Жизнь под стук колес

Жизнь под стук колес
05 августа
16:11 2016

Без железной дороги невозможно представить современную жизнь. Едва ли не все мы пользовались ее услугами, общались с кассирами,  контролерами, проводниками. Но мало кому из тех, кто был рядовым пассажиром, удалось заглянуть в кухню железнодорожных перевозок, узнать  чем живут-дышат  работающие здесь люди.  Об этом и не только накануне Дня железнодорожника, который отмечается в первое воскресенье августа,  мы побеседовали с председателем Дорожной территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Октябрьской железной дороге (Дорпрофжел на ОЖД) Александром Голубевым.

— Александр Валерьевич, современный железнодорожник — какой он?
— Начну с того, что понятие «железнодорожник» очень емкое. В структуре РЖД работают представители более 100 профессий. Есть среди них массовые, которые непосредственно обеспечивают перевозку грузов и пассажиров: машинисты, помощники машинистов, слесари по ремонту подвижного состава, дежурные по станции, электромеханики связи, электромеханики СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки), приемосдатчики, кассиры, проводники. Но существует еще множество дополнительных специальностей, которые, может и не на слуху, но без них функционирование железной дороги невозможно.

председатель Дорожной территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Октябрьской железной дороге (Дорпрофжел на ОЖД) Александр Голубев

Председатель Дорожной территориальной организации Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей на Октябрьской железной дороге Александр Голубев

Около трети работников — молодежь до 35 лет, людей предпенсионного возраста — примерно четверть, то есть очень сбалансированный состав. И все они очень ответственные, дисциплинированные и любящие свою профессию люди. сегодня такие — редкость.

— Судя по статистике, молодежь к вам приходит …
— Да. В России порядка десяти профильных вузов, плюс техникумы, колледжи. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I — сильный вуз, имеющий мощную материальную базу, «выдает» подготовленных специалистов. Но большинство молодых людей хочет сразу большую зарплату и высокую должность. А стать, например, начальником станции, только окончив вуз, не получится, нужно пройти несколько ступеней. Поэтому остаются в основном те, кто «заболел» магистралью. Для таких и карьерные перспективы открываются.

— А в профсоюз молодежь вступает?
—  Человек, когда устраивается на работу, после отдела кадров сразу попадает в профком. Там ему рассказывают как профсоюз защищает трудовые права, дарят экземпляр коллективного договора, сувениры с профсоюзной символикой. Такая реклама дает хорошие результаты. В структурных подразделениях ОАО «РЖД» в профсоюзе состоят 95% работников. В целом по всем организациям — 90,6.

— Ну уж не из-за сувенирных ручек?
— Конечно нет. Люди видят реальную помощь от профсоюза. Мы многое делаем и за многое отвечаем. Ни один серьезный вопрос без профсоюза не решается:  и оплата и охрана труда, и социальные программы,  перевозка детей в оздоровительные лагеря,  субботники и так далее. Все привыкли, что профсоюз всегда подставит плечо и все организует на должном уровне. Чтобы профсоюзу не дали высказаться по какой-то проблеме — такого не бывает! Мы гордимся партнерскими отношениями с руководством, итог которых ощутимый — работодатель выделяет только на Октябрьскую железную дорогу (ОЖД) 10 млрд на «социалку»,  а это и детские путевки, и оздоровление работников, и спорт, и корпоративные программы.

Взамен он требует качественной и безаварийной работы, и в этом профсоюз ему помогает, курируя работу общественных инспекторов по безопасности движения, уполномоченных по охране труда, потому что тоже заинтересован — будет нормально функционировать магистраль — подрастет зарплата, а травматизм будет сведен к минимуму.

Необходимость профсоюза начинаешь ощущать, когда работодатель «закручивает гайки», правильно? Вот служба ремонта локомотивов стала частной организацией — «ТМХ-сервис». Работодатель сразу обрезал доплаты, премии. А чтобы колдогдоговор заключить, дело чуть ли не до забастовки дошло. Но мы добились подписания. А если бы там не было профсоюза — все, считай, что люди бы стали рабами.

Буквально на днях подписали Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2017-2019 г.г.. Сейчас редко удается в такие документы вносить что-то новое. Но завоеванное сохранили. Например, выплату пособия при выходе на заслуженный отдых. Остался и бесплатный проезд к месту отпуска для работника и его детей и супруги (супруга), если она — иждивенец. По требованию профсоюза уже несколько лет проезд бесплатный для неограниченного количества детей, что актуально для многодетных, раньше — не больше двух.

