Крепче за профсоюз держись, шофер!

Крепче за профсоюз держись, шофер!
18 октября
14:34 2019

Тред-юниону автомобилистов и дорожников исполнилось 100 лет

Немногим более века назад — 18 сентября 1919 года — на первом Всероссийском съезде транспортных рабочих, состоявшемся в Москве, был избран Центральный Комитет Всероссийского производственного союза транспортных рабочих. С этого момента начался официальный отчет истории тред-юниона, который в современной России носит имя Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (РОСПРОФТРАНСДОР).

Шестнадцатого октября вековой юбилей профсоюза автомобилистов и дорожников отметили в Санкт-Петербурге. В честь его 100-летия прогремел полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости. А произвела праздничный залп председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации профсоюза Галина Любина (на снимке).

Истории строки

… Юбилей — это еще один повод вспомнить славные вехи истории профсоюза, защищающего права работников одной из самых стратегически важных отраслей, без труда которых невозможно представить существование современного общества.

Начнем с того, что профсоюзные организации транспортников возникли в России еще до Октябрьской революции. Первым стал нелегальный «Союз рабочих грузо-катального дела», организованный в Петербурге в 1902 году. Союз пользовался громадным авторитетом у грузчиков и успешно провел несколько крупных забастовок. В марте 1905-го профсоюзные ячейки работников транспорта создали на Путиловском, Семянниковском и еще ряде крупных заводов Петербурга.

В годы гражданской войны профсоюз проводил мобилизацию на фронт, формировал продовольственные отряды для обеспечения хлебом Красной Армии. В помощь голодающим транспортники безвозмездно отработали около 60 «транспортных дней».

В годы первых пятилеток основными вопросами для профсоюза стали оплата и охрана труда, заключение коллективных договоров, борьба с неграмотностью, поддержка движения новаторов и передовиков производства. Так, с 1935-м развернулось патриотическое движение шоферов за увеличение норм межремонтных пробегов автомобилей.

В годы Великой Отечественной войны профсоюз организовывал эвакуацию в тыл населения, материальных ценностей и целых предприятий, создавал фронтовые бригады для ремонта поврежденной на передовой техники, собирал посылки для бойцов, деньги для нужд фронта, заботился о семьях фронтовиков. Настоящий подвиг совершили водители, работавшие на «Дороге жизни». На их счету — сотни спасенных жизней жителей блокадного Ленинграда. В лютый мороз, под бомбежками и артобстрелами они перевозили ленинградцев в тыл и доставляли промышленные грузы и продовольствие в осажденный город.

В эпоху развитого социализма профсоюз был застрельщиком соцсоревнований, занимался вопросами социального страхования, повышения эффективности производства, организации оздоровления трудящихся и их детей, культурно-массовой работой и др.

И в новом веке — за права трудящихся

Сегодня РОСПРОФТРАНСДОР объединяет в своих рядах более 300 тысяч работников автомобильного и городского пассажирского транспорта и дорожного хозяйства России.

Под «крылом» территориальной организации профсоюза нашего региона действуют 23 профсоюзных первички. А общее количество членов профсоюза — более 11600 человек. Это работники дорожных и автотранспортных предприятий, в том числе, таких крупнейших, как СПбГУП «Пассажиравтотранс» и ОАО «Третий парк», и студенты и преподаватели отраслевых учебных заведений.

В торжественный день в Петропавловской крепости

«В последние десятилетия нам пришлось не раз противостоять вызовам времени. Особенно трудно было в «лихие девяностые», когда мы все переживали распад страны, приватизацию, переход предприятий в частные руки. Все эти процессы прошли очень непросто и для работников транспорта и дорожного хозяйства, и для профсоюза, — говорит председатель территориальной организации Галина Любина. — Но тяжелые времена нас еще больше сплотили, несмотря на все трудности, мы были и остаемся сильной профорганизацией».

