Когда доктор вернется в цех

Далеко не каждая властная инициатива в наши дни вызывает такое единодушное одобрение, как недавнее предложение федерального правительства возродить институт цеховых и офисных врачей. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) уже рекомендовала принять комплекс организационных мер, в частности подключить к подготовке цеховых врачей их коллег — гигиенистов. «И это правильно, так как цеховой врач-терапевт должен сочетать в своей работе компетенции врача-клинициста и санитарного врача, понимать основы профпатологии», — поясняет председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации профсоюза работников здравоохранения РФ Иосиф Элиович. Необходимость присутствия цехового врача на производстве подтверждают и профсоюзные лидеры реального сектора экономики города и области.
Наш первый собеседник по профессии — санитарный врач, уверен: возвращение цехового врача на производство — абсолютно правильный вектор развития здравоохранения.
«Нужно четко понимать, что условия труда — это одна из важных социально-экономических проблем государства, — подчеркивает Иосиф Элиович. — А у нас, по данным отечественных ученых, до 40% заболеваний с временной утратой трудоспособности, связаны с неблагоприятными условиями труда».
Доктор Элиович отмечает: удельный вес тех, кто трудится сегодня в неблагоприятных условиях колеблется от 30 до 40%. Эти сведения говорят нам о том, что необходим абсолютный приоритет профилактики профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости.
Еще одной важной проблемой является обеспечение достоверности и сопоставимости результатов производственного контроля и СОУТ. И большая работа в этом направлении ведется, в том числе, и по линии Территориальной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
В этой работе нет мелочей. Именно цеховой терапевт наряду со службой техники безопасности и может первым обратить внимание руководства предприятия на неучтенные вредные факторы производственной среды, на плохую работу вентиляции и тому подобное.
Важное звено
«Цеховой врач призван стать важным элементом такой профилактики, ведь он знает факторы производственной среды, особенности работы на данном предприятии. Благодаря этому, он может сопоставить условия труда на конкретном участке: литейном, кузнечном, гальваническом и так далее, с состоянием здоровья тех, кто там работает.
Это его первая задача. Вторая — обеспечить должное качество предварительных и периодических медосмотров», — говорит Иосиф Элиович.
Сами медосмотры, поясняет наш собеседник, конечно, должны проводить врачи-профпатологи. Задача цехового врача не пропустить ни одного «вредника», а после прохождения им медосмотра внимательно следить за состоянием здоровья работника и выполнением всех рекомендаций профпатолога.
Не секрет, что иногда сам работник, по ряду причин (возможная потеря в заработной плате, или вероятность ухода из профессии), не заинтересован в выявлении у него профзаболевания.
Здесь миссия цехового врача в том, чтобы грамотно и своевременно разъяснить такому человеку ошибочность избранной им модели поведения.
К тому же, если профзаболевание будет выявлено на ранней стадии — в том числе, благодаря работе цехового терапевта — последствия смены деятельности могут быть вовсе не такими глобальными. Человек может быть переведен на другой участок, может быть даже без потери в заработной плате.
Иосиф Элиович: Возрождение должности цехового терапевта станет важным моментом в реализации на практике тех прав, которые даны нам 37-й и 42-й статьями нашей Конституции. Это право каждого работника знать в каких условиях он работает и право работать в безопасных условиях.
Но, как подготовить цехового терапевта?
Для Санкт-Петербурга — это не проблема, уверен профлидер медиков города и области.
В советское время именно в нашем городе в бывшем тогда Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте (ныне СЗГМУ имени И.И.Мечникова) была создана блестящая школа в области медицины труда.
Здесь, благодаря трудам профессора Евгении Цезаревны Андреевой-Галаниной, а затем и ее ученицы — академика РАМН Воли Георгиевны Артамоновой было создано учение о вибрационной болезни, здесь же возникла и первая советская клиника профпатологии.
«Мы имеем хорошие традиции ленинградской школы, — убежден Иосиф Элиович, — Если эта система будет востребована практическим здравоохранением, она вновь может быть восстановлена в полном объеме».
Коллеги согласны
В том, что возрождение института цеховых терапевтов улучшит положение дел на промышленном предприятии, убежден и председатель Ленинградской (Санкт-Петербургской) территориальной организации Горно-металлургического профсоюза России (ГМПР) Александр Миронов.
«Цеховой терапевт ведет учет вредников, в его распоряжении данные профилактических медицинских осмотров. Он сможет своевременно давать рекомендации тому или иному работнику пройти нужное ему лечение, а его работодателю — гигиенические рекомендации по улучшению обстановки на конкретном рабочем месте. Мало того, по рекомендации цехового врача работники, при необходимости, смогут пройти санаторно-курортное лечение. Он своевременно доведет до сведения самого работника, если нужно и руководства об ухудшении здоровья работника и о плохих условиях труда», — говорит профлидер металлургов города и области.
Также, Александр Миронов уверен, что даже само присутствие цехового терапевта улучшит психологически микроклимат на предприятии, так как всякий работник будет знать, что он в любую минуту может обратиться к врачу за советом.
Вместе с тем, председатель Межрегиональной (территориальной) Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации Российского профсоюза работников промышленности (РОСПРОФПРОМ) Алексей Вышегородцев, наряду с одобрением, высказывает и некоторые опасения.
Алексей Вышегородцев: «Идея сама по себе исключительно замечательная и полезная! Трудно переоценить важность таких факторов, как профилактика профессиональных заболеваний и контроль гигиенической ситуации на рабочих местах. Но не останется ли это все на бумаге? Как, например, мы собираемся решать проблему с медицинскими кадрами? Ведь сейчас практически каждая крупная больница или поликлиника испытывает в них дефицит. Что говорить про предприятия. Сложно найти и привлечь на работу квалифицированных врачей, фельдшеров, медсестер».
Вторая проблема, по мнению Алексея Вышегородцева, связана с законодательной базой. «Необходимо лицензирование всей медицинской деятельности на предприятиях. Это очень сложно и дорого, особенно для небольших организаций.
Должна быть реальная помощь со стороны государства, иначе этот проект не вытянуть. Мы со стороны профсоюзов готовы принять максимально активное участие в этом направлении», — заключает профлидер.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий