели предпочитают уводить работников «в тень», остаются: торговля, частные охранные предприятия, строительство и производство строительных материалов, а также сельское хозяйство. То есть большинство из них именно те, где сегодня в присутствие профсоюзов явно не велико.
Но идем далее. По данным ЛФП, среди людей, обратившихся за эти четыре года к профсоюзным юристам, в полной мере были вовлечены в теневую занятость лишь те, у кого на работе не было профсоюзной организации. Соответственно, сами они не были членами профсоюза. Они получали заработную плату по «серым» схемам, многие из них испытывали прессинг со стороны работодателя, им, в конце концов, пришлось доказывать само наличие у них трудовых отношений.
Там же, где есть профсоюзные организации, поясняет Георгий Кузнецов, проблемы носят совсем иной — локальный характер. Там работники лишь иногда сталкиваются исключительно с отдельными элементами теневой занятости, такими, например, как исполнение дополнительных обязанностей, непредусмотренных трудовым договором, или же неоформленное совместительство.
Отсюда мы — в который раз — можем сделать простой до банальности, но, увы, не всем очевидный вывод: там, где есть профсоюз — там работодателю значительно труднее сбрасывать с себя ответственность за своих работников, превращая их то в «партнеров по бизнесу», то в абсолютных «невидимок», по сути бросая таких людей на произвол судьбы, обогащаясь, при этом, через их труд.
Оргвыводы
Но профсоюзы не только констатируют. Они предлагают. На заседании комиссии от имени ЛФП Георгий Кузнецов внес предложение разработать и распространять памятку для граждан, направленную на разъяснение рисков вовлечения в теневую занятость и способов выхода из нее. Эта идея — наряду с еще одним предложением ЛФП: вести постоянный мониторинг проблемных отраслей, где имеются риски теневой занятости, и обмениваться информацией по этому поводу — была поддержана всеми членами МВК.
Причем, распространять памятку решено не абы как, а через социальные сети. Члены МВК констатировали: большое количество людей принципиально не желает получать информацию из официальных источников. Именно поэтому, как заметила Алла Астратова, Комитет по труду и занятости населения ведет свою главную информационную работу именно в социальных сетях, где она приносит наибольший эффект.
Наряду с этим на заседании МВК постановили разработать типовое положения об аналогичных межведомственных комиссиях в муниципальных районах Ленинградской области, активизировать взаимодействие федеральных структур (МВД, ФНС и другие) с органами местной власти 47-го региона по вопросам теневой занятости, а также — совместно со всеми участниками процесса — разработать методические рекомендации по снижению неформальной занятости на уровне муниципальных районов.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий