Энергетика и «ВЭП»: коронавирус не вызвал осложнений

Энергетика и «ВЭП»: коронавирус не вызвал осложнений
17 августа
10:20 2020

Энергетика — одна из тех отраслей, где работники в течение всего периода пандемии новой коронавирусной инфекции «оставались на своих рабочих местах ради нас». И несмотря на то, что работа на «удаленке» в этой отрасли удел лишь немногих, сети энергетики прошли этот тяжелый период без потерь. Коронавирус не смог поколебать и партнерских отношений отраслевого тред-юниона с работодателями, а сам «Всероссийский Электропрофсоюз» (ВЭП) в таких условиях смог достаточно успешно вести и свою отчетно-выборную кампанию. Обо всем этом на примере нашего региона нам рассказал председатель Санкт-Петербурга и Ленинградской области межрегиональной организации Общественной организации «ВЭП» Владислав Марьяндышев:

— Пандемия несомненно внесла огромные изменения в деятельность организаций всех отраслей. Не стала исключением и работа профсоюзов. У нас не было опыта работы в таких условиях: в условиях ограничений, минимизирующих контакты людей между собою. А ведь профсоюзная работа строится прежде всего на общении людей и на коллегиальных решениях. Общаться дистанционно — когда нет прямого контакта глаза в глаза — сложно.

Однако мы смогли освоиться в полной мере, и успешно проводим видеоконференции, совещания по Скайпу и используем заочную форму проведения заседаний коллегиальных органов. В таком формате большинство профсоюзных организаций продолжают работать и сегодня.

— А энергетика в целом как пережила период повышенной готовности?
— Энергетика относится к тем отраслям, которые должны продолжать безостановочную работу в любых условиях. Электроэнергия бесперебойно должна поступать и в заводские цеха, и в больничные корпуса, и в жилые дома. Поэтому с первых дней встал вопрос: что нужно сделать, чтобы не допустить распространения инфекции в коллективах?

Ведь те, кто обслуживает передающие электрические сети постоянно бывает в различных населенных пунктах, общается с местными жителями. А те, кто производят электроэнергию работают вместе в замкнутом пространстве. При заболевании одного работника, может быть инфицирована вся смена, что может привести к недостатку персонала для обслуживания оборудования электростанции.

Энергетики: максимально защитить работников!

— Как же удалось избежать такого критического развития событий?
— Решения были найдены совместными усилиями работодателей и профсоюза. Меры по защите людей мы обсуждали, разрабатывали и принимали вместе. Так как бюджеты компаний не предусматривали средства на те же маски, перчатки и дезинфицирующие средства, по понятным причинам, то ряд первичных профсоюзных организаций в первый месяц работы в условиях пандемии приобретали средства индивидуальной защиты и дезинфекции для всех работников на профсоюзные деньги.

Некоторые компании организовали доставку персонала на работу и с работы, а другие дополнительно премировали тех, кто не был переведен на удаленную работу, оставшись фактически на «передовой».

— С какими именно инициативам выступила профсоюзная сторона в диалоге с работодателями?
— Центральный комитет «ВЭП» направил в территориальные организации обращение о выработке предложений по организации труда и быта работников в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Эти предложения были переданы руководству ПАО «Россети». Большинство из них успешно реализованы.

Владислав Марьяндышев

— Например?
— Это, как я уже говорил, дополнительное денежное поощрение для тех, кто не был переведен на «удаленку» и продолжал трудиться на своем рабочем месте. Это и обязательный вывод на дом работников с сохранением заработной платы, находящихся в возрастной категории 65+. Это и выделение дополнительных денежных средств на лечение работника в случае, если он все же заболеет новой инфекцией. Это и поддержка наших ветеранов, забота о тех из них, у кого нет близких родственников.

Особо отмечу то, что в энергетике часто в организации работают члены одной семьи — уровень преемственности в отрасли высок. И если это молодая семья, то как быть с их детьми? Ведь детские сады и школы были закрыты. Работодатели приняли наше предложение о возможности одному из родителей должен оставаться дома с детьми с сохранением зарплаты.

В организациях разрабатывался и план действий в самых критических случаях. Так, если бы темпы распространения коронавируса не удалось сдержать, то наши предприятия могли бы заработать вахтовым методом. Отработав смену, работники должны были бы не возвращаться домой, а оставаться во временно организованной для них «чистой зоне», где есть душ, пищеблок, зона отдыха и так далее, то есть создан необходимый комфорт, как это было организовано в ряде медицинских учреждений.

