Сорок лет без аварий, или «Пассажиров надо любить…»

Водитель трамвайного парка №5 СПб ГУП «Горэлектротранс» Нина Смирнова удостоена высокого звания «Почётный работник транспорта России». За ее плечами четыре десятилетия, отданных этой одной из, пожалуй, самых петербургских профессий. А все началось с того, что в юности Нине «просто очень нравилось, когда девушка управляет трамваем»…
Так, зачарованно смотря на своих сверстниц, лихо и, как казалось, совсем непринужденно оседлавших «Стилягу», «Слона» или «Машку», — как горожане и специалисты называли тогда трамваи серий ЛМ-57, ЛМ-49 и ЛМ-68м, — вчерашняя школьница в 1977 году сделала свой профессиональный выбор.
Однако на практике все оказалось не так-то уж и просто… В первый раз сев за пульт управления трамваем, Нина испытала страх…
Не бойся, я с тобой!
«Было это еще в трамвайном парке имени А.К.Скороходова — шестом по нумерации того времени. Мой первый трамвай, а это был знаменитый «стиляга», плохо слушался меня. Не хотел ехать», — рассказывает Нина Николаевна.

1985 год. Скороходовский «стиляга» на Площади Труда. На принадлежность к этому парку указывает первая цифра в четырехзначном номере вагона. Фото Александра Шанина (transphoto.ru)
Но все, рано или поздно получится, если рядом с тобой опытный наставник. Для Нины Смирновой таким мастером стал Владимир Петрович Сенько, опытный ленинградский вагоновожатый, давший ей путевку в жизнь.
«Пассажиров надо любить», — это был его главный наказ девушке, избравшей профессию вагоновожатой, или, как сейчас правильно говорить, водителя трамвая.
С тех пор минуло уже четыре десятилетия. За это время Нина Николаевна в совершенстве освоила управление практически всеми сериями трамваев, когда-либо выходивших на улицы трамвайной столицы мира. Ее рука теперь уже уверенно и бесстрашно двигала рукоятку контроллера и ЛМ — 68м, и сочлененного ЛВС — 86, а также более продвинутых ЛМ — 99 «кузнечиков», и уж совсем современных трамваев, украшающих ныне наш город.
Дорога, дорога…
За прошедшие годы многое изменилось. В прошлое ушел и сам Ленинградский ВАРЗ, производивший трамваи серий ЛМ и ЛВС. Их места в наше время постепенно занимают, в том числе, и гости с Урала — Усть-Катавские вагоны. Кардинально изменилась и дорожная обстановка в городе на Неве.
«Раньше трамвай уважали, а машин было очень мало. Сегодня же многие водители, к сожалению, ведут себя нехорошо. Не пропускают, а то и «подрезают» вагоны на линии, — сетует Нина Смирнова. — Транспорта на улицах стало в разы больше. Это и изменило отношение к трамваю. Напряжение у всех участников движения очень большое».
Но и в таких условиях настоящий петербургский водитель трамвая не должен терять самообладания. В Обособленном структурном подразделении СПб ГУП «Гореэлектротранс», Трамвайный парк №5 — Ланской, где сегодня работает Нина Смирнова, ее характеризуют как «технически грамотного водителя, способного выявить и устранить техническую неисправность, не прерывая движения на линии».
Самыми яркими ее качествами коллеги по работе называют настойчивость и целеустремленность. А еще, добавим, спокойствие и смелость.
Эти качества проявились тогда, когда однажды не по вине нашей героини, в ЛМ — 68м загорелся шкаф с высоковольтным оборудованием. Женщина-водитель не растерялась и, высадив пассажиров — как велит инструкция — немедленно приступила к тушению пожара. Прибывшие пожарные поспели уже к фактически локализованному очагу возгорания.
Все течет, все меняется…
«Раньше мы были, действительно, трамвайной столицей. Сегодня же многие улицы и проспекты города, где раньше были проложены трамвайные рельсы, теперь забыли, что такое трамвай», — продолжает Нина Смирнова.
Стал достоянием истории и сам трампарк имени А.К.Скороходова, чьи трамваи некогда мелькали не только на Петроградской стороне, но и на Васильевском острове, и на Охте, а также «Гражданке» и Выборгской стороне. Теперь на его месте жилой дом…
Но сама Нина Смирнова продолжает свою работу, теперь уже в Ланском парке, что на Сердобольской улице. Как и ранее, ежедневно ее путь пролегает то до Лахтинского разлива, то до Придорожной аллеи, или до улиц Шаврова или Жени Егоровой. И все также, как и прежде, она помнит завет старого мастера: «пассажиров надо любить».
Петербургский стиль
А пассажир-то бывает разный. Кто-то подходит к водителю, чтобы посетовать, что в Петербурге ему пришлось ездить на чересчур старых вагонах — это о последних, эксплуатируемых в наши дни «Машках». Кто-то совсем не желает понять, что интервалы выхода трамваев на линию ну никак не зависят от водителя или кондуктора.
С каждым из таких людей нужно вести себя спокойно и максимально корректно. Помимо внимательности на дороге и досконального знания правил дорожного движения, — это также неотъемлемая черта профессионала, тем более работающего в Петербурге.
«Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны», — так некогда писал Шота Руставели. Так иногда бывает, что пассажиры, вдруг почувствовавшие себя доками в области ПДД и трамвайного движения, начинают возмущаться: «почему вагон продолжает стоять, когда горит зеленый!»
«А то, что там дальше стоит другой вагон из-за ремонтных работ, аварии, или просто потому, что его отказываются пропускать, их почему-то не волнует», — приводит пример Нина Николаевна.
Похожая ситуация случилась с ней совсем недавно, когда она, ведя трамвай 55 маршрута, приблизилась к Светлановской площади. И, без того сложная дорожная обстановка была еще более затруднена ремонтными работами в районе Рашетовой улицы. Все это пришлось терпеливо, не повышая голоса, объяснять пассажирам.
У них все получится
Сегодня девушка, которая когда-то мечтала водить трамвай, сама стала опытным наставником.
«В последнее время к нам приходит много молодежи. Наверное, потому, что Горэлектротранс стабильная государственная компания. Среди них очень много толковых юношей и девушек», — рассказывает Нина Смирнова.
По ее мнению, новым поколениям водителей петербургского трамвая придется труднее, чем ей и ее сверстникам в молодости. Причина все та же — дорожная обстановка с ее нескончаемыми пробками.
Но, если любить пассажиров, то все получится и у них, уверена наша героиня.
День, когда заметка будет опубликована в нашей газете Нина Смирнова, наверняка, встретит на своей любимой работе. Ее рука уверенно и спокойно будет лежать на рукоятке контроллера, безошибочно выбирая в нужный момент верную тормозную или ходовую позицию. Собственно, так и положено тому, кто в течении 40 лет без единого ДТП водит трамваи по улицам Северной столицы. Скорее всего, вы встретите ее на маршруте № 19 или № 55 и тогда ваша несомненно поездка будет приятной и спокойной. Ведь за пультом управления «машки», «кузнечика» или «пчелки» — настоящий профессионал.
Фото СПб ГУП «Горэлектротранс»
Как начинается и чем заканчивается день водителя трамвая? Для начала, водитель заранее прибывает в парк, или на конечную станцию, проходит там предрейсовый медицинский осмотр с тестированием на алкоголь. После, он тщательно проверяет экипировку вагона всеми необходимыми документами и инструментами. Сам вагон водителю следует также «принять», то есть убедиться в его исправном состоянии, проверив, в том числе, и исполнение всех ранее бывших заявок на ремонт, которые заносятся в специальную «книгу вагона» — своего рода судовой журнал. Принимать трамвай с неисправностями, угрожающими безопасности движения, при этом, запрещается. Получив у диспетчера путевой лист, водитель наконец-то отправляется в путь. Находясь на линии, он обязан не только соблюдать ПДД, но и проявлять высокую культуру обслуживания пассажиров, а также экономить электроэнергию. Возвращение поезда в парк происходит только по специальному маршруту. Высадив пассажиров на последней перед парком остановке, водитель закрывает все окна и вентиляционные люки, а также проверяет отсутствие в салоне посторонних предметов. Все происшествия и выявленные неисправности заносятся все в ту же книгу вагона. Тогда же, в специальные песочницы трамвая, засыпается песок. Он помогает вагону тормозить на рельсах. Последним аккордом рабочей смены как и в начале дня становится послерейсовый медосмотр.
Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?
Написать комментарий