Вера Егорова, председатель первичной профорганизации ОАО «Третий парк»: «100 лет назад транспортные рабочие поняли, что они не могут жить и бороться за свои права в одиночку, потому что только вместе мы — сила. И вот уже целый век наш профсоюз существует. Значит он действительно нужен работникам. И то, что люди вступают в профсоюз — это доказывает. В нашем «Третьем парке» работники знают, что если их несправедливо обидели, мы защитим. Мы выжили, сохранились, выросли численно, несмотря на все реорганизации и акционирование автопарка».

В числе главных достижений профсоюза Галина Любина назвала заключение коллективных договоров в большинстве предприятий и организаций. «В колдоговорах прописаны регулярная индексация зарплаты, мероприятия по охране труда. Кроме этого, они содержат достойный соцпакет. Особенно мне бы хотелось отметить единый коллективный договор СПбГУП «Пассажиравтотранс», который распространяется на все автобусные парки предприятия и считается одним из лучших. Он включает льготы на санаторно-курортное лечение для работников, компенсацию оплаты путевок в детские оздоровительные лагеря, материальную помощь при рождении ребенка, и многое другое. И первичные профорганизации парков не останавливаются на достигнутом и вносят новые предложения по увеличению льгот для работников».

Профсоюз — один из организаторов конкурсов профессионального мастерства водителей автобусов

Не меньшего внимания заслуживает и работа тред-юниона в деле охраны труда водителей.

«В 2017 году над водителями «Пассажиравтотранса» нависла угроза — лишиться дополнительного отпуска, доплат и досрочного выхода на пенсию — после проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) — ее методика не учитывала многие вредные факторы. Судя по методике, наши водители работали спокойненько, как в офисе! — рассказывает председатель первичной профорганизации автобусного парка №6 «Пассажиравтотранса» Андрей Ермилов. — Профсоюз не мог мириться с таким положением вещей. Поддержал нас и генеральный директор предприятия Андрей Лызин, который прямо сказал: «Я своих водителей в обиду не дам!».

В итоге после вмешательства профсоюза и при поддержке генерального директора по результатам СОУТ все льготы были сохранены. Более того, по настоянию Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июня 2017 года утверждены «Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования», которые теперь учитывают многие ранее исключенные факторы. В их разработке принимали участие представители нашего профсоюза, в том числе и из Петербурга».

На особом контроле охрана труда и в объединенной профорганизации седьмого и Колпинского автобусных парков «Пассажиравтотранса». Так по инициативе председателя первички Евгения Глебова было организовано обучение уполномоченных по охране труда. И во многом благодаря общественному контролю снизился травматизм среди рабочих ремонтной зоны. Впрочем, ни сам Глебов, ни его заместитель Михаил Антонов это достижением не считают. «Это наша работа и прямая обязанность»,- говорят они.

Галина Любина вручает Евгению Глебову юбилейные медаль и Почетную грамоту Центрального комитета профсоюза

…О том, насколько важна охрана труда и здоровья водителей, чья работа связана с постоянным напряжением и стрессом, на торжестве, посвященном юбилею профсоюза автомобилистов, напомнила и заместитель председателя Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП) Мария Артюхина, тем более, что сегодня, по ее словам, к сожалению, фиксируется рост сердечно-сосудистых заболеваний среди представителей этой профессии.

Работу по защите трудовых прав автомобилистов и дорожников территориальной организации РОСПРОФТРАНСДОРа высоко оценивают и в Ленинградской Федерации профсоюзов и недаром считают профсоюз автомобилистов и дорожников одним из самых активных в дружной семье петербургских профсоюзов. «Коллективные действия, первомайские акции — вы — всюду. Вы активные, вы — на виду и, что немаловажно — вас много», — обратилась к членам профсоюза на торжественном вечере заместитель председателя ЛФП Мария Артюхина и  в подтверждение своих слов вручила Галине Любиной Благодарственное письмо Федерации.

На празднике по случаю столетия профсоюза профсоюзные лидеры и активисты в награду за свой труд получили из рук Галины Любиной юбилейные медали и грамоты Центрального Комитета РОСПРОФТРАНСДОРа. Многочисленные теплые слова прозвучали в адрес ветеранов профдвижения и тех, кто сегодня стоит на защите прав транспортников и работников дорожной отрасли.

Использованы архивные материалы Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства 

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.