Студенческий яхт-клуб: романтика и работа

Наступает новый учебный год и лекционные залы заполняют студенты. Приходят они не только в петербургские вузы, но и собираются по интересам – на различных творческих, спортивных и других площадках. Одна из таких – Межвузовский студенческий яхтенный клуб» (АНО «МСЯК») на Петровской косе. В феврале 2020 года он обрел это имя и условия для своей деятельности на базе Санкт-Петербургского Речного яхт-клуба профсоюзов. Как жилось студенческому клубу все это время, чем была наполнена навигация – 2021, мы попросили рассказать директора этой некоммерческой организации Вадима Епишина.
– Вадим Александрович, кем создан клуб?
– Как самостоятельная автономная некоммерческая организация студенческий яхтенный клуб был создан в начале прошлого года совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом (СПбГМТУ) и Национальным государственным Университетом физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта ( НГУ им. П.Ф. Лесгафта). Сразу отмечу, что занимаются в нашем клубе студенты самых разных вузов, так что он в полном смысле – межвузовский.
– В новом статусе студенческий клуб действует уже 8 месяцев. Как сегодня организовано обучение студентов парусному спорту и сказались ли на его деятельности последствия пандемии ковид-19?
– С момента регистрации, с февраля по август 2021 года, Межвузовский студенческий яхтенный клуб выполняет свою основную задачу – непрерывно работает со студентами, для чего были созданы необходимые условия Санкт-Петербургским Речным яхт-клубом профсоюзов (СПбРяК).
В его главном здании оборудованы кабинеты для проведения вебинаров и несколько учебных классов, а в эллинге создана студенческая производственная лаборатория. И уже с февраля по апрель преподаватели-волонтеры проводили здесь в очно-заочной форме занятия по теоретической подготовке, а с мая они ведут практические занятия в экипажах на акватории. Кроме того, регулярные занятия под руководством наставника проводятся в студенческой производственной лаборатории. Информация о начале теоретического обучения была передана всем заинтересовавшимся вузам.
Из-за коронавирусных ограничений в начале года наиболее массовой и востребованной была заочная форма обучения. Для этого на образовательной платформе проводились и записывались вебинары, презентации, организовывались тесты.
Заочную программу обучения курировал преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Владиславович Смирнов (капитан яхты «Вея»). Для проведения занятий в форме вебинаров привлекались преподаватели, опытные яхтсмены и капитаны судов. Информация о времени занятий была доступна широкому кругу студентов – она публиковалась в яхтенных сообществах в социальных сетях, например в «Вконтакте»: https://vk.com/yachting_spbsu и https://vk.com/spbyf, а также в Телеграме.
Кроме того, обеспечен непрерывный доступ к учебным материалам для самостоятельного обучения. Программу теоретического обучения в заочной форме, а это 40 часов, прошли порядка четырехсот человек.
– А как была организована практика студентов?
– После заочного обучения студентам была предоставлена возможность устройства по экипажам в составе РОО «Федерации парусного спорта Санкт-Петербурга», которую возглавляет мастер спорта по парусному спорту, судья 1 категории, чемпион по парусному спорту, организатор наиболее значимых регат с городе – День ВМФ, Парусная неделя и других – Валентин Николаевич Наумов. Пожелания студентов были полностью учтены.
Например, студенты Университета им. Лесгафта практиковались на «Авроре», СПбГУ – на «Вее», самая многочисленная команда студентов – 31 человек Российского государственного Гидрометеорологического университета – проходила практику на «Мальве» и так далее. Всего для студентов было задействовано 12 яхт.
Практические выходы в море и участие в соревнованиях проводятся согласно расписаний тренировочных занятий и календаря спортивных мероприятий. Студенты оставили большое количество отзывов, с которыми можно ознакомиться на уже упомянутых мной интернет-ресурсах.
– Была ли возможность обучаться в яхт-клубе очно или из-за пандемии такая форма обучения невозможна?
– После ослабления коронавирусных ограничений яхт-клуб профсоюзов создал для АНО «МСЯК» условия и для очной работы со студентами.
В главном здании яхт-клуба профсоюзов были оборудованы несколько учебных классов (вместимостью 50 уч.). Очную программу обучения курировал основатель и преподаватель «Санкт-Петербургских мореходных классов» капитан дальнего плавания, яхтенный капитан, мастер спорта по парусу и по буеру Сергей Валентинович Тимошков.
По очной теоретической программе «Яхтенный матрос — 32 учебных часа» прошли обучение 94 студента. А более обширную очную программу обучения «Яхтенный матрос — 60 учебных часов» в период до начала навигации 2021 года посетило 60 студентов.