Энергетики Северо-Запада на пути к разумному компромиссу

— Я правильно понял, что пандемия никак не повлияла на отношение между «ВЭП» и работодателями? Или же все-таки социальное партнерство кое-где дало трещину?
— Хотя, со стороны отдельных работодателей были попытки скорректировать коллективные договоры, но все это, в том числе и сокращение выплат работникам, они должны были согласовывать с профсоюзом. Например, отдельные работодатели, в рамках Отраслевого соглашения, выходили с инициативой снизить индексацию заработной платы, сократить стимулирующие выплаты аргументируя тем, что предприятия произвели дополнительные траты, которые не были предусмотрены в бюджете предприятий, закупая все те же средства защиты и дезинфекции, а также фактов изменения коллективных договоров, по крайней мере в двух наших регионах, нет.

Профсоюз считает, что все эти расходы они должны компенсироваться за счет некоторого снижения чистой прибыли компаний. Ведь какие то расходы им организациям уже компенсирует государство, в частности, по линии Фонда социального страхования.

Пандемия наложила свой отпечаток на наши отношения с работодателями, прежде всего, в том смысле, что все вопросы мы стали решать по той же видеосвязи. Добиваться нужного результата в ряде случаев стало труднее.

— Хорошо, теперь вернемся к внутрипрофсоюзной работе. Ведь и нынешнюю отчетно-выборную компанию, которая вот уже близка к концу, пришлось проводить в условиях форс-мажорных…
— Как я уже сказал, мы быстро освоились с работой в режиме онлайн. Использовали программы Скайп, видеорежима в WhatsApp и другое…

Заседания и совещания наших коллегиальных органов мы стали проводить в заочной форме — голосование с рассылкой бюллетеней. Нам очень помогло то, что во многих организациях энергетики уже до этого активно использовались в работе видеоконференции. Работодатели предоставили профсоюзным организациям помещения и необходимую аппаратуру. Но, в соответствии с законодательством, проведение заседаний высших органов в профсоюзных организациях в заочной форме не было предусмотрено.

Как же проводить отчетно-выборную кампанию? С этой проблемой столкнулись, как вы понимаете, все отраслевые профсоюзы. Поэтому она достаточно быстро была решена по линии Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР). В частности, было внесено предложение в Госдуму Российской Федерации, после чего были приняты необходимые поправки.

— Сегодня вы выходите на финишную прямую. Каков предварительные итоги столь необычной кампании?
— Около половины из 35-ти входящих в нашу территориальную организацию Санкт-Петербурга и Ленинградской области профсоюзных первичек провели свои отчетно выборные конференции или собрания. Коллеги справились со всеми трудностями. Отчеты-выборы в первичках завершаться в середине сентября и мы уже ведем подготовку к отчетно-выборной конференции в территориальной организации. Она назначена на 12 октября этого года.

— Как это будет?
— Это решающее событие минувшего пятилетия. И если не будет второй волны пандемии, то мы планируем провести ее очно, разумеется с использованием всех мер безопасности. Сейчас уже формируется список делегатов. Замечу, что предшествующие конференции, заседания президиума и Территориального комитета мы все же планируем провести заочно, чтобы два раза не собирать и не подвергать, таким образом, коллег опасности.

— А ваши коллеги в других регионах?
Опыт других территориальных организаций «ВЭП», которые на сегодня уже провели свои конференции — в основном, как раз, в очной форме с использованием средств индивидуальной защиты.

Владислав Марьяндышев: живем лучше, чем пять лет назад

— Можно ли сказать, что нет худа без добра, и этот сложный период стал для вас своего рода «университетом»? Приобретен некий опыт. Что в нем плохого и что хорошего?
— Наверное самый негативный момент — это нерешенные вопросы с удаленной работой. Я имею ввиду не только энергетику, но и иные отрасли. Раньше в таком режиме работали единицы. Проблема в том, что рабочее место в офисе, как правило, четко зафиксировано, описано в трудовом договоре. А сегодня, когда ряд компаний планируют постоянный перевод работников на удаленную занятость, возникают вопросы.

Например, что такое рабочее место? Как проводить контроль за условиями труда? Как, в конце концов, оплачивать этот труд? К тому же, работники, которых переводят на «удаленку» начинают беспокоится, полагая, что это первый шаг к сокращению. Мы еще не до конца понимаем все отрицательные и положительные стороны удалённой работы.

Но мы получили немалый положительный опыт. Думаю, что после того, как завершиться пандемия мы будем широко использовать в нашей жизни многие виды современных коммуникаций. А если нечто подобное, когда нибудь повторится, то все мы — как профсоюз, так и работодатели — будем готовы к совместной работе в экстремальных условиях. Думаю, в частности, на каждом предприятии теперь будет запас средств индивидуальной защиты. Возможно появятся и соответствующие статьи в бюджетах.

В целом, мы получили хороший опыт, как позитивный, так и негативный. Теперь следует лишь делать правильные выводы и развивать то хорошее, что мы приобрели и чему научились за это время.

Источник фото вверху

«Ленэнерго»: поддержка работников и ветеранов и подготовка к Первомаю

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.