На пороге нового учебного года
…или быть готовым ко всему
Первое сентября — праздник знаний — в этом году, впрочем, как и в прошлом, и дети, и учителя, и родители встречают с некоторой опаской — как пройдет новый учебный год, как будут учиться школьники и работать педагоги? Ждет ли их снова дистант или образовательные учреждения вернутся к привычному режиму? Однако в отраслевом профсоюзе заверили: они готовы к любому повороту событий и к защите и поддержке учителей, в каких бы условиях те не трудились. Об этом и не только накануне нового учебного года мы поговорили с первым заместителем председателя Межрегиональной организации СПб и ЛО Общероссийского профсоюза образования Иваном Кайновым (на снимке).
— Иван Васильевич, уже полтора учебных года учителя работают в режиме «цейтнота» — постоянно меняются условия: дистант, смешанное обучение, очная форма. Какие прогнозы на этот год? К чему готовится профсоюз?
— Мы не можем предсказать что будет даже через месяц, не говоря уже о том, что будет через полгода. Но думаю, что без смешанного обучения не обойтись.
Признаюсь, дистанционная форма застала нас врасплох — были не готовы ни технически, ни организационно. Но сориентировались достаточно быстро. Очень хорошо себя показали молодые специалисты, которые, как рыбы в воде, ориентируются в цифровой среде, и они даже выступили наставниками для более возрастных педагогов. Но главное, что и педагоги старшего поколения вышли из ситуации очень достойно. Принято считать, что они не разбираются в компьютерных программах и электронных сервисах. Ничего подобного — и вебинары, и родительские собрания в Zoom проводили, и чаты организовывали. Профсоюз, в свою очередь, подготовил 38 брошюр разъяснительных материалов о работе в новых условиях. Не говорю уже об информационных письмах, которых было больше 100. И сегодня нас уже не пугает возможный переход в онлайн.
В новом учебном году не исключаю, что будет много обращений и жалоб и большинство — по поводу вакцинации. И мы готовы вести разъяснительную работу — на основе правовых документов и здравого смысла.
По федеральным нормам без распоряжения главного санитарного врача региона нельзя вакцинировать учителей принудительно. Ни в Петербурге, ни в Ленобласти такого распоряжения нет, есть только постановления губернаторов о необходимости вакцинации не менее 60% педагогов. Мы обратились к губернатору города и получили ответ вице-губернатора Ирины Потехиной, с которым и я, как зампредседателя Межрегиональной организации, и большинство руководителей районных организаций профсоюза согласились. Суть его такова: мы вас как граждан не имеем права привлекать к вакцинации, но не забывайте, что вы не просто граждане, вы — ответственные работники, (поименованные в календаре профилактических прививок от 3 февраля 2021 года), которые контактируют: с учащимися, с коллегами разных возрастов и с родителями. Поэтому, на мой взгляд, это здравая идея — прививать педколлективы для достижения коллективного иммунитета.
Мы все убедились в том, что ковид — это очень серьезно, педсообщество двух регионов, переболело уже больше, чем на половину, а сколько было смертей… Другое дело — если прививки противопоказаны. Поэтому мы разъясняем: если вы знаете, что у вас есть противопоказания, обращайтесь в больницы. Если вы не доверяете врачу своего участка, идите к другому. А тех, у кого медотвод, работодатель имеет право переводить на дистант с сохранением зарплаты.
— Весной 2020-го, когда педагоги в пожарном порядке перешли в онлайн, нагрузка на них увеличилась в разы.
— И профсоюз обращался к властям с требованием оплатить эти дополнительные нагрузки. В ответе нам напомнили про выплаты стимулирующих надбавок, про индексацию базовой расчётной единицы, которая лежит в основе оклада. Поэтому никаких добавок сверх положенного педагогам не дали, а увеличившиеся расходы учителей мы по возможности компенсировали из профсоюзного бюджета. Вообще, львиная доля профбюджетов ушла на материальную поддержку — и переболевшим, и тем, кто потратил много денег на реабилитацию, и тем, у кого умерли родственники от коронавируса.
— Выполняются ли майские указы президента в учреждениях образования Санкт-Петербурга и Ленобласти?
— Они выполняются. Другой вопрос — как. К большому сожалению, по-прежнему необходимый уровень зарплаты достигается потому, что большинство учителей работают на полторы-две ставки. Правда сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону — благодаря доплатам за классное руководство, и тут мы, профсоюз, образно говоря, бьем себя в грудь. Напомню, что за год до соответствующего поручения президента такие надбавки стали получать классные руководители в Петербурге, а настояла на этом наша Межрегиональная организация, обратившись к губернатору. Я уверен — это мы дали прецедент всей стране. Теперь педагоги охотнее берут классное руководство и получают уже и президентские и городские доплаты.