Фото из архива Дорпрофжела

Работники сборочного цеха локомотивного депо

И, конечно, индексация зарплаты — два раза в год, к сожалению, пока не в тех размерах, в каких хотелось бы. Но все равно, это серьезное достижение — во многих госмонополиях зарплату в кризис не индексируют вообще… С 1 марта текущего года заработная платы была проиндексирована на 2,9%, также есть договоренность об индексации с 1 октября. На сколько – пока неизвестно, будут вестись переговоры.

— А какова сегодня  средняя зарплата  железнодорожников в нашем регионе?
— Немногим более 46 тысяч. Октябрьская железная дорога функционирует не только в Санкт-Петербурге и Ленобласти, но и в Псковской, Новгородской, Тверской областях, Карелии и т.д. Сегодня профсоюз ставит перед руководством задачу — довести среднюю зарплату до уровня 1,35 средней по региону. Во всех субъектах ОЖД он уже достигнут — кроме Москвы и Санкт-Петербурга. В столицах железнодорожникам приходится туго, соответственно, есть и проблема с кадрами. Но отчасти ее должна решить предстоящая индексация. Теперь главное закрепить ее параметры в новом колдоговоре, который мы планируем подписать в октябре.
Генеральный колдоговор ОАО «РЖД» служит основой для колдоговоров и в дочерних зависимых обществах Компании — подписантов ОТС, где действует наш профсоюз. Это профильные строительные организации, проектные институты, медучреждения, Федеральная пассажирская компания и тд. И во всех документах нужно добиваться четкой формулировки индексации —  как она будет  проводиться.

Фото из архива Дорпрофжела

Работники дистанции пути Санкт-Петербург-Сортировочный

— В каких условиях сегодня трудятся железнодорожники?
— Они везде разные. Есть идеальные, есть нормальные. А есть такие, которые нас не устраивают. Требуем, чтобы разрабатывались проекты, строились новые административные помещения, где будут условия и для работы, и для отдыха, и для приема пищи. Сложный процесс, но многое удается. Существует комплексный план по дороге и на каждом узле создана рабочая группа, в которую входят представители профсоюза.

— Расскажите о структуре своей территориальной организации.
— В состав Дорпрофжел на ОЖД входит 359 первичных профорганизаций, объединяем более 120 тысяч членов профсоюза, работаем в 11 субъектах РФ, в том числе в Заполярье, а также на пограничных переходах со странами СНГ, Балтии и странами Шенгенской зоны. В системе путей сообщения на территории Санкт-Петербурга и Ленобласти трудятся около 20 тысяч членов профсоюза, объединенных в 35 первичных профорганизаций.

Фото из архива Дорпрофжела

Начальник поезда и проводники состава «Красная стрела»

— Хлопотное у вас хозяйство Как удается объединять работников в единый профсоюз?
— Еще какое хлопотное… На полигоне дороги функционируют 68 (!) региональных дирекций, каждая из которых курирует определенный вид бизнеса. Отдельно —  грузовые вагоны, отдельно — локомотивы, связь и так далее. Причем начальство находится в Москве. И в каждой дирекции созданы профсоюзные органы. В крупных — первичные профорганизации, несколько мелких объединены в советы. Структура большая, но если есть с кем работать, с кого спросить и кому поручить — то все идет нормально.

Фото (2)

Работники дистанции пути Санкт-Петербург-Сортировочный

— Вы будете отмечать два праздника — День железнодорожника и День строителя. Я знаю,что  ситуация в петербургском Метрострое волнует профсоюз…
— Действительно, мы в первое воскресенье августа отмечаем День железнодорожника, во второе — День строителя, поскольку объединяем и транспортных строителей.  «Метрострой» последние лет пять находится в непростой ситуации — идет противоборство между его руководством, владеющим контрольным пакетом акций, и городом, который, по данным профсоюза, хочет усилить контроль над деятельностью компании. Но из-за благих намерений властей страдает персонал — Смольным выполненные работы во время не оплачиваются — при желании ведь всегда можно найти какую-то закорючку, не согласовать акт и в срок не перечислить деньги. Понятно, что это некая политика, но крайними оказываются люди. Чтобы выдать зарплату, «Метрострой» вынужден брать кредиты, в итоге задержки зарплаты стали уже нормой, индексации не было лет пять.
Профсоюз работает с вице-губернаторами, обращался и в правительство РФ, главное наше требование: «Вы свои проблемы с «Метростроем» решайте, но не за счет человека труда».
Конечно, если бы городу удалось получить контрольный пакет акций, таких бы проблем не было. А пока борьба частных и городских интересов бьет по работникам…

 

Фото из архива Дорпрожел

 

Об авторе

Татьяна Мотовилова

Татьяна Мотовилова

E-mail: Motovilova@lfp.spb.ru

0 Комментариев

Пока нет комментариев

Здесь ещё нет комментариев на данный момент, хотите добавить?

Написать комментарий

Только Зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.