Хочу отметить, что подготовка студентов проходит очень серьезно и после завершения очного курса на основе разработанной оценочной методики проводилась проверка компетенции обученных с использованием системы «Нева-тест».
Эта группа студентов под руководством опытнейшего наставника Тимошкова в настоящее время проходит постоянную практику на таких яхтах, как «Русь», «Елена», «Бриз», «Кареджи», «Синяя птица». Малыми яхтами проводятся выходы на Выборг и о. Гогланд. Кроме этого, с июня по август три последних дня каждой недели осуществляется поочередный выход 1-2 крейсерских яхт, в экипажах которых не менее 3-х бесплатных мест для студентов, в квалификационные плавания 3-ей категории (50 миль от места убежища).
По завершении навигации — 2021 данные студенты, в первую очередь, получат право на сдачу квалификационных экзаменов Всероссийской Федерации парусного спорта (ВФПС) на звание яхтенного матроса.
Поставлена задача по подготовке к плаванию в русскую Арктику яхты «Радуга» со студентами в навигацию -2022.
– Вадим Александрович, а какие еще направления деятельности у студенческого клуба?
– Кроме обучения, клуб занимается еще и научной работой. В течение лета коллективом НГУ им. П.Ф. Лесгафта в интересах АНО «МСЯК» была разработаны следующая научно-методическая документация: рабочие программы по теории и методике парусного спорта, по обучению яхтсменов-студентов парусного спорта, а также методические рекомендации «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения подготовки студентов в парусном спорте».
– А с какой целью при клубе создана лаборатория? Чем в ней занимаются студенты?
– Наш клуб ведет такую важную работу, как обучение студентов практике судостроения, ремонта и реставрации. На базе «МСЯК» сформирована специальная группа из 14 студентов СПбГМТУ для практических занятий в студенческой производственной лаборатории. Руководит группой опытный преподаватель этого вуза Леонид Иванович Ткач. Задача группы возродить университетскую традицию строительства и реставрации лодок силами активных студентов.
Студенты этой группы занимаются на четырех яхтах типа Эльф-620, а также достраивают пятую яхту того же типа своими силами. К сожалению, завершение достройки лодки затягивается из-за отсутствия финансирования со стороны вуза, и по этой же причине количество занимающихся в клубе студентов сократилось, не хватает должности тренера.
В 2020 году яхт-клуб СПбГМТУ выставил на чемпионат вузов Санкт-Петербурга три команды, в 2021 году – одну. В распоряжение данной группы предоставлены отдельное помещение для ремонта яхт и практических занятий студентов, а также места для размещения рундуков на территории Речного яхт-клуба профсоюзов. Организация-партнер предоставила свои яхты для подготовки команды СПбГМТУ к чемпионату вузов и помогает в теоретической и практической подготовке студентов.
В этот сезон навигации запланирована дальнейшая работа по данным направлениям и она будет продолжена.
– Какие есть сложности в организации работы студенческого яхтенного клуба?
– Здесь необходимо сказать, что своим решением вузы-учредители полностью отказались от финансирования данной деятельности в 2021 году по причине отсутствия у них в бюджетах дополнительного финансирования.
Конечно, это могло приостановить деятельность студенческого клуба, но благодаря поддержке Ленинградской Федерации профсоюзов подготовка студентов в МСЯК продолжается. Хочу выразить особую благодарность тем, кто нас поддерживает и по призыву профсоюзов выступил нашими партнерами – ЧУ ЛФП и ФНПР «Санкт-Петербургский Речной Яхт-клуб профсоюзов», ООО «Санкт-Петербургские мореходные классы», РОО «Федерация парусного спорта СПб», а также преподавателей.
– Каким Вам видится выход из создавшегося положения?
– Учитывая разнообразие направлений данной работы, уже очевиден вывод о том, что для одной бюджетной организации, даже такой мощной как СПбГМТУ, финансовая нагрузка от деятельности в интересах сторонних вузов, подведомственных иным министерствам – это сложно реализуемая бюджетная модель. Поэтому АНО «МСЯК» в своей работе должно иметь возможность ведения коммерческой деятельности для решения своих уставных задач.
К сожалению, для достижения этой цели до сих пор не решается основополагающий вопрос о заключении договора совместного водопользования для размещения судов и ведения уставной деятельности яхт-клубом в прилегающей к Петровской косе акватории совместно с Комитетом по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга.
По окончании навигации мы планируем выполнить анализ эффективности всех видов проведенной работы для определения задач на следующий год.
Фото Светланы Косаревой.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий