Хроника среднего бомбардировщика

Хроника среднего бомбардировщика
06 мая
14:55 2021

9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне
На несколько километров вширь и в длину раскинулось Кавголовское озеро, окруженное живописными песчаными пляжами и сосновыми лесами. Сегодня ничего не напоминает о том, что военные годы на льду озера действовал аэродром, на котором зимой 1941-42 базировался 44-й Краснознаменный скоростной бомбардировочный авиационный полк (44 СБАП), внесший немало славных страниц в историю Великой Отечественной, в оборону Ленинграда и его освобождение от вражеской блокады. А один из экипажей полка повторил подвиг капитана Виктора Гастелло.

22 июня 1941 года полк встретил на аэродроме под Старой Руссой, с первых дней принимая участие в военных действиях, нанося удары по скоплениям врага, переправам и железнодорожным узлам, в частности, в районе, Даугавпился, Острова. В сентябре 1941 года полк прибывает в Ленинград.

Зимой 1941-42 года на вооружении полка, самолеты которого взлетали и садились на лед Кавголовского озера, были испытанные в нескольких воинах, но уже несколько устаревшие, средние бомбардировщики СБ-2. Хотя перед войной полк прошел переобучение на новейшие пикирующие бомбардировщики Пе-2, но до конца 1942 года летали на СБ. Военные авиаторы жили в летних домиках дачного поселка «Кавголово-стандарт», основанного в начале 30-х годов первого в СССР садоводства.

Осенью и зимой 1941 Авиаторы внесли весомый вклад в Тихвинскую операцию – первую наступательную операцию в Великой Отечественной войне, в результате которой был освобожден от захватчиков древний русский город Тихвин.
Экипажи наносили удары по вражеским колоннам, скоплениям танков и автомашин на подступах к Тихвину, в районе Облучье, Будогощь, Кукуй, Ругуй. В темное время полк действовал одиночными самолетами, днем — небольшими группами под прикрытием истребителей.

Приказом Народного комиссара обороны СССР от 22 ноября 1942 года 44 СБАП был преобразован в 34-й гвардейский бомбардировочный полк . А 4 мая 1943 года за активное участие в Тихвинской операции полку присвоено почетное наименование «Тихвинский».

В ночь с 11 на 12 марта 1942 года взлетавший самолёт СБ-2 командира полка полковника Василия Кочеванова врезался в Крестовую гору, возвышающуюся над озером у станции Кавголово. Командир погиб, штурман и стрелок-радист остались живы. Ранее, 16 февраля 1942 года, приземлившийся СБ-2 врезался в самолет на стоянке. Экипаж не пострадал, но погиб работавший внутри ремонтируемого самолета воентехник 1-ранга Павел Васильевич Хионин.

Очевидно, причиной обоих трагедий стало переутомление. Могила двух военных авиаторов  находится на территории базы Горного университета неподалеку от места аварии, за ней ухаживают работники и студенты вуза.

Местные жители и военные стали свидетелями и другого трагического эпизода, когда внезапно появившийся вражеский истребитель сбил советский бомбардировщик, заходивший на посадку. Самолет рухнул в озеро.

Огненный таран под Лемболово
В состав этого полка входил и экипаж, повторивший в 11 июля 1942 года подвиг Виктора Гастелло. Бомбардировщик СБ-2 – командир капитан С. М. Алёшин, штурман старший лейтенант В. А. Гончарук и стрелок-радист старший сержант Н. А. Бобров – взлетел в этот день с аэродрома Сосновка на Северной окраине Ленинграда для бомбардировки позиций финской армии в районе Лемболова. Во время выполнения задания самолет получил серьезные повреждения и загорелся. Не предпринимая попыток покинуть машину, экипаж направляет самолет на артиллерийскую батарею противника.

О подвиге военных авиаторов напоминает памятник у платформы Лемболово, у которого в начале «нулевых» были торжественно преданы земле останки авиаторов, найденные поисковиками. Памятным знаком отмечено и место «огненного тарана» неподалеку от мемориала «Лемболовская твердыня» на Приозерском шоссе.

С гвардейскими литерами на борту
В октябре-ноябре 1942 года личный состав проходит переобучение и доукомплектование. В 1943 году рабочие Ленинграда передали полку построенные на свои деньги самолёты Пе-2 с нарисованными на фюзеляжах композициями «Ленинград» и литерами «Г» (гвардия). После завершении формирования полк вместе с дивизией принимал участие в боевых действиях на Ленинградском и 3-м Белорусском фронтах.

Зимой 1942-43 полк уже на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 снова взлетает со льда Кавголовского озера.

Полк нарушал железнодорожные перевозки противника на железнодорожных узлах Тосно и Красногвардейск, Толмачево, наносил бомбовые удары по аэродромам Сиверская и Гатчина, подавлял дальнобойную артиллерию, обстреливающую Ленинград.

Военные авиаторы отличились и во время боев на Синявинском направлении в период с июля по сентябрь 1943 года, нарушая коммуникации , подавляя артиллерию противника, обстреливавшую Ленинград.

В эти месяцы полком выполнено 624 боевых вылета, уничтожено 18 железнодорожных составов, 90 вагонов, 2 паровоза, 12 складов с боеприпасами и 8 с горючим, 19 самолётов противника, 16 жилых построек, 2 моста и 8 артиллерийских батарей, их них 2 — дальнобойных, обстреливающих Ленинград, 8 зенитных точек, 30 землянок, 2 танка, 15 минометных батарей.

В этот период полк базировался на аэродроме Сосновка, находившегося на территории одноименного парка в Выборгском районе города Ленинграда.

На завершающем этапе войны летчики полка отличились при разгроме Кенигсберской группировки противника, полк был награжден орденом Кутузова III степени, и завершил свой боевой путь на аэродроме в Восточной Пруссии, а в июле 1945 перелетел на аэродром в Сиверской в Гатчинском районе Ленинградской области. Здесь в июле 1946 года полк был расформирован.

На первом фото: экипаж Алексея Болотова на льду Кавголовского озера, 1941 г.

Об авторе

Андрей Пюккенен

Андрей Пюккенен

E-mail: pltr@mail.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.