«Игры со временем» под орган
Вступить в игру со временем, пройти вдоль по органной Германии, посетив Францию, отправиться на поиски Эвридики… Все это возможно сделать в ближайшие выходные вместе с органом. Надо лишь прийти на концерт…
Уже в ближайшую пятницу 23 сентября, в 19 часов 30 минут под сводами Римско-католического храма святого Станислава, что на улице Союза Печатников, дом 22, в цикле концертов «Органные истории Старого города» состоится органный концерт «Органная Германия и сага о Пер-Гюнте».
Это яркая самобытная программа органистки Екатерины Васильевой, в которой герой Генрика Ибсена и Эдварда Грига пройдет через просторы самой органной страны. Германия представлена золотым репертуаром барокко.
Орган — константа баховского творчества. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют несколько жанров. Это развёрнутые музыкальные циклы, состоящие из прелюдий, фантазий, токкат с фугами, а также одночастные хоральные прелюдии и труднейшие для исполнения трио-сонаты. Бах – вечный спутник любого концертирующего органиста, некая постоянная ось, вокруг которой вращаются разнообразные устремления музыкантов-исполнителей и композиторов.
Дитрих Букстехуде – великий композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха, что явно прослеживается в одном из самых играемых и известных опусов немецкого гения.
Иоганн Пахельбель — глава южно–германской органной школы, учитель старшего брата Иоганна Себастьяна, чьи юношеские сочинения написаны в манере Пахельбеля.
Гениальная музыка, написанная Эдвардом Григом к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт», уже давно стала самостоятельным сочинением, звучащим на мировых концертных сценах. Сочетание фольклорных норвежских мотивов с классической традицией породило истинный шедевр — две оркестровые сюиты, составленные из разнохарактерных программных пьес.
Фернан де ла Томбель – французский композитор и органист, сфера интересов которого поражает своей разносторонностью — он проявил себя на ниве литературы, скульптуры, живописи, фотографии и астрономии!
Органная Германия и сага о Пер-Гюнте – подарите себе незабываемый сентябрьский вечер!
В этот же день, в пятницу 23 сентября, но уже ровно в 20 часов в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, по адресу Ковенский переулок, дом 7 (станция метро Площадь Восстания), в цикле концертов «Soirées d’orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском» прозвучит концерт «Органные вселенные: музыка Германии и Франции».
Органные вселенные: музыка Германии и Франции – масштабный вояж в две самые органные страны с лауреатом международных конкурсов, органисткой Елизаветой Толмасовой.
Органная Германия представлена золотым репертуаром барокко и романтизма. Гениальное наследие Баха – точка отсчета в истории органного искусства, оно оказало влияние на композиторов самых разных стран и эпох. Наряду с сочинениями Иоганна Себастьяна, вы познакомитесь с творчеством его старшего современника Николауса Брунса, немецкого органиста, скрипача и композитора.
Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, он оставил хоть и небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни он был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа!
Феликс Мендельсон, признанный при жизни не только как композитор, но и как блестящий органист, заново открыл для современников наследие Баха, возродил интерес к непревзойденным возможностям органа и стал истинным творцом жанра романтической сонаты для Короля инструментов.
Новая эра органа началась во Франции с появлением симфонического органа, связанного с именем знаменитого французского органостроителя-новатора Аристида Кавайе-Коля. Он реконструировал духовые органы так, что они смогли соперничать со звучанием целого симфонического оркестра. Франция представлена не только эрой симфонического органа. Несостоявшаяся музыкальная дуэль французского композитора и клавесинного виртуоза Луи Маршана (один из опусов которого прозвучит) с Бахом и его бегство накануне музыкального поединка – одна из самых курьезных историй в мире музыки.
Связь с Бахом невозможно не заметить в музыке Сезара Франка — великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал лейпцигским кантором. Незаурядное композиторское мастерство проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен великого Баха. Блестящий ученик Франка Луи Вьерн, создатель великих симфоний для Короля инструментов, занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Музыкант умер 2 июня 1937 года от сердечного приступа в Соборе Парижской Богоматери во время своего 1750-го сольного концерта.
Органные вселенные: музыка Германии и Франции – ждем вас в большое органное путешествие.
В этом же храме, на Ковенском, дом 7, но уже в субботу 24 сентября, также в 20 часов состоится концерт «Немецкое барокко и французский шик».
Это концерт, в котором объединятся различные стили, встретятся альт и орган. Сделают это лауреаты международных конкурсов Елена Ведюшкина (альт) и Елена Антипина (орган).
Начало всех начал, альфа и омега органной вселенной – Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор входит в число самых известных его сочинений, объединяя себе элементы французской и итальянской традиций. Иногда ее называют «Прелюдией Святой Троицы», потому что три контрастных музыкальных эпизода олицетворяют Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Лейпцигский кантор тщательно изучал и высоко ценил творчество солнечного итальянца Антонио Вивальди, создав целый ряд гениальных органных транскрипций его инструментальных концертов – истинных шедевров. Даже в наши дни публика часто не может разобраться в авторстве, приписывая сочинения Вивальди – Баху, и …наоборот.
