«Девушка с отбойным молотком»
Эти слова из старой шуточной песенки Владимира Москвина могут зазвучать вскоре совсем по-новому…
Впервые совсем юную девушку, в одиночку управляющую современным моторвагонным составом я увидел в берлинской подземке. Увиденное немного шокировало — ведь машинистом может быть лишь мужчина. Это тяжелый труд! Однако современная Германия вовсе не та страна, где условия труда и соблюдение трудовых прав, что называется «хромают». Как же так?
Идет время, а вместе с ним изменяются и технологии, — поясняют нам профсоюзные эксперты — Профессии, ранее бывшие вредными и потому недоступными для слабого пола, теперь вполне могут быть открыты для женщин.
Плохо это или хорошо, нам поможет разобраться главный технический инспектор труда Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Татьяна Пентешина. А также представители некоторых территориальных организаций общероссийских отраслевых профсоюзов, входящих в ЛФП.
Поводом для нашей беседы на эту тему стало скорое вступление в силу приказа Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, расширяющего перечень профессий, доступных отныне и для женщин.
Приказ Минтруда России от 18.07.2019 N 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин» вступает в силу с 1 января 2021 года. Сообщается, что в новый перечень включено 100 профессий, новых для слабого пола. Среди них: автослесарь, тракторист, машинист электропоезда, матрос, рыбак прибрежного лова, боцман. Женщины также смогут освоить ранее закрытые для них специальности в строительстве, грузоперевозках и так далее. Ранее для женщин было доступно 450 профессий с вредными и опасными условиями труда.
На различных медиаресурсах уже опубликованы отрицательные отзывы относительно этого новшества. Главный аргумент критиков — приказ заметно ухудшает положение женщин, провоцирует возникновение дополнительных рисков для их здоровья. Среди прочего высказывается предположение о том, что такое решение Минтруда принято для того, чтобы переложить труд, который раньше выполняли трудовые мигранты, вернувшиеся в свои страны после наступления пандемии.
Однако главный технический инспектор труда ЛФП Татьяна Пентешина все же не столь категорична в своих выводах. По мнению эксперта, сам по себе приказ не плох и не хорош. Он продиктован временем. Другое дело, что к его введению следовало хорошо подготовиться работодателям и профсоюзам, чтобы не допустить как риска для здоровья женщины, так и более широкого нарушения трудовых прав работницы, решившей освоить исключительно мужскую — до последнего времени — профессию.
«Во-первых, сегодня меняются технологии, причем меняются порою достаточно радикально. После модернизации та или иная профессия уже не несет в себе тех вредных и опасных факторов, которые были раньше, — поясняет Татьяна Пентешина — Во-вторых, об этом приказе стало известно вовсе не сегодня. О его разработке, принятии и сроках вступления в силу было известно давно. Таким образом, все заинтересованные стороны могли принять меры и подготовиться к его вступлению в силу».
Как рассказала главный технический инспектора труда ЛФП, именно так и поступили в штаб-квартире профсоюзов города и области, организовав ряд специальных семинаров.
Прямая речь. Татьяна Пентешина: «Об этом приказе мы говорили уже в конце 2019 года на вебинаре, посвященном Всемирному дню Охраны труда. Там, в числе прочего, прозвучало интересное мнение, которое разделяют многие зарубежные и российские эксперты. Его суть в том, что подобные нововведения — это, своего рода, защита прав женщин от дискриминации по признаку пола. В большинстве иностранных компаний в Систему управления охраной труда (СУОТ) обязательно включается стандарт по недопущению притеснения и насилия в отношении работников. Он, в частности, включает в себя запрет на применение расовых и половых оценок при приеме работника».
Не разделяет мнения критиков и председатель Межрегиональной (территориальной) Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Российского профсоюза работников промышленности Алексей Вышегородцев. По его мнению, это «очень неплохое начинание».
Как и Татьяна Пентешина, Алексей Вышегородцев напоминает, что одна и та же профессия сегодня и десять лет тому назад — это зачастую совершенно разные вещи. «Условия труда меняются кардинально. Появляется новое оборудование, развиваются инновационные подходы. В итоге, многие профессии уже не имеют той вредности, что была ранее», — говорит профсоюзный лидер работников промышленности нашего региона.
Алексей Вышегородцев приводит в пример недавнюю победу на всероссийском конкурсе WorldSkills девушки-сварщицы Дианы Багатутдиновой. Она показала результат лучше, чем у ее соперников — мужчин.
«Женщины осваивают новые профессии по своему желанию, и если вредные факторы, бывшие ранее преградой для них, сегодня успешно устраняются, то почему нужно препятствовать приходу женщин в эти профессии? — задает вопрос профлидер. — Главное, что у нас нет принудительного труда, и каждый волен сам сделать свой профессиональный выбор, тем более в условиях, когда найти работу становится сложно. Мы также — в соответствии с конвенциями МОТ — должны устранять и ограничения по гендерному признаку, когда это не связано с объективным вредом для здоровья женщины».
Мнение главного технического инспектора труда ЛФП о том, что к моменту вступления в действие этого приказа нужно серьезно готовиться, вполне разделяют и в Дорожной территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Октябрьской железной дороге (Дорпрофжел на ОЖД).
Отметим здесь, что в данном случае новое — это хорошо забытое старое. Нечто подобное уже было в СССР, в самом начале 50-х годов, когда за пульт машиниста тепловоза встала первая в стране женщина-машинист, лейтенант тяги — согласно железнодорожной иерархии того времени — Башарат Мирбабаева. В московском метро, кстати, женщины трудились машинистами до конца 70-х годов. Запрет на эту профессию для женщин был обусловлен все той же тяжестью труда. Но сегодня на железнодорожном транспорте активно внедряются новые технологии, которые, в том числе, снижают многие вредные факторы, среди которых напряженность труда.
И вот уже в наше время прошлым летом на Октябрьской железной дороге было организовано обучение девушек, решивших стать помощниками машиниста электропоезда. Как сообщают в Дорпрофжел на ОЖД, первые девушки из числа принятых на обучение уже получили все необходимые документы и готовы выйти в свои первые рейсы уже в январе 2021 года, когда приказ Минтруда вступит в силу. Немаловажно, что к вхождению девушек в эту новую для них профессию на Октябрьской магистрали подошли комплексно.
«Наряду с самим обучением силами профсоюза и руководства подразделений была проведена работа по созданию необходимых условий труда для женщин в кабинах машиниста, а также в местах отдыха локомотивных бригад. Работодатель провел серьезную подготовку, в результате которой рабочие места соответствуют установленным санитарно-бытовым требованиям и не несут угрозы женскому здоровью», — подчеркнули в комитете Дорпрофжел на ОЖД.
Профсоюзные лидеры железнодорожников и транспортных строителей на Октябрьской дороге, также как их коллега из Роспрофпрома, дают положительную оценку этому приказу Минтруда, который открывает новые возможности для женщин и способствует борьбе с гендерным неравенством в сфере труда.
На фото вверху Юлия Юрова — единственная на сегодняшний день в России женщина — помощник машиниста.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий