Ленобласть: профсоюзы инициируют коллективные переговоры

Ленобласть: профсоюзы инициируют коллективные переговоры
27 июня
19:33 2019

Экономика Ленинградской области динамично развивается, ситуация с трудовыми мигрантами стабильна, а у транспортной системы хорошие перспективы. Вместе с тем, уровень заработной платы существенно отстает от темпов экономического роста, а областные предпенсионеры нуждаются в серьезной поддержке. Социальные партнеры одобрили законопроект «Об охране труда в Ленинградской области», а в первой декаде июля по инициативе профсоюзов состоится первое заседание рабочей группы по Обязательствам сторон (приложениям к областному Трехстороннему соглашению) на следующий год. Таковы основные темы очередного заседания Ленинградской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ЛОТК).

Заработная плата отстает от темпов экономического роста

По данным начальника отдела областного Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Юлии Ковалевой, в 2018 году экономический рост в Ленобласти составил 4,9%. Причем, 4% этого роста приходится на долю обрабатывающих производств. 47-й регион по праву гордится и многими своими сельскохозяйственными отраслями.

В 2018 году Ленобласти удалось привлечь в свою экономику рекордный объем инвестиций – 467 млрд рублей, что составляет 44% от валового регионального продукта (ВРП). Этот показатель – на уровне развитых стран, подчеркнула Юлия Ковалева. В ходе Петербургского международного экономического форума-2019 областные власти заключили инвестиционных соглашений на 1 трлн рублей.

В нынешнем году в социально-экономическом развитии Ленобласти в целом сохраняется положительная динамика. Однако Юлия Ковалева отметила и некоторые негативные тенденции. В частности, за 5 месяцев 2019 года инфляция превысила 4%, замедлился рост денежных доходов населения.

Заместитель председателя Ленинградской Федерации профсоюзов (ЛФП), координатор стороны профсоюзов в ЛОТК Мария Артюхина обратила внимание на то, что Ленинградская область занимает высокие места в рейтингах среди субъектов РФ по многим экономическим показателям, однако по уровню минимальной и средней заработной платы Ленобласть далеко за пределами даже второй десятки. Профсоюзы предложили социальным партнерам сфокусироваться на этих данных и совместно разработать механизмы существенного увеличения заработных плат работников.

По итогам обсуждения Комитету экономического развития и инвестиционной деятельности рекомендовано совместно с отраслевыми органами исполнительной власти проводить ежемесячный мониторинг социально-экономического развития Ленобласти и своевременно информировать секретариат ЛОТК о возможных кризисных ситуациях. Это позволит на заседаниях ЛОТК оперативно вырабатывать совместные решения стабилизационного характера. Работодателям предложено обратить особое внимание на полноту и достоверность отчетных данных по производству и отгрузке продукции, объему инвестиционных вложений, показателям труда и заработной платы.

С трудовыми мигрантами всё стабильно?

Ежегодно на территории Ленобласти работают примерно 60 000 трудовых мигрантов. По состоянию на 1 июня в Ленобласти осуществляли трудовую деятельность 43 607 иностранных работника, в том числе 41 915 – на основании приобретенного патента. Стоимость патента для трудовых мигрантов в Ленобласти составляет 3 800 рублей в месяц (в среднем по Северо-Западному федеральному округу – 4 506).

Иностранные работники заняты, в основном, в строительстве (25,2%), в обрабатывающих производствах (20,1%), в сфере торговли и мелкого сервиса (14,9%). 96% — представители бывших республик СССР, которые могут приезжать в Россию без виз. Это – главным образом, выходцы из Узбекистана и Таджикистана, а также из Кыргызстана, Украины, Молдовы, Азербайджана.

Директор ГКУ «Агентство трудовых ресурсов» Светлана Мокей оценивает ситуацию с трудовой миграцией в Ленобласти, как стабильную. По ее данным, количество иностранных работников составляет 5-7% от экономически активного населения области. Поэтому резкое снижение иностранной рабочей силы может оказать негативное влияние на экономическое развитие 47-го региона.

Как известно, профсоюзы были против введения патентов для трудовых мигрантов. В числе негативных последствий перехода на патентную систему Мария Артюхина отметила, что опасения профсоюзов подтвердились и социальные партнеры фактически лишены рычагов влияния на регулирование трудовой миграции. Кстати, по данным УФНС России по Ленинградской области, за 5 месяцев нынешнего года областной бюджет получил от иностранных работников налоговых отчислений на 4,6% меньше, чем за аналогичный период 2018 года.

Пассажирский транспорт развивается и на суше, и на воде

Как отметил в своем сообщении начальник областного Управления по транспорту Павел Постовалов, транспортный комплекс 47-го региона динамично развивается и на суше, и на воде. В 2018 году были построены пассажирские причалы в Свирьстрое (Лодейнопольский район) и на острове Ореховый (Кировский район). Начаты работы по восстановлению транспортного значения Новоладожского канала для движения судов между бассейнами рек Нева и Волхов в обход Ладожского озера.

В 2018 году железнодорожное пригородное сообщение в Ленобласти осуществлялось по 106-ти маршрутам. Тарифы были сохранены на уровне 2017 года.

В 2018 году ОАО «СЗППК» повысила интенсивность движения современных скоростных электропоездов «Ласточка» и запустила новые составы «Комфорт». Была проведена модернизация вагонов, построены турникетные павильоны. Октябрьская железная дорога продолжает реализацию крупных инвестиционных проектов по усилению пропускной способности железнодорожных линий и организации скоростного движения пассажирских поездов.

Большое внимание уделяется созданию транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Проект строительства ТПУ «Девяткино» будет реализован в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы Ленинградской области». В сотрудничестве с Петербургом на территории области в 2025 году планируется строительство станции метро в районе Кудрово, на базе которой будет создан новый ТПУ.

В рамках соглашения с ООО «Газпром газомоторное топливо» осуществляется строительство сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). В 2018 году за счет частных инвесторов велось строительство АГНКС в Пикалево, Всеволожске, Кингисеппе, поселке Горелово.

По инициативе Марии Артюхиной разговор зашел о транспортных тарифах. Павел Постовалов подтвердил, что тарифы на ряде автобусных маршрутов определяют муниципальные образования. Таким образом, этот социально значимый вопрос решается вне рамок Трехсторонней комиссии. Было принято соответствующее решение об обязательном рассмотрении на областной Трёхсторонней комиссии проектов документов, регламентирующих стоимость проезда в общественном транспорте

Предпенсионерам предлагают повышать квалификацию

Стороны социального партнерства также обсудили вопрос о мерах по сохранению и развитию занятости лиц предпенсионного возраста (5 и менее лет до выхода на пенсию). На базе филиалов ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области» работают консультационные пункты для предпенсионеров, нуждающихся в трудоустройстве. Районным администрациям рекомендовано на заседаниях муниципальных комиссий (рабочих групп) по снижению неформальной занятости, координационных комитетов содействия занятости заслушивать работодателей, в штате которых имеются работники предпенсионного возраста и оценивать перспективы продолжения их трудовой деятельности. Руководители областных предприятий письменно извещены о возможности повышения квалификации и переобучения предпенсионеров на базе программ ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области».

В еженедельном режиме проводится мониторинг высвобождения работников предпенсионного возраста в связи с сокращением штата предприятий. Как сообщила начальник отдела Комитета по труду и занятости населения Вероника Шквиро, соответствующие отчеты направляется в Госинспекцию труда для контроля соблюдения трудового законодательства работодателями. Сотрудники службы занятости населения после получения сведений о предполагаемом сокращении предпенсионеров информируют работодателя о возможности проведения опережающего обучения.

Подготовлены перечни приоритетных профессий для предпенсионеров: «развитие профессиональных компетенций в IT технологиях» и «безопасность жизнедеятельности производственной среды», «водитель погрузчика», «маляр», «слесарь механосборочных работ», «электрогазосварщик» и другие. Широко используются как обычные технологии обучения, с отрывом и без отрыва от производства, так и дистанционное обучение.

Важная роль в обеспечении трудовых прав предпенсионеров отводится профсоюзам. Стороне профсоюзов рекомендовано осуществлять адресную работу с работодателями по сохранению занятости работников предпенсионного возраста, информировать предпенсионеров о возможности пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование.

Переговоры начались

18 марта председатель ЛФП Владимир Дербин направил социальным партнерам профсоюзов в Ленобласти предложение о начале коллективных переговоров по Обязательствам сторон на 2020 год (приложениям к Ленинградскому областному трехстороннему соглашению на 2019-2021 годы) и по Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Ленобласти на 2020 год. 28 мая профсоюзы представили в секретариат Трехсторонней комиссии проект Обязательств сторон на 2020 год. На обсуждение рабочей группы уже вынесено 37 вопросов.

На заседании Трехсторонней комиссии по предложению Марии Артюхиной было решено провести первое заседание рабочей группы по Обязательствам сторон на следующий год в первой декаде июля во Дворце Труда и завершить переговорный процесс в начале августа.

В Ленобласти будет свой закон об охране труда

На заседании ЛОТК одобрен проект закона «Об охране труда в Ленинградской области». Сейчас эта сфера регулируется постановлением областного правительства от 26 августа 2004 года, многие положения которого устарели. И хотя, по признанию председателя Комитета по труду и занятости населения, координатора стороны исполнительной власти в ЛОТК Алексея Брицуна, с представленным проектом закона еще надо серьезно поработать, в этом документе есть очень перспективные положения.

В частности, будет четко определен статус, порядок формирования и работы межведомственной комиссии по охране труда, в состав которой войдут и представители профсоюзов. Предполагается создать аналогичные комиссии и на районном уровне. Статус межведомственных комиссий, как координирующего органа системы государственного управления охраной труда, позволит развивать механизмы общественного участия в этой социально значимой сфере.

В статье 3 законопроекта предусматривает реализацию нормы части второй статьи 210 Трудового кодекса РФ, согласно которой охрана труда должна обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти и местного самоуправления, объединений работодателей и профессиональных союзов. Статья 8 законопроекта содержит положение о том, что отдельные региональные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления. Вместе с полномочиями им будут передаваться и необходимые для осуществления этих полномочий материальные и финансовые средства.

Законы об охране труда уже приняты в 59-ти регионах. Мария Артюхина посоветовала при рассмотрении и принятии аналогичного закона в Ленобласти тщательно проанализировать практику выделения денежных средств на мероприятия по охране труда в этих субъектах РФ.

Коллективные договоры – каждому предприятию

На заседании Трехсторонней комиссии также был принят проект совместного обращения к главам администраций муниципальных образований Ленобласти, руководителям организаций всех форм собственности и профсоюзным организациям о соглашениях и коллективных договорах. При обсуждении этого вопроса председатель Межрегионального профсоюза работников жизнеобеспечения Санкт-Петербурга и Ленинградской области Нина Леонтьева подчеркнула, что социальное партнерство позволяет решать многие проблемы, которые законодательно не урегулированы.

Муниципальным властям рекомендовано совместно с Координационными комитетами по работе профсоюзов в муниципальных образованиях и объединениями работодателей заключать Трехсторонние территориальные соглашения, совершенствовать работу трехсторонних территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, способствовать увеличению количества первичных профсоюзных организаций и заключению коллективных договоров.

Руководителям организаций бюджетной сферы предложено совместно с профильными комитетами областной администрации и с профсоюзами провести работу по созданию первичных профсоюзных организаций и заключению коллективных договоров. Руководителям всех организаций, независимо от форм собственности, рекомендовано заключать коллективные договоры с первичными профсоюзными организациями, содействовать в осуществлении профсоюзного контроля, совместно с профсоюзным организациям создавать на паритетной основе комиссии по трудовым спорам, комитеты (комиссии) по охране труда, комиссии по социальному страхованию.

На профсоюзные организации возложен профсоюзный контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Этот документ, направленный на дальнейшее развитие социального партнерства в Ленобласти, должны скрепить своими подписями глава 47-го региона Александр Дрозденко, председатель ЛФП Владимир Дербин и президент областного Союза промышленников и предпринимателей Александр Габитов.

Использовано фото http://maps-rf.ru

Об авторе

Михаил Кореневский

Михаил Кореневский

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.