Творчество современника Баха Георга Филиппа Телемана органично объединило стилевые черты музыкального искусства Европы. Воспитанник немецкой школы, он живо интересовался и активно пропагандировал итальянскую и, особенно, французскую музыку. При жизни Телеман был настолько популярен, что многочисленные города и княжеские дворы оспаривали его друг у друга и не могли поделить между собой. Он был знаменит и известен не только во всей Европе, его слава дошла и до России. Несходство творческих предпочтений не помешало дружбе Телемана и Баха. Более того, Георг Филипп даже стал крестным отцом одного из сыновей Баха, Карла Филиппа Эммануила, выдающегося композитора своего времени.
Шарль-Мари Видор, родоначальник жанра органной симфонии, известен и тем, что вместе со своим учеником Альбертом Швейцером подготовил к публикации во Франции все органные сочинения Баха. Самая популярная симфония мастера – Пятая, а ее финал, виртуозная Токката, часто звучит в качестве отдельного номера. Сюрприз концерта – Кадиш Мориса Равеля в версии для альта и органа.
Немецкое барокко и французский шик – невероятные эмоции, способные развеять осеннюю меланхолию.
Там же, в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской, воскресным вечером 25 сентября, ровно в 16 часов будет дан органный концерт «Игры со временем».
Это концерт московской гостьи органных вечеров лауреата международных конкурсов Юлии Лотовой, на протяжении которого вы услышите музыку разных стран и эпох.
Бах — непререкаемый идеал музыкантов всех последующих поколений, остается таковым и в наши дни. Великий новатор своего времени, он, тем не менее, прочно опирался на традиции своих славных предшественников. Более всего это ощущается в гениальных хоральных обработках, берущих начало из протестантского хорала.
Хоральные прелюдии Брамса объединили самые разнообразные тенденции немецкой композиторской школы. Он возродил жанр, напрочь забытый в эпоху романтизма, став первым, кто после Баха создал абсолютно самобытный цикл хоральных обработок для органа.
Иоганн Пахельбель — глава южногерманской органной школы, учитель старшего брата Иоганна Себастьяна, чьи юношеские сочинения написаны в манере Пахельбеля.
Макс Регер – поздний романтик и неоклассик в одном лице, в наследии которого насчитывается свыше 200 органных сочинений, представлен своим ранним шедевром – Интродукцией и пассакалией. Именно Регер в XIX веке возродил орган, инструмент, который после Баха не был ведущим в творчестве кого-либо из многочисленной плеяды композиторов того времени. Связь с Бахом невозможно не заметить и в музыке Сезара Франка — великого органиста Парижской базилики Святой Клотильды, которого сам Ференц Лист сравнивал с Бахом. Незаурядное композиторское мастерство проявилось в его органных импровизациях, жанре, забытом со времен великого Баха. Прелюдия, фуга и вариация из цикла «Шесть пьес для большого органа» – настоящий хит органного репертуара, поражающий проникновенным лиризмом и философским контекстом.
Луи Лефебюр-Вели был штатным органистом в парижских храмах Святого Роха, Святой Магдалены и Сен-Сюльпис и близким другом крупнейшего французского органного мастера Аристида Кавайе-Коля – настоящего революционера органостроения. Сюрприз вечера – органная импровизация Юлии Лотовой.
Игры со временем – лучшие сочинения органного репертуара.
В этот же воскресный день – 25 сентября, в 16 часов но уже в храме католического францисканского монастыря святого Антония чудотворца Падуанского, что на 9-й Красноармейской улице, дом 10-А (станции метро: Балтийская, Технологический институт), в цикле концертов «Органные воскресенья в монастыре францисканцев» прозвучит органный концерт «Времена года и поиски Эвридики».
Времена года и поиски Эвридики – лучшие сочинения золотого века барокко в исполнении прекрасного дуэта домры и органа. Исполнители: Виталия Котова (орган) и Лариса Минякова (домра).
Времена года – наверное, самое популярное сочинение эпохи барокко, прошедшее проверку временем. Это философское размышление о круговороте жизни и образец композиторского мастерства, иллюстрированный музыкальными зарисовками календарь и впечатляющая экскурсия по четырем регионам Италии. Мастерски изображая птичье пение и летнюю грозу, лихие пляски итальянских крестьян и азарт охоты, композитор создал весьма философский опус, заключив в 40-минутный цикл всеобъемлющую картину жизни мира и человека.
Орган проходит через всю жизнь германского гения Иоганна Себастьяна Баха. В его необъятном наследии для Короля инструментов сосуществуют множество жанров. Знаменитый цикл Токката, Адажио и фуга до мажор BWV 564, написанный Бахом в возрасте 24 лет, является своеобразным предисловием к безграничным возможностям всего его органного творчества. Это масштабная звуковая фреска с импровизационной интродукцией, виртуозным аллегро, философским адажио и математически четкой фугой. Развернутый цикл из Токкаты с фугой ми мажор впечатляет виртуозной токкатой, которая соседствует с двумя грандиозными фугами.
Николаус Брунс – немецкий органист, скрипач и композитор. Один из самых ярких музыкантов своего времени, проживший очень краткую жизнь, но оставивший хоть небольшое, но весьма интересное и талантливое наследие. Высоко ценимый Бахом Николаус Брунс при жизни он был известен, главным образом, как органист, но также играл на скрипке, одновременно аккомпанируя себе на педальной клавиатуре органа.
Украшение концерта – два знаменитых адажио: одно – из гобойного концерта Марчелло в органной транскрипции Баха, другое – мастерская мистификация Ремо Джадзотто, много десятилетий приписываемая перу Альбинони. Лирический эпизод программы – культовая Мелодия из оперы Глюка «Орфей», сопровождающая отчаянные поиски Эвридики.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий