Инвесторы поневоле или почему профсоюзы против роста мусорных тарифов

Инвесторы поневоле или почему профсоюзы против роста мусорных тарифов
29 июня
13:34 2022

28 июня, можно сказать, в срочном порядке, по инициативе стороны органов исполнительной власти в Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга состоялось внеочередное заседание Координационного совета комиссии. Вопрос, вынесенный на обсуждение — о пересмотре предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Санкт-Петербурга, на первый взгляд, «горящим» не являлся. Но это только на первый. Вдруг оказалось, что тарифы на обращение с ТКО в Петербурге буквально через два дня, то есть с 1 июля, должны на 30% увеличиться. Профсоюзы региона, как несложно догадаться, высказались резко против. Не прыть, ни технологии, с которыми мусорные реформаторы проводят свои решения, ни тем более за чей счет — представителей трудящихся не устроили.

Начнем со сроков предложенного обсуждения — за три дня до повышения тарифов. Это противоречит не только смыслу переговорного процесса, но и Обязательствам сторон — приложениям к Трехстороннему соглашению Санкт-Петербурга на 2020-2022 годы. В них рекомендуется информировать стороны социального партнерства о предполагаемом изменении размера платы за жилое помещение и тарифов на коммунальные услуги не позднее чем за 20 дней до их введения в действие. Об этом на заседании напомнила социальным партнерам координатор стороны профсоюзов в Трехсторонней комиссии, заместитель председателя Ленинградской Федерации профсоюзов Мария Артюхина,

Она высказалась и о том, что не далее, как в в декабре прошлого года Координационный совет уже рассматривал повышение тарифов на ТКО на 2022 год. А Трехстороннее соглашение прямо указывает, что повышаться тариф должен не чаще одного раза в год. Более того, Соглашение гласит о том, что рост тарифов не может быть выше роста номинальной заработной платы. Зампред ЛФП указала на очевидные и хорошо известные партнерам данные: индекс потребительских цен с начала года вырос более чем на 11%, а увеличение гарантированной части заработной платы, например, работников бюджетной сферы запланировано лишь на уровне 4%. При этом тарифы на ТКО планируется повысить на 30 %.

Представители городского комитета по тарифам и директор регионального оператора по обращению с ТКО («Невский экологический оператор») Екатерина Горшкова доказывали социальным партнерам, что доля расходов на коммунальные и жилищные услуги в среднедушевом доходе петербуржцев вырастет незначительно — с 12,04 до 12,33% и не достигнет максимально возможных 14 процентов — закрепленных в Трехстороннем соглашении. Однако, по подсчетам профсоюзов, после повышения в среднем каждый житель Петербурга будет ежемесячно платить за вывоз мусора на 50 рублей больше.

Комитет по тарифам и регоператор, пытаясь убедить социальных партнеров в необходимости повышения тарифа, апеллировали даже к тому, что коммунальные расходы петербуржцев ниже, чем в среднем по стране.

Впрочем, оказалось, что первоиюльский сюрприз не единственная заготовка реформаторов. Городской комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности две недели назад утвердил Территориальную схему обращения с отходами производства и потребления. Согласно этому документу предельные тарифы в области обращения с ТКО на территории Санкт-Петербурга в 2023 году по сравнению с 2022-м могут вырасти почти в полтора раза, в 2024 по сравнению с нынешним — в три раза, а за 10 лет — с 2022 по 2032 годы — увеличение может составить почти 3,4 раза.

Изумившись таким стратегиям, зампред ЛФП Мария Артюхина задала резонный вопрос: «чем объяснить такой скачок роста тарифов в ближайшие два года?»

Представитель «Невского экологического оператора» объяснила это планами. А именно инвестпрограммой регоператора, по которой начато строительство мусороперерабатывающего завода в районе Волхонского шоссе. Строительство ведется по самым современным технологиям — заверила представитель, но на заемные средства, которые предстоит вернуть банку.

Надо ли говорить, что информация о том, что в итоге именно жители города поневоле станут инвесторами этого строительства вызвала, мягко говоря, недоумение профсоюзной стороны. «Часть затрат должен взять на себя городской бюджет, а не потребители», — жестко высказалась Мария Артюхина.

Кроме того зампред ЛФП обратила внимание на то, что членам Трехсторонней комиссии не была предоставлена экспертиза контролирующих органов, например, Роспотребнадзора, в части экологической безопасности будущего предприятия. А вопросы экологического благополучия власти, профсоюзы и работодатели должны рассматривать и решать вместе — это также закреплено в Обязательствах сторон.

В итоге стороны не пришли к консенсусу – профсоюзы высказалась резко против предполагаемого повышения тарифов и строительства мусороперерабатывающего завода за счет жителей. Позицию профсоюзов поддержала и сторона работодателей. На этом вопросы к мусорной реформе в Петербурге не заканчиваются. В августе в рамках Трехсторонней комиссии предстоит подведение первых итогов деятельности регоператора, который начал свою работу в городе с января нынешнего года. И, как мы помним, старт реформы обернулся тогда для Северной столицы мусорным апокалипсисом.

Фото группы «Вконтакте» «Невский экологический оператор»

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.