— Много лет идут разговоры о том, чтобы львиную долю зарплаты учителей составлял оклад и только третью часть — премиальная часть. В преддверии заседания Президиума Госсовета о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил: «Чтобы снизить зависимость учителя от оценки администрации мы в Ленинградской области уже «перевернули этот котел», увеличив окладную часть». Есть ли здесь еще над чем работать?
— Действительно, в области новая система оплаты труда и они «перевернули пирамиду», сделав базовый оклад 70% от заработка. В Санкт-Петербурге система оплаты труда — другая. Там базовый оклад уже составляет большую часть, а надбавки — даже меньше 30%. Нигде в России больше нет базовой единицы, которая ежегодно индексируется — и добились этого профсоюзы. Как заверил на последнем заседании Координационного совета городской Трехсторонней комиссии председатель городского комитета финансов Алексей Корабельников, индексация будет и в этом году. Другой вопрос — ее размер. Пока Смольный озвучивает цифру, которая ниже текущего уровня инфляции. Но мы надеемся, что придем к взаимопониманию с властями — работа только начинается.
— На Президиуме Госсовета, областном и городском педсоветах говорили и об усилении роли воспитательной составляющей. На Ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы педагоги смогли в полной мере не только учить ребенка наукам, но и заниматься воспитанием?
— Усилить престиж классного руководства. А для этого поднять зарплату. И здесь, я считаю, мы — профсоюз, сделали немало. Что мы еще делаем для укрепления престижа учителя? Системно ведем работу по защите от рисков и конфликтов. Когда в классе сидят 40 человечков переходного возраста, каждый со своим «я», вовсе без столкновений интересов обойтись невозможно. Но, порой, эти конфликты уже выходят за рамки закона: учителя становятся жертвами несанкционированной видеосъемки или аудиозаписи, которая попадает в сеть. И здесь педагога нужно защитить. Наша межрегиональная организация совместно с профсоюзными юристами из других регионов издала брошюру «Правовой статус педагога». Особенно ценна в этих рекомендациях, я считаю, глава «Права и обязанности иных участников педагогического процесса» — то есть родителей и обучающихся. Нет, я не говорю, что учителя безгрешны. И мы должны их учить, чтобы минимизировать конфликты.
Кроме этого, чтобы педагог больше занимался воспитанием, его нужно освободить от излишней отчетности! Минпрос и Минобрнадзор — под нажимом профсоюза — издали перечень отчетности, которую должен делать педагог. Мы разослали в школы макеты трудовых договоров, в которых должны быть указаны этот перечень и оплата за составление отчетов. Мы разъяснили: все что не указано в трудовом договоре, учитель делать не обязан. К сожалению, сократить отчетность пока не получается. Но ее хотя бы отрегулировали под нашим давлением и перераспределили между педагогами-предметниками, методистами и завучами.
— Какие еще вопросы на повестке в наступающем учебном году?
— Из приоритетов — наряду с правовой и социальной защитой — это программа по оздоровлению педагогов, тем более, что нынешний год в Общероссийском профсоюзе образования объявлен Годом спорта, здоровья, долголетия.
Также мы будем более целенаправленно работать с победителями конкурсов профессионального мастерства, вовлекать их в профсоюз. Еще одно направление — цифровизация профсоюза. Мы выиграли грант Общероссийского профсоюза образования, и теперь студенты педвузов в течение года будут внедрять в учреждениях образования цифровой учет членов профсоюза.
Усилим работу с молодежью. Мы создали постоянно действующий орган — Совет молодых педагогов, у него есть отделения по всем районам. Совет занимается правозащитной, консультативной работой. Сейчас активисты Совета в разных районах города на общественных началах работают консультантами педагогов по вопросам избежания рисков быть втянутыми в конфликт — о чем я уже говорил. Они распространяют разъяснительные и нормативно-правовые материалы, ведут группы «ВКонтакте». Также помогают организовать для молодых форумы, слеты, где основная тема — правозащитная работа, обмен опытом, показ лучших практик молодых, но уже звездных педагогов. Там действует принцип «Молодые — молодым» — своим ровесникам молодежь доверяет больше. А, активисты, которые ведут эту работу, совершенствуются профессионально. И четверо председателей Советов молодых педагогов стали директорами школ, четверо вошли в состав Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросе.
Но самое главное — они вовлекают молодежь в профсоюз.
— Ваши пожелания педагогам, родителям, детям в канун нового учебного года
— 26 августа 1895 года, заканчивая «Чайку», Антон Павлович Чехов написал в своей пьесе: «Надо изображать жизнь не такою, как она есть, и не такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах». И наряду с пожеланиями здоровья и творческих успехов хочу пожелать — не забывать об умении мечтать и самое главное — воплощать эти мечты в реальность.
Без этого невозможно представить наш труд, и этим мы выигрываем у «цифрового учителя». Мы сохранимся в атласе профессий до тех пор, пока будем помнить о том, что творчество — наш конек.
Фото из архива «ПТ».
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий