При исполнении служебных обязанностей

При исполнении служебных обязанностей
26 января
15:03 2017

Два вопиющих случая агрессии в отношении сотрудников бригад скорой медицинской помощи в Петропавловске-Камчатском и в Санкт-Петербурге всколыхнули всю страну. В первом случае, все закончилось смертью пациента. Во втором, медики смогли обуздать «джигита», выбив у него нож и скрутив хама до приезда полиции. Агрессия как моральная, так и физическая со стороны людей в нетрезвом состоянии, наркотическом опьянении и не только, стала чем-то почти обыденным… О том, каково сегодня быть врачом или фельдшером на «скорой» нам рассказала Людмила Девотченко, врач и председатель первичной профсоюзной организации СПб ГБУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи»:

Работа на «скорой медицинской помощи» не простая даже по медицинским меркам. Требуется особое призвание. «Люди у нас либо быстро уходят, либо остаются на всю жизнь», — констатирует Людмила Девотченко.

«Кто стучится в дверь ко мне?»
Да, сегодня бригада «скорой» мчит на вызов уже не на «ведре с гайками», а на комфортабельном санитарном автомобиле. Медицинская техника и оборудование стали в разы легче, а вместо старого видавшего виды белого халата, врач и фельдшер одеты в добротную униформу по сезону.

На самих подстанциях их ждут уютные комнаты отдыха с удобными креслами, электрочайниками и всем, что необходимо тому, кто трудится сутками. В этом, между прочим, немалая заслуга профсоюза. Всех этих гарантий для работников «скорой медицинской помощи» города на Неве добивались долгие годы, пройдя путь от акций протеста до социального партнерства с городскими властями.

Долгой была и борьба профсоюза за достойные зарплаты медиков города на Неве. Сегодня врач «скорой» зарабатывает, в среднем, 72 тысячи рублей в месяц, а фельдшер порядка 53 тысяч. — «Но, сколько для этого нужно работать?! Ведь получая такие деньги, люди работают не на одну, а на полторы-две ставки!», — отмечает Людмила Девотченко.

Для наглядности немного арифметики. Чтобы заработать те самые 72 тысячи в месяц, доктор должен работать не меньше чем на 1,5 ставки, то есть отдежурить порядка 11 суток — 264 часа, оставаясь, при этом, «в форме» и поздним вечером и ранним утром.

«А ведь после каждого суточного дежурства, человек измотан. И ему остро необходим  длительный отдых. Так что добавляем к этим 11 суткам еще столько же. В итоге, работник фактически не видит семьи, не участвует в воспитании детей», — говорит Людмила Девотченко.

Изменить положение дел можно, если прислушаться к требованию Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской области организации профсоюза работников здравоохранения РФ и изменить методику Росстата, по которой размер зарплаты бюджетников рассчитывается на одно физическое лицо, а не на ставку. «Такой подход создает лишь иллюзию успешного выполнения майских указов президента», — убеждена Людмила Девотченко.

Но, пока на вызовы к горожанам приезжают врачи и фельдшеры, измотанные постоянными переработками. — Иначе семью сегодня не прокормить. Все это в немалой степени способствует профессиональному выгоранию.

Отрицательная динамика
Этому же прямо способствует и то что, — как подчеркивает Людмила Девотченко, — бригада «скорой» на вызове никак не защищена. Есть четко прописанные права пациентов, а где такие же права медработников?

Со случаями неадекватного, а то и откровенно противоправного поведения, врачи и фельдшеры, спешащие в неизвестность, сталкиваются очень часто.

«Сразу замечу: сильные мужчины, давшие отпор хулигану на дороге — это ребята из частной «Петербургской неотложки». У государственной «скорой» сегодня, женское лицо», — констатирует наша визави.

В подобные истории не раз попадала и сама Людмила Девотченко. Главное оружие в этом случае — слово.

Людмила Девотченко: — Каждый из нас может, в экстренном случае, без наркоза ампутировать конечность, висящую на одном лоскуте кожи. Но поднять руку на человека, медику все же очень не легко. Поэтому, в ответ на нецензурную брань, а то и физическое сопротивление, стараешься говорить с ним ласково. Любить такого человека нельзя, но жалеть — жалеть можно.

Словом Людмиле Девотченко не раз приходилось умягчать сердца самодовольных автохамов, заграждавших проезд карете «скорой помощи» и в 80-е, и в «лихие» 90-е, и в «стабильные» нулевые. Хотя, однажды, автомобиль вместе с его несговорчивым владельцем, перекрывшим дорогу пришлось аккуратно столкнуть с трассы всей бригадой.

С каждым годом, автовладельцев ни во что не ставящих спешащую на помощь машину с красным крестом становится все больше…

«Динамика отрицательная, — по врачебному лаконично констатирует наша собеседница. — Каждый из них почему-то думает, что его это не касается. Он-то сейчас жив и здоров, а врачи едут к кому-то, и этот кто-то подождет. Почему так происходит? Не знаю».

Такая же мотивация, скорее всего, была и у камчатской «автоледи» и ее агрессивного спутника. Итогом стала смерть молодого парня…

Досадно, что некоторые из комментаторов в социальных сетях поспешили обвинить саму бригаду «скорой», которой, по их разумению, следовало бы оставить автомобиль и поспешить к больному пешком.

«Но, — поясняет опытный врач скорой помощи Девотченко, — во-первых, в такой ситуации бригада не могла бросить водителя, оставшегося один на один с агрессивным молодчиком. А во-вторых, вес всего оборудования, — которое каждый раз следует брать на вызов «по максимуму», — более 15 килограмм. Что это для женщины? И, к тому же, обратно предстояло бы возвращаться с больным».

Оскорбляют медиков не только в дороге, или на месте оказания помощи, но и еще в процессе вызова. Кому-то не нравятся вопросы, которые диспетчеры, — а это наиболее опытные фельдшеры, — обязаны задавать в момент приема каждого нового звонка. В ответ раздается нецензурная брань, а ведь от правильных и четких ответов на эти вопросы зависит жизнь человека!

В неизвестность под защитой закона
«В прошлом году, было зарегистрировано 42 случая насилия и серьезных оскорблений в отношении наших работников. При этом пострадали 34 из них», — продолжает Людмила Девотченко, обращая внимание на то, что часто бригада просто не заявляет о случившемся, если не было серьезных последствий. Главное — это помочь больному. Но, бесследными, происшествия бывают не всегда.

«Был случай, когда пациент нанес несколько ножевых ранений молодому врачу — девушке. Она оказывала помощь двум собутыльникам, затеявшим поножовщину. Один из них и ударил ее ножом», — приводит пример Людмила Девотченко. Девушка вскоре уволилась со станции…

«Нам говорят: — есть же Уголовный кодекс РФ, а в нем соответствующие статьи. Заявляйте!Но мы не просто прохожие, на которых напали или оскорбили. Мы находимся при исполнении своих обязанностей! И в отношении нас должны действовать иные нормы, подобные тем, что прописаны, скажем, в Законе о полиции», — уверена Людмила Девотченко.
Напомним, что еще в сентябре председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Кузьменко обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с предложением прописать в Уголовном кодексе более серьёзное наказание для тех, кто нападает на врачей, фельдшеров и медсестер. Тогда же, как сообщал Life News, 20 сентября аппарат Правительства РФ поручил Минздраву, Минюсту и Минтруду РФ рассмотреть это обращение.

Ранее в Госдуму вносилось несколько законопроектов, которые также должны были ужесточить наказание за нападение на медиков. Один из них предполагал даже такую меру, как лишение свободы сроком до 10 лет лишения свободы за насилие в отношении медика, если его здоровью причинен вред. А совсем недавно, как сообщили «Известия», Московская городская дума выступила с предложением лишать свободы, вплоть до пожизненного заключения, за нападения на медиков во время исполнения ими своих обязанностей.

PS: А вы знаете, что в Германии нельзя получить водительские права, не научившись правильно пропускать спешащие на помощь автомобили со спецсигналами. Наверное, в том числе, и поэтому представить там подобные случаи практически невозможно. Вот пример немецкого учебного ролика о том, как вести себя на дороге при приближении «скорой», полицейского или пожарного автомобиля:

Об авторе

Константин Карлсон

Константин Карлсон

E-mail: Karlson@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.