Достойная зарплата и социальный статус
Что принесет новый учебный год учителю? Как будет защищен педагог? Станут ли условия его труда более достойными и соответствующими его значимому общественному статусу? Что сделал и делает для учителей нашего региона профессиональный союз? Об этом в канун Дня знаний «Площади Труда» рассказал председатель Межрегиональной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Иван Кайнов.
— Иван Васильевич, каковы задачи профсоюза в наступающем учебном году?
— Первая и самая важная, пожалуй — это содействие непрерывному повышению профессионального мастерства педагогических работников, а также вовлечение наших профсоюзных организаций на местах и в районах в эту работу. Сегодня мы призваны выйти за пределы одной лишь правозащитной работы — при этом, разумеется, не оставляя и не ослабляя ее — и включаться в работу по повышению квалификации, возрождению системы патриотического воспитания, новых подходов к воспитательной работе.
Наша работа — это также помощь и адаптация работника при введении таких новых должностей, как советник руководителя по воспитательной работе или учитель-методист. Почему профсоюз должен в этом участвовать? Потому что многие наши лидеры вышли еще из советской школы — мы консервативная организация — они знают, что такое молодежные и детские объединения, и лучше других смогут возобновить этот опыт и делиться им со своими коллегами.
Другая из важных задач — это возрождение методических служб в России. Они существовали, институты развития образования, повышения квалификации учителей, но они работали сами по себе, а сегодня у них второе дыхание — создаются центры непривычной подготовки и повышения профессионального мастерства педагогов.
И здесь без нас, общественников, эту систему возрождать весьма сложно. Например, один из сегментов этой системы — наставничество. У нас есть комплексное понимание того, как оно должно внедряться. Поэтому мы как Межрегиональная организация профсоюза, совместно с профильными комитетами в городе и области сегодня разработали соответствующее положение и конкретизировали там роль первичных и районных организаций профсоюза, а также всей Межрегиональной организации.
Но сегодня есть программа, а ее финансирования пока нет. Но мы решаем одну из наших уставных задач — повышение профессиональной квалификации педагога. Это один из наших мотивационных козырей для привлечения в профсоюз.
— И в чем состоит эта конкретика?
Первичные организации вовлекали бы в этот процесс одновременно молодежь, работников среднего возраста (основной пул наставничества) и ветеранов. Вторые и третьи передавали бы свой бесценный опыт, а молодые — и здесь мы ломаем шаблоны — были бы наставниками старших в вопросах цифровизации и информационной культуры.
Третья задача — совершенствование конкурсов профессионального мастерства, чтобы они перестали, наконец, быть просто соревновательной площадкой, но стали местом профессионального роста. Те, кто не победил, получали бы бы стимул расти дальше. Например, поехать в культурно-образовательные туры по России, продолжить с помощью профсоюза свое самообразование.
Однако, в канун 2023 года, который объявлен президентом России Годом педагога-наставника, мы несколько возмущены тем, как составлен федеральный план этого года. Он состоит из практически одних конкурсных мероприятий и флешмобов. А где вопросы заработной платы и ее совершенствования, на чем давно настаивал наш профсоюз?!
Нам говорят о единых подходах в преподавании и воспитании, а также в наставничестве, а где единый подход к заработной плате?
Вот как раз у нас в Общероссийском профсоюзе существует здравое видение всей системы оплаты труда. У нас, к примеру, разработаны соответствующие рекомендации, и наша задача сейчас поднимать этот вопрос в педагогических коллективах.
Профсоюзом, в частности, предлагается, чтобы базовым окладом повсеместно были две минимальные заработные платы (МЗП) в регионе. Мы неоднократно высказывали эти соображения нашим социальным партнерам на региональном уровне, но все упирается в решения федеральных властей.
— А региональная власть сегодня слушает профсоюз?
— Судите сами: в Санкт-Петербурге мы уже давно говорим, что выплату в размере двух МЗП на лечение и оздоровление должны получать и те учителя, кто работая в Санкт-Петербурге, проживает в Ленобласти. Но, ведь налоги то он платит в городе!
Сейчас, наконец, нас услышали в Законодательном собрании Петербурга. Там, сейчас начали обсуждать наше предложение исключить из Социального кодекса положение о том, что гражданином Петербурга может быть только тот, кто зарегистрирован в городе.
— А в Ленинградской области?
— В Ленинградской области — где, еще нет подобной выплаты педагогам на лечение и оздоровление — депутаты ЗакСа также готовы обсуждать наше предложение о введении данной выплаты в размере двух МЗП раз в три года.
Надеемся, что наш диалог с законодательной властью города и области принесет свои плоды уже до конца этого года.
Еще одно наше предложение региональным властям — это увеличение индексации заработной платы работникам образовании. Вместе с Ленинградской Федерацией профсоюзов мы уверены, нынешний ее уровень недостаточен, ведь только прогнозное значение инфляции более 17%. Здесь мы надеемся на усилия Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП), которая последовательно отстаивает это требование в рамках трехсторонних комиссий города и области.
Кульминацией нашего социального диалога с властью стали сразу два региональных соглашения, подписанные с комитетами по образованию Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Сделали это в один день — 6 июля. В эти соглашения мы включили много нового. В частности, это создание совместных комиссий по индексации заработной платы, по трудовым спорам.
В соглашениях также содержатся обновленные макеты типовых коллективных договоров, которые должны заключаться в образовательных организациях. Там же есть дополнения к положению о наставничестве и так называемая «таблица тожественности», которая позволяет учителю, вынужденно преподающему несколько предметов, не проходить повторную аттестацию и получать соответствующую его труду заработную плату. Комитеты согласились с этим нашим предложением. Большое внимание мы уделили там и охране труда.
— Что станет самым важным новшеством этого учебного года, по мнению профсоюза, на федеральном и на региональном уровне?
— На федеральном, пожалуй, то, что мы, наконец-то, добились отмены того, с чем боролись еще с 2016 года. Образование в России больше не «услуга», а «общественно значимое благо». Это, безусловно, большая профсоюзная победа.
У себя в регионе мы постарались сделать все для того, чтобы укрепить в новом учебном году правовой статус педагога. Мы выпустили несколько принципиально новых видов полиграфической продукции, среди них календари и «шпаргалки» — ведь это же школа — которая позволит получить ответы на все часто задаваемые вопросы по трудовым отношениям. Это и взаимоотношения с работодателями, а также, что делать, если вас без спроса снимают на телефон или записывают ваши слова на диктофон, проявляют агрессию, ведут себя неадекватно.
Проблема в том, что педагог часто беззащитен, а «агрессор» — назовем его так — трактует закон слишком широко и в свою пользу. Мы в своей «шпаргалке» приводим толкование Роскомнадзора на соответствующую статью Гражданского кодекса о том, что учитель — это не публичное должностное лицо, и все записи должны идти только его письменного согласия и так далее.
Сегодня часто говорят о правах учеников и их родителей. Мы же, наоборот, говорим о том какие права есть у педагога, и каковы обязанности по отношению к учителю у остальных участников образовательного процесса. Учителя — не юристы. Они не должны карпеть над законами. Это должны сделать мы — профсоюз. В этом еще один наш мотивационный «козырь».
Источник фото в главном слайдере
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий