ЛФП: 30 лет борьбы и диалога
Ровно тридцать лет назад — 23 марта 1991 года была создана Ленинградская Федерация профсоюзов (ЛФП). Сегодня в тридцатый день рождения Федерации в ее штаб-квартире — Дворце Труда состоялось заседание Совета ЛФП, где были кратко подведены итоги работы профцентра региона за истекшие десятилетия и очерчены наиболее важные задачи дня нынешнего. Наследница Леноблсовпрофа, возникшая на крутом переломе эпох, смогла выйти победителем из хаоса 90-х. Начав с массовых акций протеста на улицах и площадях Северной столицы, Федерация смогла склонить власть и работодателей к трехстороннему у диалогу, дав наглядно понять, что договариваться и находить компромиссы гораздо выгоднее, нежели провоцировать социальную напряженность в обществе.
«В тот момент главным было сохранить профсоюзное единство, ведь уже наметились центробежные стремления», — напомнил первый председатель ЛФП Евгений Макаров — ныне заместитель председателя ФНПР — принявший участие в заседании совета по видеоконференцсвязи.
Действующий председатель ЛФП — Владимир Дербин, выступая с докладом, напомнил, что тогда — три десятилетия назад — федерация объединяла в своих рядах более трех миллионов членов профсоюзов Ленинграда и области, что составляло почти 99% от работающих и учащихся региона. Главными задачами для кардинально обновленного профцентра стали, как мы уже сказали, укрепление единства, развития правовой основы социального партнерства и защита социально-трудовых прав трудящихся.
И вот уже через год по инициативе ЛФП было подписано первое в российской истории Трехстороннее соглашение о социальном партнерстве в сфере трудовых отношений и гарантий прав граждан. Оно стало отправной точкой и фундаментом для множества отраслевых соглашений, а также коллективных договоров.
Но социально-экономическая ситуация в середине 1990-х ухудшалась и ответом на остановку предприятий , их банкротство, задержки заработной платы, необузданный рост цен и тарифов ЖКХ стали массовые акции профсоюзов. Некоторые из них собирали более 100 тысяч человек. «Я вел один из таких митингов на Дворцовой, — поделился воспоминанием Владимир Дербин — тогда председатель Территориальной организации Профсоюза работников радиоэлектронной промышленности. — И у меня захватило дух от того, как много собралось людей. Я не сразу смог начать говорить».
Так профсоюзы заявили о своей силе. После чего, неоднократно проблемы с долгами по зарплате и другие решались уже накануне самого объявления этих акций. Именно в таких непростых условиях рождалось социальное партнерство профсоюзов с властью и работодателями города и области, а сам диалог с улиц и площадей перемещался в залы для переговоров. В 1998 году социальное партнерство стало Законом Ленинградской области. В Петербурге это произойдет в 2011 году.
Но массовые протесты ушли историю далеко не сразу. В последующие времена плодами этих акций порой становилось спасение предприятий, среди которых знаменитый «Балтийский завод», или даже моногород Пикалево.
Однако диалог профсоюзов с властью и бизнесом далеко не всегда протекал и протекает гладко.
Изменения на рынке труда, появление на нем трудовых мигрантов из стран СНГ, проблемы перехода от аттестации рабочих мест к Специальной оценке условий труда, появление новых нетипичных форм занятости, введение профстандартов, повышение пенсионного возраста и многое другое то и дело бросают все новые вызовы профсоюзному движению.
Отвечать на него в интересах человека труда ЛФП по-прежнему старается за столом переговоров. На счету таких тихих, но весомых побед: повышение заработной платы работников бюджетной сферы, назначение из городского бюджета доплаты петербуржцам старше 65 лет, которые получали пенсию ниже прожиточного минимума в начале 2000-х годов, а также Закон о новой системе оплаты труда работников бюджетной сферы Петербурга, действующий и ныне.
По признанию главы ЛФП, наиболее напряженными все годы оставались и остаются переговоры о минимальной заработной плате (МЗП). Пример такой напряженности — ситуация сложившаяся в конце прошлого года в Санкт-Петербурге.
«Позиция профсоюзов — повысить минимальную зарплату с 19-ти до 20-ти тысяч рублей, обоснована ростом потребительских цен, тарифов на транспортные и коммунальные услуг, в конечном счете, снижением уровня жизни трудящихся. Однако, стороны органов исполнительной власти и работодателей предлагают не повышать размер минимальной зарплаты и зафиксировать ее на уровне 2020 года. В качестве главного аргумента власть приводит экономические проблемы малого бизнеса, связанные с пандемией. На наш взгляд, это не может служить препятствием для повышения гарантий в заработной плате», — заявил Владимир Дербин.
На заседании Совета ЛФП было принято решение обратиться с открытым письмом к губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову. В нем, в частности, говорится, что «требования малого бизнеса покрыть его убытки за счет работников, сегодня фактически поддержанные органами исполнительной власти, нивелируют основные принципы, заложенные в Трехстороннем соглашении Санкт-Петербурга. В первую очередь это касается базовой гарантии социальной защищенности работников всех сфер деятельности — минимальной заработной платы».
Там же, профсоюзы напоминают градоначальнику, что тарифы на проезд в пассажирском транспорте общего пользования, повышенные минимум на 8,0%, сумели превзойти даже Москву, где при средней заработной плате около 96 000 рублей единый проездной билет стоит 2 245 рублей, в то время как в Петербурге при средней заработной плате немногим более 68 000 рублей – 3 255 рублей.
В письме выражена озабоченность и организацией детского оздоровительного отдыха, которая многие годы считалась лучшей в стране.
«Вместо согласованной потребности в путевках для детей работающих граждан в количестве не менее 60 тысяч штук сегодня Правительство города гарантирует предоставление на весенне-летний период только 26 тысяч путевок. При этом сам отдых ограничен 14 днями. Прикрываясь пандемией, экономя финансы, органы власти выводят оздоровление детей трудящихся из перечня государственных задач», — констатируют профсоюзы, демонстрируя решимость убедить власть и работодателей в правоте своей позиции.
Кстати, о пандемии. Обращаясь к недавним событиям, Владимир Дербин сообщил, что пандемия новой коронавирусной инфекции внесла заметные коррективы в деятельность ЛФП.
Профсоюзы вели контроль за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты. Там, где работодателям в силу объективных причин не удавалось в полной мере обеспечить работников медицинскими масками и прочими средствами индивидуальной защиты, их, зачастую, закупали на профсоюзные средства. ЛФП обращалась с письмами к органам власти по различным вопросам – в защиту интересов медиков , пострадавших от COVID-19, по правовому регулированию перевода на дистанционный режим работы и многим другим.
В своем выступлении Владимир Дербин отметил, что нынешний год, объявленный ФНПР Годом организационного и кадрового укрепления профсоюзов, должен стать временем более активного привлечение работников, и особенно молодежи, в профсоюзные ряды. Этой цели может служить и создание «Электронной федерации». «Правильность этого решения, принятого на отчетно-выборной конференции, подтвердила пандемия», — сказал профлидер.
В заключение заседания Совета был принят ряд организационных решений, в том числе по проведению первомайской акции.
Источник — сайт ЛФП
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий