Российское небо – отечественным самолетам!
Предприятия авиационной промышленности обеспечены заказами, на большинстве из них действую первичные профсоюзные организации, заключены коллективные договоры, включающие значимые социальные гарантии. Однако гарантировать дальнейшее сохранение и развитие отрасли может лишь серийное производство гражданской авиационной продукции. В канун Дня Воздушного Флота России о ситуации на предприятиях петербургского авиапрома и проблемах, стоящих перед отечественным авиастроением рассуждает председатель Территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Виктор Федосов.
«Предприятия авиационной промышленности сегодня работают с полной загрузкой, напряженно, много сверхурочных, на некоторых предприятиях работают в три смены», — отметил профлидер петербургского авиапрома: «Есть и перспективные планы развития. Так, «ОДК Климов» планирует ввести в строй новую производственную площадку. Расширяется производство на Авиаремонтном заводе № 218 (АРЗ218) в Гатчине. Там внедрена новейшая технология восстановления изношенных деталей, и теперь завод будет выполнять эти работы и для других предприятий отрасли, соответственно, создаются новые рабочие места, идет прием на работу новых людей».
Виктор Федосов отметил, что в этом году заработная плата на предприятиях отрасли была увеличена выше уровня инфляции. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области средняя заработная плата на авиационных предприятиях выше средней по региону. Профлидер с удовлетворением отмечает, что на всех предприятиях входящие в территориальную организацию, заключены коллективные договоры, включающие значимые социальные гарантии.
«Члены профсоюза – активная часть коллектива. Только они могут отстаивать зарплату, отдых детей, следить за условиями труда. И наша задача – чтобы людей в профсоюзе было больше, а лучше всего – чтобы там состояли все работники», – отмечает профлидер. И в этом направлении предстоит серьезная работа.
Сегодня в профсоюзе состоят 57 процентов работников предприятий петербургского авиапрома.
Есть и лидеры, на которых нужно равняться – уже упомянутые «ОДК Климов» и АРЗ-218, где профсоюзные ряды сегодня объединяют, соответственно, 83 и более 70 процентов работников. Однако есть и еще одна проблема, от решения которой зависит будущее не только авиационной промышленности, но и сохранение гражданской авиации, нормальная работа авиационного транспорта.
Беспрецедентные санкции, введенные против России, ставят под угрозу работу российских авиакомпаний, в парке которых по-прежнему доминируют «Боинги» и «Эйрбасы».Напомним, что из 1367 самолетов, принадлежащих российским авиакомпаниям, 800 – зарубежного производства.
Однако в новых реалиях России не будут поставлять не только иностранные лайнеры, но и запчасти к тем, которые уже эксплуатируются. И вот уже приходят первые тревожные сигналы – в авиакомпаниях начинают разбирать самолеты на запчасти для тех, которые продолжают летать.
Запчасти также закупают через третьи страны – естественно, по завышенным ценам, что не может не отразиться на рентабельности авиаперевозок, ценах на билеты, а также – на безопасности полетов. В данных условиях, отмечает Виктор Федосов, особое значение приобретает импортозамещение, насыщение российских авиакомпаний отечественной техникой, серийный выпуск собственных гражданских самолетов.
«В настоящий момент ставка делается на среднемагистральные лайнеры МС-21 и Сухой Суперджет-Нью. МС-21 с отечественными двигателями ПД-14 сейчас успешно проходит летные испытания. Начало его серийного производства запланировано на 2024 год. Но тут есть важный нюанс. Напомню, что при его проектировании ставилась задача создать самолет, который полностью производился бы в России. Однако для получения международного сертификата в конструкцию самолета включили около 80 узлов и устройств зарубежного производства, сделав новую машину в значительной мере зависимой от импорта!», — отмечает Виктор Федосов.
Сухой Суперджет Нью (Sukhoi Superjet New) – это фактически всем знакомый SSJ-100, но построенный полностью из отечественных комплектующих. В частности, на нем будет установлены отечественные двигатели ПД-8, унифицированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, разработанный Раменским приборостроительным конструкторским бюро, система инерциальной навигации, созданная в Московском институте электромеханики и автоматики. В перспективных планах – выпуск до 20 таких самолетов в год.
Первые два «Нью» сейчас строятся сейчас в Комсомольске-на-Амуре. Впереди – длительные испытания, неизбежные доработки. По оценке вице-премьера Юрия Борисова (ныне глава «Роскосмоса»), до их запуска в серийное производство пройдет от трех до пяти лет.
«Наш профсоюз в течение уже многих лет бьет тревогу, однако сегодня по-прежнему нет отечественного пассажирского самолета, готового к запуску в серийное производство, а он нужен уже сейчас», – с сожалением констатирует Виктор Федосов, поясняя, что Сухой Суперджет, который выпускается в течение ряда лет, зависим от импортных комплектующих, попавших сегодня под санкции.
Государственная программа «Развитие авиационной промышленности», рассчитанная на период до 2030 года и предусматривающая строительство достаточно большого количества гражданских самолетов, внушает определенный оптимизм, однако, как отмечает Виктор Федосов, в документе не уточняется, какие именно предприятия будут строить самолеты, а также – как будет финансироваться их выпуск.
Профлидер который раз напомнил о том, что отечественные гражданские самолеты будут рентабельны и конкурентоспособны лишь при выполнении важного условия – выпуске крупными сериями. А для обеспечения серийного выпуска следует возродить Госзаказ на гражданскую авиацию.
Восстановить госзаказ и госфинансирование, возродить министерства гражданской авиации и авиационной промышленности – с такими инициативами выступали участники уже трех Съездов авиапроизводителей, в которых участвуют представители бизнеса, инженеры, конструкторы, инженеры, ветераны авиации и, конечно же, представители ПРОФАВИА.
Излишне говорить о том, что обеспечение отечественного авиапрома заказами на гражданские самолеты – это возможность сохранить рабочие места и создать новые, обеспечить людям достойные зарплаты и социальные гарантии.
«И все же в канун Дня авиации хочу завершить нашу беседу оптимистичной ноте. Нам удалось сохранить предприятия, удержать профессионалов, способных передать секреты мастерства молодым специалистам, в отрасли достаточно высокие зарплаты. И хочется верить, что проблемы будут решены», – отмечает профсоюзный лидер авиастроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Фото: smotrim.ru, sanktpeterburg.bezformata.com
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий